Каково работать системным администратором в городской поликлинике

Каково работать системным администратором в городской поликлинике

Всем доброго дня!

Герой нашего сегодняшнего интервью - Василий. (ссылка для связи с Василием)

Василий - специалист системного администрирования с 12 летним стажем.

Последнее место работы Василия - городская поликлиника.

- В чем преимущества и недостатки работы системным администратором

- Каково работать в сфере здравоохранения , когда в штате лишь 2 сис.админа

- Как стать компетентным специалистом

- Почему по итогу решил уйти в Big Data

Обо всём этом в нашем интервью. Приятного чтения)

1. Расскажите о себе, на кого учились, кем работали до того, как стать системным администратором?

Работаю системным администратором года так с 2010. Заканчивал я Сельскохозяйственный университет, по специальности технолог с/х производства. Хотя специальность и техническая, но от IT все таки далекая.

Как-то деньги были нужны, временно устроился развозить газеты в медиахолдинг и «прижился» специалистом отдела ИТ. И не просто прижился, а таки стал специалистом и проработал там целых 5 лет. С тех пор то я от компьютера не отходил.

Поначалу это была примитивная поддержка пользователей, потом постепенное углубление в построение и администрирование сетей.

2. Почему именное системное администрирование заинтересовало вас?

Вот не могу сказать точно почему именно системное администрирование. Наверно так вышло. Интересно было. Пробовал много чего. И сайты простенькие делать и админить существующие приходилось (нашей организации конечно же), но не зацепило.

В администрировании же постоянно какие-то сюрпризы. Да одни только пользователи чего стоят)) Порой такого начудят до чего ни один тестер бы в жизни не догадался. Так что скучать не приходилось — а это в работе главное!

3. Так как системное администрирование местами размытое понятие, хотелось бы узнать о специфике работы. Условно можно выделить три вида сис.админов:

- Сис.админ сидит в офисе, чинит бабушкам из бухгалтерии принтер, админит старый сервачок на убунту, и заводит пользователей в AD-шку

- Сис. админ, который крутит кластеры, настраивает куберы

- Сис. админ который проектирует сети, продумывает архитектуру сети, вертит BGP, MTU, цепляет целый подсети к VPN-ам, крутит Циски и Джуниперы

Кто вам ближе?

Да, системное администрирование понятие очень размытое. Да даже между сисадмином и эникеем или между сисадмином и программистом зачастую нет прямой четкой границы. То приходится бумагу из принтера выковыривать, то скрипт писать для выгрузки базы данных. Чем не программирование? ))

Из Ваших условных трех видов сисадминства мне не подходит наверно только второй пункт. На моем последнем месте работы штат айтишников состоял из двух (!) человек. А работал я в поликлинике. Т.е. структура организации состояла из трех огромных зданий собственно поликлиник в разных концах района и административная часть тоже имела отдельный адрес. Исходя из этого, приходилось и в качестве эникея бумагу бабушкам вытаскивать и через VPN четыре подсети собирать в кучку.

Вообще, информатизация медицинских организаций в последнее время проводиться действительно ускоренными темпами. Учитывая «пилотность» почти всех проектов, это по настоящему головная боль. Придя в эту организацию в 2015 у меня в «парке» было около 20 машин + сервер. Уже через два года «парк» разросся почти до 600 машин и 4 серверов. Штат айтишников, к слову сказать, расти никак не хотел и нас по прежнему было двое. Особенно было весело, когда один из нас уходил в отпуск. Поэтому старались не болеть хотя бы)) Так что тут мне, можно сказать, не повезло быть на самом острие этой информатизации.

Вот и приходилось проектировать сеть, соединять ее сегменты в единое целое и не забывать про «бабушек» с бумагой. Обучение персонала тоже на нас было. Планирование потребностей и отчетность тоже. Внедрение как оно есть, во всей красе.

Тут особенно стоит отметить, что в медицинских организациях совершенно особенные требования к защите информации. Поэтому приходилось работать сразу с двумя контурами — обычная сеть с выходом в интернет и закрытая шифрованная региональная сеть здравоохранения. Кстати, их нельзя объединять. Технически, конечно, можно, но по правилам нет. Это придавало особенную изюминку к любой самой простой манипуляции с компьютерами. Фраза «Ничего не предвещало...» стала для нас самой распространенной))

4. Занимались ли вы самообразованием в сфере администрирования самостоятельно после работы? Если да, то какие ресурсы использовали?

Вопрос самообразования всегда интересный. Хотелось бы написать, что я молодец и после работы зачитывался «Linux для чайников», но не буду))

Дело в том, что в нашем случае «после работы» просто не существовало. Сервер совершенно не собирался считаться с нашим свободным временем. Ревновал наверно)

У системного администратора, как правило, ненормированный рабочий день. А в поликлинике тем более. Например, мне позвонили рано утром 2 января и сообщили, что не могут выбить справку о смерти. Конечно, я не мог не приехать. Просто по человечески.

Поэтому самообразовывались мы в процессе решения той или иной проблемы. Просто спускали очередное распоряжение сверху и мы эту проблему решали. Читали книги, искали схемы и решения в интернете, звонили «старшим товарищам» за советом.

Вот уже под конец, да — я таки записался на курсы data engineer. С таким графиком было трудно, но я осилил. Нерешаемых задач нет!

5. Был ли у вас кабель-менеджмент в серверной?

Да был. Но полноценный только в моей)) Остальные три обходились без этого. Дело в том, что только в одном здании из 3 была нормальная СКС. Да и АТС у меня была заковыристая. Поэтому у меня было четко расписано на каком порту что висит и куда можно в случае чего переключить. Плюс, напомню, два разных контура сети — это совершенно разные циски и шифровалки в одном шкафу. Без нормального учета и маркировки просто ничего не будет работать.

6. Как часто приходилось слышать "Ну ты же програмист! "?

Да постоянно. Это на самом деле бич системного администратора. Но тут только одно средство — личное общение. Ко мне люди относились с пониманием и старались с мелочами не приставать. Ну правда объем не позволяет. Хотя по мере сил старался всем помогать, когда время было, даже по личным вопросам. Так что предъяв «иди компьютерный стул почини, сидишь только кофе пьешь» у меня не было.

Хотя многие, я знаю, специально портили отношения криками, чтобы к ним не подходили лишний раз. Я так не делал, поэтому мне звонили гораздо чаще, чем коллеге. Так что тут выводы делайте для себя сами))) Но я не рекомендую портить отношения вообще ни с кем - улыбка и вежливость лучший вариант.

А если вне работы — так это милое дело. Сидеть в новый год и чинить кому-нибудь ноутбук, потому что давно не виделись — это будет постоянно)))

7. Как сейчас обстоят дела со стоимостью железа? Слышал некоторые хостеры подняли аренду серверов чуть ли не в два раза. Это неизбежное будущее для всех?

Вот тут ничего не могу сказать. У нас были другие требования по защите информации. Так что только физическое оборудование на нашей территории в отдельной закрытой комнате. Да и закупки у бюджетных организаций немного отличаются.

8. Приходилось ли встречаться с кольцом на линии интернета и если приходилось, какое ПО использовали для его устранения?

Не единожды. На самом деле чаще, чем хотелось бы. В моем случае сеть построена была таким образом, что ни одно ПО помочь мне было просто не в состоянии.

Проще было немного подумать какой сегмент как себя ведет. Хорошо зная топологию сети, можно физически найти проблемное место даже быстрее. У нас было 2 сети — поэтому при очередной перестановке мебели по фен-шую кабель легко могли воткнуть и не в тот свич и не в тот порт. А таких переездов и перестановок из-за ковида, например, было много. Ну и диверсии тоже были, но это уже другая история.

9. Приходилось ли работать с отечественным ПО?

Да. Но почти все специализированные. Например МИС «Инфоклиника», МИС «БАРС», X-RAY и многие другие. Из ОС могу в качестве примера привести прошивку для терминальных станций от kraftway. Минимум возможностей, но токены пробрасывает до сервера без проблем, в отличие от многих))

Сейчас в процессе импортозамещения планируется миграция на отечественное ПО. Скорее всего это будет РОСА для рабочих станций и АСТРА для серверов. Но пока точно неизвестно.

10. Почему вы разочаровались в системном администрировании

Я в нем не разочаровался! Есть определенная усталость, особенно после последнего места работы. Есть еще такой момент, что в нашем регионе не очень высокий уровень оплаты труда, а к переезду я по ряду причин не готов.

Из вашей классификации системных администраторов в самом начале наиболее востребован администратор-эникей. Он нужен всегда. Но он же «тыжпрограммист». Остальные два это уже крупные организации, которые скорее всего находятся в Москве или Санкт Петербурге. Так что покрутить kubernetes мне было просто негде.

Одно могу сказать точно — бывших админов не бывает. Всегда хочется что-то починить/покрутить/настроить)))

11. Насколько понимаю, дальнейшего перспективу своего развития вы видите в BIG DATA. Почему именно сфера BIG DATA вас заинтересовала и какие видите в ней перспективы?

Давно думал в какую именно сторону сузить свою специализацию. Например, сейчас остро стоит вопрос со специалистами по защите информации. Однако, поработав системным администратором, я вижу, что требования — это хорошо, а реальные технические возможности — это все-же другое и они редко пересекаются.

В итоге я посмотрел несколько промо-вебинаров по разным специальностям и выбрал Data Engineer. Хотя вот теперь опять в раздумьях — программить или все-таки админить эти самые базы данных. Не отпускает меня администрирование и наверно никогда не отпустит))

По поводу перспектив. Не хочу цитировать содержание всех промороликов по данной специальности. Там, понятное дело, все шоколадно. А вот по прошлому опыту работы немного расскажу.

Любое Ваше обращение к доктору попадает в базу данных, которую нужно администрировать (опять я за свое))) и поддерживать. В перспективе Data science на основе этих данных будет подсказывать доктору диагноз и метод лечения.

Даже после посещения Вами интернет-магазина на почту приходит письмо от этого магазина с предложением того или иного товара. Т.е. статистика собирается везде и всегда! А вот сохранить, обработать эти данные, провести анализ ваших потребностей и сделать вам интересное предложение - это, грубо говоря, и есть задача BIG DATA.

Пока потребности в специалистах только растут.

12. Расскажите как и с помощью каких источников информации вы переучивались на Data Engineer и пригодился ли вам прошлый опыт из администрирования?

Я записался на трехмесячные курсы от СБЕРА. Во время обучения настроение несколько раз сменялось от упаднического до эйфории и обратно, но в итоге все получилось. Конечно, мне пригодились мои знания, но, повторюсь, я хотел сузить специализацию, а не начать с нуля. Впрочем, получилось, что с нуля — до этого я все таки не программировал.

13. В чем вы видите преимущество в работе в сфере BIG DATA против работы сис.админом?

В моем случае, как мне кажется, больше вариантов удаленной работы. С другой стороны я бы не сказал, что BIG DATA имеет какие-то особые преимущества. Надо делать то что нравиться. А BIG DATA на данном этапе меня захватила. Так что буду пробовать себя в новом направлении.

14. Что можете посоветовать тем людям, что хотят в будущем трудоустроиться системным администратором?

Самый главный совет — будьте дружелюбны и отзывчивы. Трудно понять, что человек не отличает процессор от компьютера, но это Ваш клиент.

Второе — всегда пытайтесь улучшить свою сеть. В администрировании как нигде верно правило «работает - не трожь!». Но если вы не подумаете наперед, то в один прекрасный момент к Вам приедет губернатор и будет необходимо четыре рабочих места, подключенных к интернету, а у вас на это попросту не будет ресурсов.

Мне кажется, что становление в любой профессии — это как обучение вождению на автомобиле. Можно об этом читать книги и смотреть фильмы, но пока не сядешь за руль и плаааавно не отпустишь сцепление…. Ну вы поняли. Практика и только практика!

Мой канал в телеграмм

Если интервью показалось вам интересным, буду благодарен за подписку на мой канал IT-старт t.me/it_begin ,где я также публикую интервью IT-специалистов, обзоры технической литературы и иную полезную информацию, как для действующих, так и для начинающих программистов

33
Начать дискуссию