Типология социального предпринимательства. Тип третий

Типология социального предпринимательства. Тип третий

Привет, третьим будешь? Сегодня хочу познакомить с третьим типом социального предпринимателя. «Спасатель» и «Делец» задали крайние точки спектра двух ярких индивидуалистов, с их противоположным отношением к деньгам. Спасатель помогает ради кайфа, Делец ради денег. Третий тип не интересуется материальными ценностями, но зациклен на своем социальном капитале.

Встречайте – Хоббит.

Хоббит не из-за пушистых лапок, а потому что хобби. Человек, который строит бизнес на своем увлечении. Хоббит создает особую среду, свой маленький чудный мир (правильнее Шир), где такие же энтузиасты, могут заниматься любимым делом: рукоделием, обучать танцам, шитью, пению и рисованию. Ходить вместе в походы и смотреть аниме, заготавливать дикоросы и пропагандировать ЗОЖ, лепить из глины и кататься на лошадях, ставить спектакли, сохранять народные промыслы, читать лекции, заниматься исторической реконструкцией, собирать фольклор, практиковать духовные расстановки и все, что душа пожелает.

Хоббит создает свое автономное пространство по типу клуба или кружка филателистов, в котором люди могут раскрыться и найти понимание, доверительно пообщаться с такими же чудиками. Реализовать моральное право на побег от офисной рутины, родительского бремени, политического маразма или несбывшихся надежд. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Да, любители изгиба желтой гитары и Грушинского фестиваля нынче предпочитают уютные коворкинги и антикафе вместо сырой палатки. Даже побег от цивилизации может и должен быть комфортным.

Общество жаждет и готово платить за то, чтобы их удивляли и развлекали. Сегодня миллениалы меряются не количеством хрустальных сервизов и шуб, но разнообразием жизненных опытов. При этом они же больше всего страдают от одиночества - «forever alone». Благодаря соц.сетям круг контактов расширился, но общение стало поверхностным. Миллениалы как бы застряли при переходе из оффлайна в онлайн (у старшего и младшего поколений нет такой проблемы, хоть и по разным причинам), поэтому вырос спрос ощущать себя частью какой-то группы, кружка, сообщества. Комьюнити-менеджер – ваш персональный Хома Брут, хештэгом очертит защитный круг от всякой нежити. Внутри светло и тепло, своя атмосфера, мифология и артефакты, можно неспешно починять примус и карму.

Вроде бы все предпосылки для успешной капитализации у Хоббита есть: создавай комьюнити, настраивай таргетинг, запускай лидогенерацию, следи за конверсией, усиливай виральность. Но не работает. Чистый бизнес для Хоббита не интересен, у него другая мотивация, а весь капитал символический. Ставка на неформальные отношения, ценностную близость и творческую самодеятельность, мешает развитию бизнеса.

Пусть наш Ванечка заваливает уже второй проект, но он же старается, куда мы его выгоним. Не нужны нам консультанты, мы проведем творческий конкурс идей. И маркетолог у нас есть баба Валя, она в торговле до пенсии работала. Я, конечно, утрирую, но Хоббиты действительно считают излишеством борьбу за сегменты рынка и клиентские ниши, ведь расширение бизнеса может разрушить братство кружка. Это маленький, но самодостаточный и гордый народ.

Когда напрямую спрашиваешь о доходах, Хоббит начинает шаркать ножкой и бормотать, что-то в духе: не важно, что никто не покупает… не в силах оценить мастерство наших шедевров, но пока мы едины, мы непобедимы. Держимся друг за друга, крупный бизнес помогает заказами, летом ярмарки пойдут...

Производство – лишь повод для общения, такой же, как столик в кафе или костер у реки. Если у предприятия нет прибыли – это проблемы предприятия, но не Хоббитов. Они закроют его и откроют другое или уйдут из бизнеса, ведь главное сохранить союз. Они во многом наследники движения хиппи и шестидесятников. Хайер уже не в моде, но жажда обрести свою коммуну никуда не делась.

Социальное предпринимательство позволяет поддерживать штаны и заявлять о своей самостоятельности. Мы не «грантоеды», честно стараемся уже который год. Хочется пригласить к ним Дельца на недельку, но высока вероятность, что после его «оптимизации внутренних бизнес-процессов» Хоббиты в панике разбегутся кто куда. Мечта Хоббита, чтобы кто-то организовал ему поток клиентов, а он учил их чему-нибудь в своей уютной мастерской, попыхивая трубкой.

Это не затворничество. Просто Хоббит верит в теорию малых дел. Мир не переделать, но можно менять реальность на расстоянии вытянутой руки, шаг за шагом и день за днем. Он не гонится за славой как Спасатель. Ему не нужны гигантские социальные холдинги как Дельцу. Всем не поможешь, но близким помочь можно и нужно. Делай что должно с тем, кто рядом. Большие социальные перемены начинаются с личных изменений внутри каждого человека, с персонального обнуления устаревших общественных конвенций. Кто-то должен запустить этот процесс, показать другой путь, альтернативное пространство возможностей.

Хоббит в рамках своего круга выступает проводником, как Морфиус заставляет Нео раскрыть глаза и поверить в свои силы. Учитель, жрец, шаман – он лечит души, освобождает от матрицы повседневности. Если Спасатель исправляет последствия общественных недугов, то Хоббиты действуют превентивно. Работая с инвалидами и детьми, ставя спектакли, развивая творческие навыки, организуя фестивали и перформансы, проводя дискуссии и открытые лекции, обучая иностранным языкам, - они увлекательно и ненавязчиво учат толерантности и культурному разнообразию, принятию инаковости, человеколюбию. Делают нас добрее, открытее и чище.

За всей этой самодеятельностью и наивностью стоят фундаментальные мировоззренческие установки, смягчающие остроту социальных конфликтов. Поэтому в следующий раз не пожалейте денег и купите глиняную поделку, войлочного кота или билет на творческий мастер-класс.

Узнали кого-то из своих знакомых? Напишите в комментариях. Остался еще один тип социального предпринимателя, с которым вас скоро познакомлю.

Начать дискуссию