Как упростить жизнь малому бизнесу: интеграция с налоговой и системой быстрых платежей в приложении на 3 экрана

Trinity Monsters существуют на рынке студий мобильной разработки уже больше 7 лет. За это время мы успели поработать с Газпром нефтью, музеем Гараж, крупнейшими российскими retail-сетями и банками. В этой статье мы хотим поделиться интересным опытом — создания сервиса для предпринимателей «ВТБ Бизнес QR» всего за 1 месяц.

Как упростить жизнь малому бизнесу: интеграция с налоговой и системой быстрых платежей в приложении на 3 экрана

Изначально ВТБ пришли к нам с запросом сделать концепт приложения на 2-3 экрана, через которое индивидуальные предприниматели могли бы принимать платежи, не используя терминал. Это должен был быть сервис для генерации QR-кодов, который создавал бы «вау-эффект» своим нестандартным для банка интерфейсом и легкостью использования. Такое приложение значительно упрощает жизнь бизнесу и экономит его деньги, например, на пресловутых кассовых аппаратах. Зачем предпринимателю, продающему мандарины, просить переводить деньги на карту, если он может просто показать QR-код?

Для нас это стало интересной задачей, мы увидели в ней дополнительную ценность, так как быть предпринимателем в России и без того — особенная миссия.

Чего хотел клиент

Разбив работу на этапы, мы каждую неделю встречались с клиентом у него в офисе — так сохранялся ритм, особенно актуальный при сжатых сроках.

Такой подход стал самым эффективным способом наладить прочную коммуникацию. Работая внутри компании-клиента, мы не были для ее коллектива неодушевленными ботами, нас знали по именам и в лицо. Как отдача — доверительное общение, взаимопонимание и существенно сокращенные сроки согласования.

Когда получаешь заказ от банка, успешный конечный продукт представляется как что-то скучное, сделанное без единого отклонения от гайдов. Мы пользовались этим принципом, но когда мы презентовали концепт первый раз, оказалось, что заказчик ждал ярких, нестандартных решений — именно поэтому и обратился к нам.

На вторую встречу с представителями банка мы позвали нашего креативного стейкхолдера — Олега Чекалина. Он так горячо и с чувством рассказывал о будущем проекте, что меня потом вполне серьезно спросили: «Все понимаем, но зачем вы наняли актера?»

Второй концепт так вдохновил клиента, что он решил презентовать приложение на выставке FINOPOLIS в Сочи. До выставки оставался месяц, поэтому делали приложение в классическом для диджитал агентств ускоренном режиме.

Пользовательский путь

Мы выдержали приложение в стилистике банка, но добавили ему индивидуальности нового продукта. Интерфейс должен был оставаться простым, чтобы решить главную задачу — оптимизировать процесс получения оплаты для малого и среднего бизнеса.

Как упростить жизнь малому бизнесу: интеграция с налоговой и системой быстрых платежей в приложении на 3 экрана

Так мы пришли к идее приложения, в котором не будет никакой избыточной информации — одна кнопка. Если функционал перегружен, фокус пользователя рассеивается, особенно это касается банковских приложений. Несмотря на простой интерфейс, мы соблюли все ограничения — в итоге под «капотом» были сложные интеграции и куча возможностей, ведь любое банковское приложение оперирует тысячами сущностей.

При регистрации предпринимателя все данные из аккаунта ВТБ синхронизируется с базой приложения: пользователю представляется анкета, в которой информация о бизнесе уже заполнена (название, ИНН и т.д.) Предприниматель либо подтверждает эту информацию, либо вносит правки. После нажатия на кнопку «Продолжить», подтверждение статуса самозанятого и подключение к СБП происходит автоматически.

Знакомство с сервисом происходит ненавязчиво — не обязательно сразу регистрироваться в налоговой и переходить на другие сайты. Предприниматель может использовать приложение сразу после регистрации, просто без интеграции с налоговой он не сможет получать чеки и, соответственно, декларировать свой доход. Мы добавили подсказку — «Нажмите на кнопку, и мы подключим вас к налоговой», после этого выписка чеков станет доступна, а информация о доходах будет автоматически передаваться в ФНС.

Мы постарались избавить предпринимателей от необходимости обращаться к Гуглу, поэтому вся информация, которая теоретически может пригодиться — есть в приложении. Более того, пользователю не нужно знакомиться с лишней для него информацией — весь дополнительный функционал появляется только по мере необходимости. Если ты ИП — приложение будет работать с тобой как с ИП, а не как с ООО.

Как упростить жизнь малому бизнесу: интеграция с налоговой и системой быстрых платежей в приложении на 3 экрана

Как сделать приложение для банка интересным

Мы добавили элементы геймификации, чтобы сделать процесс получения денег еще более увлекательным. В приложении есть трекер, который позволяет по QR-коду устанавливать денежную цель и собирать деньги, например, на подарок. Предложили идею виртуальной копилки — «digital-свинки», в которую можно откладывать деньги. Придумали интеграцию с мессенджерами: можно производить оплату с помощью Apple Pay прямо в чате и не пользоваться счетами.

Также добавили анимации и кастомный QR-код: страница приема платежей для малого бизнеса меняет свой вид в зависимости от объема продаж. Разноцветный QR-код считывался не всегда, проблемы возникали при считывании под углом с экранов плохих андроидов — пришлось эту фичу исправлять. Мы сделали более контрастные цвета и увеличили размеры кодов.

Все решения призваны улучшить пользовательский опыт и продолжительность сессий за счет предусмотрения всех возможных сценариев использования. Идеи возникали на совместных брейнштормах, во время которых мы пытались найти все боли, которые можем решить.

Интеграция с Системой быстрых платежей и ФНС

Кроме самой разработки продукта, за это время нам нужно было интегрировать в приложение Налоговую службу и Систему быстрых платежей Банка России.

Как упростить жизнь малому бизнесу: интеграция с налоговой и системой быстрых платежей в приложении на 3 экрана

Здесь нам помогла постоянная коммуникация с ФНС. Правда, из-за внезапных изменений в api со стороны налоговой, нашему программисту в отпуске пришлось кодить прямо с телефона на грузинских серпантинах. Документацию мы получили в последний момент, до этого приходилось выкручиваться самим.

Тестировали прямо по дороге на выставку, подключение состоялось в день презентации. Мы представили продукт, но начались проблемы со службой безопасности ВТБ: оказалось, что банку проще сделать новый внутренний проект, чем интегрировать наш. Согласование могло идти полгода — а им уже надо запускаться, поэтому в итоге они просто взяли наш дизайн и наработки.

Как стендап помог нам быть быстрее

По утрам участники проекта по 20 минут рассказывали о проделанной работе и проблемах, с которыми они сталкиваются или предвидят. Решения предлагались на месте всей командой. Так проблемы исчезали, а не откладывались, чтобы всплыть к сдаче проекта. Мы назвали этот формат «ВТБ-стендап».

Всю команду зацепил этот кейс: с одной стороны, мы работали с крупным банком и от нас ждали скорости и технологичности (сложных интеграций), но с другой — у нас было пространство для креатива. Мы с самого начала были заряжены на реализацию проекта, в том числе потому что представители ВТБ были максимально лояльными. Возможно, из-за того, что продукт должен быть готов уже через месяц.

Вывод

Тесное взаимодействие с клиентом позволило нам сделать приложение с непростыми интеграциями всего за месяц. Также большую роль сыграли ежедневные командные обсуждения проекта. Конечно, в реальности все оказалось совсем непросто — пришлось учесть сценарий оплаты наличными, разбираться с тоннами юридической информации: чем самозанятые в приложении отличаются от ИП и ООО, кто какие налоги будет платить и другие бюрократические тонкости. Важно было не отпугнуть пользователей, т.к. в России до сих пор силен стереотип о сложностях взаимодействия бизнеса и бюрократии.

Наверняка, все видели в магазинах объявления «По техническим причинам карты не принимаются». Зачастую маленьким продавцам просто не под силу платить высокие проценты Visa или MasterCard за эквайринг, особенно в контексте последних событий. Надеемся, что с ростом числа сервисов, подобных «ВТБ Бизнес QR» такая проблема постепенно отпадет.

11
13 комментариев

Сервис в итоге работает у ВТБ?

1

Работает! Оставили ссылку в первом абзаце 

1