Типология социального предпринимательства. Тип четвертый

Типология социального предпринимательства. Тип четвертый

- А сколько у нас мушкетов? - Четыре! - А сколько шпаг? - Четыре! - А сколько нас?

Правильно четыре. Четыре типа современных социальных предпринимателей. Повторюсь, Спасатель, Делец и Хоббит - лишь плод моих наблюдений. Но так как читатели охотно их приняли, примеряли на себя и знакомых, значит, не сильно я заблуждаюсь. Остался последний герой, может быть самый неочевидный и ускользающий, но не менее важный.

Встречайте – Продюсер.

Продюсер – человек, организующий производство социального проекта: от идеи до оценки результатов. При этом сам он редко, что-то делает своими руками. Его бизнес – коммуникация, социальные связи, но в отличие от альтруиста Хоббита, Продюсер всячески пытается их расширить и монетизировать. Он пробует разные комбинации между Спасателем, Дельцом, Хоббитом и внешним миром, устраивает творческие эксперименты и провокации. Проще говоря, сводит вместе нужных людей и доводит до блеска первоначальный замысел.

Продюсеров мало, но они обладают большим влиянием в сообществе. К ним можно отнести экспертов по теме, тех, кто организует мероприятия для социальных предпринимателей, кто занимается социальной рекламой, запускает онлайн проекты, ведет образовательно-просветительские инициативы, занят в инфраструктурных организациях, создает ассоциации и союзы. Лоббирует интересы социальных предпринимателей в органах власти, крупном бизнесе, академической среде, СМИ, налаживает мосты с зарубежными партнерами.

Про Продюсера трудно сказать, чем конкретно он занимается, поскольку в свою кухню пускает редко и регулярно меняет вид деятельности. Универсальная отговорка – «я реализую проект», как правило, два-три одновременно. У некоторых Продюсеров есть устойчивый бизнес «на земле», другие работают фрилансерами, третьи в найме, но регулярно проверяют мир на прочность своими инициативами.

Продюсер связывает сообщество между собой и внешней средой. Как иначе социальные предприниматели узнают о проектах коллег в Мурманске, Краснодаре, Саранске, Кирове, Новосибирске, Ставрополе, Тюмени, Ростове, Уфе и других городах. Именно Продюсер объясняет крупному бизнесу, почему нужно включать социальное предпринимательство в программы корпоративной социальной ответственности. Он аккумулирует и продвигает поправки в законодательство. Помогает собирать интервью и анкеты для академических исследований. Заседает представителем в рабочих группах и совещательных органах при разных институтах. Налаживает международное сотрудничество, обеспечивает импорт зарубежных социальных технологий и представляет Россию за рубежом.

Продюсеры бороздят общество вдоль и поперек по горизонтали и вертикали. Общаются с губернаторами и безработными, ведут переговоры с топ менеджерами и учат начинающих ИП, читают лекции студентам и открывают международные конференции, посещают детские центры и пансионаты для пожилых. Это требует развитых коммуникативных навыков, знания сленгов и императивов аудиторий.

Там где Спасатель годами бился с проблемой, Продюсер может подключить нужные связи, усилить общественный резонанс и сдвинуть дело с мертвой точки. В конце концов, популярность социального предпринимательства зависит от умения привлечь внимание общества, а это отдельная и большая работа (до которой обычно не доходят руки у первых трех типов). Злые языки назовут Продюсера «продавцом воздуха», добрые – амбассадором сообщества.

Порой действительно сложно считать предпринимателем человека без офиса, производственной линии, большого штата подчиненных и ритуальных планерок по понедельникам. Истинный Продюсер считает корпоративный культ чем-то вроде индустриального фундаментализма и атавизма. Поэтому он не особо жалует командно-административных Дельцов, предпочитая сетевые взаимодействия, горизонтальные связи с близкими по взглядам людьми. Языки, статусы и территориальные границы не помеха. Все необходимое можно привлечь со стороны, заключить тактические альянсы, автоматизировать, отдать в аутсорсинг, субподряд. Мир слишком быстро меняется, чтобы держаться за старые подходы и принципы. Цифровая социальная экономика рулит.

Пока Хоббит терпеливо развивает одно свое сообщество, Продюсер анонсирует десять, запустит пять, два раскрутит и лучшее успеет продать. Он избегает любых форм зависимостей, предпочитая скользящие контакты и контракты. Ноутбук, телефон, чашка кофе и стабильный wi-fi – вот его рабочие инструменты. Все лишние атрибуты долой.

Продюсер ценит мобильность, отсутствие бюрократии, свежие идеи. Адепт проектного мышления, поклонник культа новизны, без комплексов и стереотипов. Часть Продюсеров ограничивается рамками своего региона, но большинство усердно накапливает авиамили и визы в загранпаспорте. Такой образ жизни может быть и привлекателен внешне, но стоит вполне серьезных перегрузок. Продюсеры должны постоянно держать руку на пульсе, переключаться между проектами, отслеживать контрольные точки. Ночные перелеты, недосып, выступления, новые контакты – в какой-то момент сливаются в мельтешащий круговорот. Но на это тоже подсаживаешься, привыкаешь и иначе уже не можешь.

Продюсер – новатор, способный дерзостью воображения задать новые горизонты для других социальных предпринимателей. Он наиболее ярко воплощает образ любознательного дилетанта, который находит нужные связи и превращает их в сильную идею.

Узнали ли вы, дорогие читатели, в своем окружении таких Продюсеров? Как всегда, напишите в комментариях, что вы думаете о типологии. Если еще не читали, познакомьтесь с тремя другими типами на моей странице. Буду признателен за комментарии и репосты.

Начать дискуссию