Владелец бизнес-процесса: кто он такой и чем занимается

Он может быть в нескольких местах сразу. Очаровывает харизмой и обаянием. Складывает и умножает в уме трехзначные числа. Кто он такой? Владелец бизнес-процесса! Подробнее о том, чем он занимается — в статье.

Внедрение процессного подхода подразумевает множество изменений. Это не только новые правила и ИТ-системы, но и появление в структуре компании новых ролей. Одна из них — владелец бизнес-процесса. Разберемся, кто такой этот таинственный герой и чем он занимается.

Владелец бизнес-процесса — это человек, который несет полную ответственность за процесс. Он наделен управленческими полномочиями, так как имеет право вмешаться в процесс и инициировать его изменения. Владельцем процесса может стать руководитель высшего звена (и сочетать эту роль со своими функциональными обязанностями), функциональный менеджер (например, в случае если процесс не сквозной, не затрагивает несколько отделов одновременно) или даже специалист-энтузиаст.

Что делает владелец процесса?

  • Проектирует процесс, курирует его внедрение, а потом постоянно совершенствует;
  • Определяет и отслеживает KPI процесса, принимает решения о внесении изменений на основе результатов;
  • Оформляет документацию по процессу;
  • Курирует обучение сотрудников в рамках работы по процессу;
  • Взаимодействует с сотрудниками, участвующими в процессе: контролирует выполнение и соблюдение регламентов, назначает роли, консультирует по вопросам и выполняет роль лидера.

Soft skills, необходимые владельцу процесса

В работе владельцу бизнес-процесса помогут следующие навыки:

  • Развитые лидерские качества. При внедрении процессного подхода владелец бизнес-процесса — это новая роль, и назначенный на нее человек мог ранее не быть прямым руководителем того или иного сотрудника. Поэтому уже на начальном этапе важно вызвать доверие и мотивировать исполнителей процесса, а после — поддерживать запал.
  • Умение анализировать. Владелец процесса планирует ресурсы, которые потребуются для функционирования процесса. Это и персонал, и финансы, и ИТ-решения — абсолютно все, что нужно, чтобы выстроить работу. Важно постоянно анализировать результаты, предлагать варианты оптимизации и аргументировать потребность в дополнительных ресурсах.
  • Коммуникабельность. Владельцу процесса нужно выстроить эффективные коммуникации со всеми участниками процесса. Важно уметь доносить идеи — как до линейного персонала, так и до руководства. А также грамотно передавать решения сверху в команду участников процесса.
  • Клиентоориентированность. Процесс должен быть выстроен в соответствии с целями организации, которые в конечном итоге направлены на клиента и служат его потребностям.
  • Креативность. Важно уметь посмотреть на процесс под разными углами и найти нестандартные варианты решения проблем, неочевидные способы улучшений.
  • Гибкость и инициативность. Владелец процесса должен уметь быстро подстраиваться под изменения, решаться на риск, не бояться внедрять новое и брать на себя ответственность за решения.

Заключение

Владелец бизнес-процесса — это ориентированный на результат лидер, который способен выстроить работу нескольких функциональных подразделений и постоянно ее совершенствовать. Он взаимодействует и со специалистами-исполнителями, и с высшим руководством. Идеальный результат для него — это эффективный бизнес-процесс, приносящий ценность компании и выстроенный таким образом, чтобы исполнителям было комфортно в нем работать, а изменения приносили пользу.

Где искать владельца бизнес-процессов? Об этом расскажем в следующих статьях! Оставайтесь с нами.

👉🏻 Больше интересных материалов о процессном управлении — в Telegram-канале PIX Процессы

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда