Еврейский музей представил четвертый проект русского авангарда

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Экспозиция посвящена созданию всемирно известной школы русского авангарда.

Вернисаж организовали председатель Совета попечителей Еврейского музея, инвестор Александр Клячин, генеральный директор музея Александр Борода, исполнительный директор музея Кристина Краснянская в сотрудничестве с Ельцин центром и культурным проектом «Энциклопедия русского авангарда».

Кристина Красянская отметила, что открытие выставки не случайно совпало с началом юбилейного сезона музея – традиционно каждый сезон начинается с показа искусства авангарда. Она ознаменовала этот проект как одно из самых важных культурных мероприятий в столице.

Основной темой выставки стало зарождение школы русского авангарда и ее дальнейшее развитие Казимиром Малевичем. Экспозиция охватывает три ступени становления новаторского искусства - от создания творческого объединения «Учредители нового искусства» (УНОВИС) в Витебском художественном училище в 1919 году до трансформации популярного течения в постсупрематизм десятилетием позже.

«Российская школа авангарда, заложенная Казимиром Малевичем, известна во всем мире. Целью данной выставки было собрать все значимые работы авангардистов и представить их публике под новым углом. В результате выставка получилась яркой и настоящей», - заявил Александр Клячин.

В музейных залах представлено 98 работ самых известных русских авангардистов, переданных из собрания российских музеев и частных коллекционеров. Кроме работ Малевича, можно ознакомиться с произведениями Марка Шагала, Льва Юдина, Константина Рождественского, Роберта Фалька, Николая Суетина, Ильи Чашника, Веры Ермолаевой и многих других. Впервые после инцидента в Ельцин Центре выставляется картина Анны Лепорской «Три фигуры», безликим персонажам которой ранее были пририсованы глаза.

По словам Александра Бороды, авангард играет для Еврейского музея принципиально важную роль. Новая экспозиция стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. Гендиректор музея подчеркивает, что центральной фигурой каждой из проведенных экспозиций остается Малевич. Неудивительно, что и текущая выставка названа в честь трактата основоположника супрематизма о парадигме беспредметного искусства.

Кураторы предлагают посетителям окунуться в искусство авангарда через призму Льва Юдина, ученика Малевича. Главная нить повествования истории развития новаторского искусства позаимствована из дневников Юдина. Благодаря данной концепции, в беспредметное искусство вкладывается вполне осязаемый смысл.

Оформление залов продумано до мелочей. Так, в самом начале экспозиции произведения Малевича и Шагала расположились напротив друг друга. Таким образом, пространство между авангардистами, как и при их жизни, буквально поделено надвое. Этот шаг символизирует конфликт между художниками, который перерос в драматичное противостояние. Малевич и Шагал по-разному воспринимали супрематизм и его роль в искусстве. Окончательно их отношения разорвались после того, как Малевич увел всех учеников Шагала, вынудив его покинуть художественной училище и родной Витебск.

Выставочное пространство музея заиграло по-новому благодаря современным технологиям. Основную экспозицию дополняет спецпроект «Я – Малевич», который позволяет гостям прогуляться по галерее в сопровождении одного из художников, работы которых представлены в музее. С помощью наушников и смартфона можно пройти все экспонаты в аудио сопровождении передовых мастеров авангарда.

Такой интерактивный подход позволяет взглянуть на искусство с нового ракурса, превращая сухие исторические факты в интересный игровой процесс. Более того, к некоторым экспонатам можно в буквальном смысле прикоснуться. В залах предусмотрены тактильные копии произведений.

Выставка русского авангарда продлится до 19 февраля 2023 года.

Начать дискуссию