Где искать владельца бизнес-процесса?

Недавно мы рассказали о роли владельца бизнес-процесса. А сегодня поговорим о том, где его искать и как выбирать: разберемся на булочках 😉🥐

Где искать владельца бизнес-процесса?

Владелец бизнес-процесса — это человек, который знает о процессе абсолютно все. Именно поэтому искать его стоит среди менеджеров, которые уже принимают участие в бизнес-процессе. Но кого именно выбрать?

В выборе кандидата помогут следующие критерии:

  • Объем части сквозного процесса, которая приходится на подразделение менеджера-кандидата. Если в бизнес-процессе есть команда, которая занимается большей частью работ, использует наибольшее число ресурсов для его реализации, стоит рассмотреть в качестве кандидата менеджера именно этой команды.
  • Понимание кандидатом роли других подразделений в этом бизнес-процессе. Владелец должен знать все этапы процесса, выстраивать взаимосвязи между его участниками и регулировать ресурсы. Поэтому важно, чтобы кандидат понимал, какую роль в бизнес-процессе играет не только его команда, но и все остальные участники.
  • Заинтересованность кандидата в повышении эффективности процесса. У кандидата должны быть мотивация к постоянному улучшению.
  • Компетентность и коммуникабельность руководителя, его взаимоотношения с собственной командой и другими подразделениями, которые участвуют в бизнес-процессе. Владельцу бизнес-процесса важно организовать деятельность нескольких команд. Так что без лидерских качеств и умения договариваться — никуда.

Американский специалист по управлению качеством Джеймс Харрингтон в своей книге «Совершенство управления процессами» советует такой способ выбора владельца бизнес-процесса: задать себе несколько вопросов. Ответим на них на примере продаж булочек в кофейне. Там на роль владельца процесса претендуют 2 человека — главный бариста, который организует продажу булочек, и главный пекарь, который их печет.

  • У кого из менеджеров больше всего людей задействовано в данном процессе? У главного пекаря — у него на кухне булочки пекут 4 младших пекаря, а в кофейне их продают всего лишь 2 человека.
  • Кто из них расходует больше всего рабочего времени на этот процесс? Главный бариста — кофейня работает 12 часов в сутки, а пекари пекут булочки на весь день с утра.
  • Кто из них испытывает наибольшие сложности из-за неэффективности процесса? Главный бариста — если булочки не поступят на прилавок вовремя и будут невкусными, ему будет нечего продавать клиентам.
  • Чья репутация укрепится сильнее всего при условии надлежащего управления процессом? Главный бариста — чем вкуснее булочки, тем больше клиентов порекомендуют кофейню друзьям.
  • Кто из них получит наибольшие выгоды от надлежащего функционирования процесса? Главный бариста — чем вкуснее булочки, тем больше вероятность, что кофейня выполнит план продаж и тем больше чаевых заработают бариста.
  • Кто обладает наибольшими возможностями для внесения изменений в процесс? Главный пекарь — именно он управляет младшими пекарями, которые пекут булочки и передают их на прилавок кофейни.

В итоге счет 4:2 в пользу главного бариста — ему остается только выстроить коммуникацию с главным пекарем: договориться о нужном количестве и качестве булочек. Но придется взять на себя и дополнительную ответственность — узнать, откуда берется сырье для булочек и можно ли заказать его дешевле, познакомиться со всеми пекарями и т. д. Хорошо, что у нового владельца процесса есть мотивация к этому — от качества булочек напрямую зависит его доход.

Вопросы, которые предлагает Харрингтон, помогут выбрать человека, который не просто хорошо знает процесс, но и будет заинтересован в новой роли для личностного развития — а это точно даст бонус к мотивации. Зачем предлагать роль тому, кому она не нужна? В нашем примере важно то, что личная цель главного бариста — продать как можно больше и заработать на этом — соответствует основной цели производства булочек. Поэтому бариста будет заинтересован в том, чтобы взаимодействовать с пекарями и совершенствовать процесс на всех его этапах.

Вовлеченный сотрудник, который заинтересован в развитии бизнес-процесса, отлично знает все его нюансы и может выстроить плодотворные отношения с участниками процесса — лучший кандидат на роль владельца бизнес-процесса.

✨ Еще больше интересных материалов на тему процессного управления — в Telegram-канале PIX Процессы

Начать дискуссию