Gem4me: как все начиналось

Начиналось все, разумеется, с желания быстро разбогатеть :)

Привет. Мы — команда мессенджера Gem4me. Да-да, мы знаем, что «все уже в телеге и вацапе», но хотим напомнить, что еще несколько лет назад все были в Skype, а до него в ICQ. А в свете текущих политических событий скорость перемещения людей между сервисами (как и судьба этих сервисов) вообще непредсказуема. Но мы не будем о политике. Она, безусловно, влияет на наши текущие планы. Но на нашу историю — не влияет, а именно о ней мы хотели сегодня рассказать.

История эта начинается в 2016 году. Именно тогда мы решили, что все мессенджеры, которыми мы пользуемся, нас раздражают, затем раздражение пересилило лень, мы нашли инвесторов и решили запилить свой мессенджер. С тех пор прошло более шести лет и нам есть что рассказать об этом опыте. Можно было бы назвать его классической “ошибкой выжившего”, но мы не будем настолько самонадеянны — еще слишком много всего нужно сделать.

Легко назваться бриллиантом, нелегко им стать

Пожалуй, самым простым в истории рождения Gem4me был нейминг — бриллиант трактуется однозначно, 4me приложилось как-то само собой. Сейчас мы от этого суффикса начинаем слегка страдать, потому что в Японии с ним неудобно (ну, не любят там цифру 4, но когда мы начинали, кто о ней думал, о Японии. Теперь-то думаем, но это тема уже совсем другой статьи). С техническими задачами в любом случае было на порядок сложней.

Мы долго искали маскота, пока наконец не сообразили, что он уже заложен в названии и логотипе. Знакомьтесь — Джемик :)
Мы долго искали маскота, пока наконец не сообразили, что он уже заложен в названии и логотипе. Знакомьтесь — Джемик :)

Мы хотели создать нормальный человеческий мессенджер, удобный, простой, универсальный, и чтобы его можно было развивать в любую сторону: хочешь, ботов для него пиши, хочешь — стикеры рисуй, хочешь — сиди трансляции веди в своем канале. Сейчас эта заложенная изначально многозадачность нам очень помогает: например, блогеры, которые потеряли возможность вести каналы на привычных площадках, переходят в Gem4me, и все что нам нужно — просто допиливать функционал под их хотелки (fyi: кэп подсказывает, что хотят они зарабатывать, так что сейчас мы заняты тем, что пилим биржу объявлений и прочий платный функционал).

Но мы отвлеклись, вернемся к старту. В общем, мы начали делать мессенджер. С сообщениями, сообществами, статьями, созвонами, шарингом экрана, конференциями и вот этим всем. И сразу. И по работе чтоб можно было, и с бабушкой перекинуться парой слов. Идеи фонтанировали со страшной силой, а вот экспертизы явно не хватало (но мы, разумеется, тогда этого не понимали; если б понимали, никогда бы даже не ввязались в эту авантюру).

Первые три года ушли на поиски себя. Мы перескакивали от одной фичи к другой, бросали начатое на полдороге из-за новой гениальной идеи, в итоге ничего толком не могли доделать, даже понять общую структуру. Кое-как нащупывали действительно классные идеи по функционалу и старались докрутить интерфейс хотя бы до уровня “можно разобраться без таблеток”. Вот вам три главных вывода, которые мы вынесли за эти веселые первые годы:

  • Дизайн, разработанный на коленке левым аутсорсером, впоследствии потребует вдесятеро больших вложений.
  • Когда код даже не пытаются снабжать документацией и комментариями, через три года он превращается в тыкву.
  • Когда не знаешь, как что-то сделать — не надо это делать абы как. Не ведитесь на все эти лозунги “главное начать, в процессе разберемся”. В процессе не разберетесь, потому что застрянете в техническом долге. Идите и учите матчасть, а еще лучше — сразу не экономьте на классных дорогих специалистах.

Ну а главная ошибка на старте — нам хотелось сразу все монетизировать, поэтому мы в то время часто называли себя "денежным мессенджером". Чуть ли не со дня создания мы начали заигрывать с криптой. Придумали даже собственный токен и почти его запустили. А потом случилась вся эта история с Telegram, и она сильно охладила наш пыл. Впрочем, избавившись от одной иллюзии, мы тут же попали в плен к другой: решили, что будем продвигать мессенджер, не используя классические способы закупки трафика. И правда, можно же просто давать деньги пользователям за приглашение друзей. Просто, элегантно, шикарно! Только... не работает. Ботов, которых нам тогда наприглашали, мы вычищали еще пару лет.

В общем, ни одна из идей резко разбогатеть не выгорела, да и репутацию они нам подпортили изрядно. Но какая же молодость без ошибок?

<p>У нас не сохранилось ранних вариантов дизайна, но гугл, к сожалению, помнит все</p>

У нас не сохранилось ранних вариантов дизайна, но гугл, к сожалению, помнит все

Итак, спустя три года у нас был мессенджер. О да, он был. Только мы даже сами им не пользовались, до того он был сырой. Он бесил QA, лидов всех команд (у нас их четыре — iOs, Android, Web и сервер), инвесторов и обычных пользователей примерно одинаково. Костылей было понатыкано столько, что мы иногда сами не понимали, как это все вообще работает.

В 2019-м мы приняли тяжелое для ЧСВ решение переписать всю техническую часть с нуля, а заодно и поменять дизайн. Обслуживание технического долга, конечно, обошлось бы нам дешевле, но ненамного. Да и нервы не бесконечные (не у нас, мы терминаторы. У пользователей).

Дизайнера мы, наученные горьким опытом, взяли в штат. И, о чудо, вскоре у нас появился нормальный, лаконичный дизайн, который никого не бесил. Красный цвет мы выбрали еще на старте в 2016 году, потому что нам хотелось выделяться среди прочих мессенджеров, которые почему-то все как на подбор синие или зеленые, но все эти годы разброда и шатаний мы даже одного оттенка не могли выдержать — вечно нас заносило то в мерзко-розовый, то в кроваво-алый.

До 2019 года у нас было несколько логотипов в разных цветах. После редизайна остался один
До 2019 года у нас было несколько логотипов в разных цветах. После редизайна остался один

В то время нам помогала дружественная IT-структура, откуда пришло несколько очень сильных специалистов (сейчас они все — лиды, и набирают новых людей). У команды уже был опыт в разработке довольно известного в мире мессенджера — название на слуху, но сохраним интригу. Нам, разумеется, не хотелось делать идентичный, и чтобы ни у кого даже в мыслях не было пытаться сравнить нас, мы объединились с командой ребят, которые разрабатывали свой маркетплейс. Так у нас появился MarketSpace. Команды Gem4me и MarketSpace работают отдельно друг от друга (территориально в том числе — если большинство разработчиков мессенджера находится в Беларуси, то MarketSpace базируется в Латвии). Но мы всегда на связи друг с другом, потому что многие вопросы приходится решать сообща.

Всё, что нужно и хочется

Текущая версия Gem4me отличается от того, на чем мы остановились в 2019 году, примерно как овчарка от болонки. Если у вас уже был опыт установки, разочарования и удаления — мы вас очень хорошо понимаем, но бесстрашно предлагаем познакомиться заново (кому мы врем, нам все равно страшно! Там еще работы вагон).

Два слова про интерфейс. Основные разделы — чаты, каналы и маркетплейс.

В чатах есть всё, что нужно для коммуникации: обмен сообщениями, файлами, звонки и видеоконференции. Наша гордость — бесплатные видеозвонки без ограничений по количеству пользователей, расшифровка голосовых и безлимитный по весу обмен файлами. Кое-кто, не будем показывать пальцем, за это недавно начал брать деньги, но мы не такие жадные (пока).

Каналы — это коллекция сообществ, новостных порталов, блогов и групп по интересам. Мы добавили рекомендации и обновляем ранжирование предложений, чтобы подборки попадали под интересы пользователя, но не притесняли его возможность узнать что-то новое и необычное.

Пару лет назад у нас не было каналов. Сегодня их более ста тысяч. Примерно 20% были созданы в марте 2022 в процессе “исхода блогеров” сами знаете откуда
Пару лет назад у нас не было каналов. Сегодня их более ста тысяч. Примерно 20% были созданы в марте 2022 в процессе “исхода блогеров” сами знаете откуда

MarketSpace — торговая платформа для публикации объявлений от частных лиц и представителей компаний. Эквайринг уже подключен в Штатах, Европе и в России (в России пока тестируем, но скоро в бою). Покупатель может напрямую связаться с продавцом через Gem4me и уточнить характеристики товара, или, например, попросить скидку.

Для мобильной версии в приложении отображается список звонков, которые пользователь совершал, чтобы их было проще отслеживать и повторять.

По причинческим технинам

Gem4me написан под все используемые на данный момент платформы: Web, iOS, Android. Мы долгое время поддерживали все версии, но от первородных андроидов старше пятой версии всё-таки отказались. Впрочем, если вашему дедушке нравится его старый кнопочный телефон, к которому он привыкал последние сто лет, веб-версия свяжет вас в чате. Для регистрации потребуется только отправить из веба смс для подтверждения и готово — hello world.

В зависимости от версии Gem4me пишется на JavaScript, ReactJS, Swift, Java и Kotlin. Мы используем несколько фреймворков, облака для хранения данных и поддерживаем кросс-браузерность. Функционал звонков реализован с помощью WebRTC.

Миру — мир!
Миру — мир!

Одна из важнейших задач в разработке — низкое энергопотребление по сравнению с другими мессенджерами. Это и преимущество, и суровая необходимость, зато, например, для Android оно составляет всего 0,3%.

Мы всячески избегаем ограничений, поэтому у нас есть:

  • Бесплатные видеоконференции неограниченной длительности;
  • Инфоканалы и возможность редактирования отправленных сообщений;
  • Статьи, черновики, трансляции;
  • Возможность переводить донаты любимым блогерам (и мы не берем за это никаких комиссий);
  • Бот-переводчик на 17 языков, позволяющий общаться в международном формате, и расшифровка голосовых (тоже бесплатно);
  • Возможность читать прессу в новостных каналах с любых источников;
  • Marketspace и возможность рекламировать свои продукты и услуги прямой продажи в приложении.

Карта желаний или Планы на будущее

Шесть лет — это, с одной стороны, немалый срок, а с другой — у нас, кажется, все только начинается. На этот год мы наметили себе мощный план, в том числе он включает:

  • полноценную монетизацию в каналах (блогеры хотят зарабатывать, и мы их понимаем и поддерживаем);
  • персонализированную новостную ленту (будет собираться исходя из интересов пользователя — новостной портал мы, конечно, не заменим, но уж точно это будет лучше, чем в одной всем известной соцсети, которую признали экстремистской)
  • еще больше анимированных стикеров, фонов и прочей красоты, которую кое-где отдают только за деньги.

Это, конечно, не все, но для статьи, которая писалась как вступительное слово — достаточно. Ну и напоследок немного цифр: к концу лета 2022 у нас уже более 31 миллиона установок в 160 странах, причем Россия по количеству пользователей даже не в первой десятке.

Это отчет о новых пользователях в январе 2022. Тогда у нас России даже в списке не видно было. Сейчас стало видно, но доля все равно невелика. Пора это исправить!
Это отчет о новых пользователях в январе 2022. Тогда у нас России даже в списке не видно было. Сейчас стало видно, но доля все равно невелика. Пора это исправить!

Будем рады критике, а особенно — личному опыту использования! Ругаться можно в комментах, обещаем их читать, даже сквозь слезы :)

56
47 комментариев

а че с дизайнером такая борода получилась? щас народ избалован качественным визуалом. надо было сразу делать все по красоте, а не колхозно.

13
Ответить

В самом начале пути нас пугали ценники на хороших дизайнеров. После того, как мы познакомились с ценой переделывания дизайна с нуля, поняли, что были не правы))

2
Ответить

Вы бы в своем новомодном мессенджере хоть сделали возможность голосовые прослушивать на быстрой скорости! Неудобно же слушать когда большие по длительности присылают

5
Ответить

Мы сделали расшифровку. Над ускорением подумаем, спасибо за идею :)

2
Ответить

Ребята, молодцы! Рад, что хватило терпения и настойчивости довести до нормального продукта! Пользуюсь мессенджеров, очень доволен
Многое ждёт нас впереди, с нетерпением жду запуска Маркетплейса в РФ.

5
Ответить

Все ждал, что в конце статьи вы напишите - и мы поняли как зарабатывать, сделали платную подписку для пользователей. Спасибо, что хоть вы этой хренью не страдаете (пока).

5
Ответить

У нас будет монетизация для блогеров, и платные подписки тоже, с них мы планируем получать комиссионные)) А от идеи какой-то функционал загонять под пейвол мы отказались.

Ответить