Как у Facebook могут получиться метаверсы? Понятный SWOT-анализ гипотезы

@Meta Platforms, Inc.
@Meta Platforms, Inc.

В моём информационном пузыре уже устоялось мнение, что metaverse – это очередной хайп вокруг технологий виртуальной реальности. Штош, трудно спорить c голосом мудрости. Но я всё-таки попробую поразмышлять, как у метаверсов может сложиться экономика. Усаживайтесь поудобнее, есть у меня несколько любопытных тезисов на тему.

Спойлер, кому лениво читать целиком:

доминация Meta в потребительском VR и deep tech исследования NI-технологиях с одной стороны и энергопереход, ESG-повестка и законодательные запреты определенных товаров во имя общего блага с другой. Хочешь обладать натуральной розовой шубой? В Европе — нельзя, в метаверсе — можно

Просто космос

Надо отдать должное Марку Цукербергу, что концепт метавселенной великолепно зашел в общественное сознание. К ключевым вопросам современности: «Когда обвалятся акции Теслы?», «Почему дети играют в попыт?», «Что там с вакцинами?» добавился «Зачем нужны метаверсы?»

Global Look Press @Alex Brandon
Global Look Press @Alex Brandon

Должен признаться, что поначалу тоже шутил над метаверсами. Я их воспринял, как изумительное произведение искусства в жанре «Ежеквартальный отчет для инвесторов». Давайте проделаем мысленный эксперимент и встанем на место Марка версии сентябрь 2021:

  • На тебя подали в суд 48 из 50 штатов США
  • Антимонопольное ведомство решительно настроено разделить компанию
  • Финансовый регулятор запретил тебе запускать криптовалюту вместе с платежными системами
  • Инсайдер слил километры внутренних документов
  • Apple выпустили обновление iOS, которое лишает тебя громадного куска рекламных данных и продаж

Точно есть, от чего задуматься о будущем. А главное, как его преподнести акционерам и медиа.

И о чудо! В недрах ФБ родилась идея ребрендинга. Можно просто заявить, что теперь группа компаний строит не социальную сеть и мессенджеры, а metaverse. Ну, и всё. Никакой регуляторики про метавселенные нет. Всё плохое оставили в прошлом вместе с Facebook, а Meta – новая веха не только человеческой цивилизации, но и биржевой отчетности.

Никогда не надо забывать, что у всех корпораций есть сложнейшая задача - раз в квартал размыть расходы на провальные проекты и не показывать по ним реальных цифр. А тут всем сходу ясно: для FB строить свою вселенную – это дорого и сложно. Но зато менеджменту быстро и удобно незаметно прятать траты любого масштаба в такую компактную черную дыру, как метавселенная. Просто космос!

За горизонтом событий

Но чем больше едкой иронии про метаверсы я видел в ленте Фейсбука (ну надо же!), тем отчетливее мне хотелось отбросить снобизм и, как Марк, подумать об этой гипотезе в разрезе завтрашнего дня.

Ведь непонимание прикладного сценария технологии в моменте – это какой-никакой, а повод для венчура. Рано замеченный всполох результатов в узкой нише может стать ключевым активом на горизонте 5–7 лет. Поэтому вполне нормально, что вы не находите пользы от метаверсов сейчас у себя под ногами. Давайте немного заглянем за горизонт текущих событий и проведем не просто мысленный эксперимент, а небольшой SWOT-анализ метавселенной, как продуктовой гипотезы.

Я разберу, что уже FB имеет в активе для строительства метавселеной. Что есть у конкурентов. Какие фундаментальные общественные тренды ближайших лет трех могут вытащить эту фантастическую идею в прикладной продукт, а какие погубят даже уже построенный метаверс.

S – сильные стороны

@Meta Platforms, Inc.
@Meta Platforms, Inc.

Одно из нечестных преимуществ Facebook – это накопленные десятки млрд USD инвестиций в VR-технологии и конкретно в шлем Oculus

Сделаны они не от хорошей жизни. Компания остро нуждается в собственной железной платформе, потому что 3 пользовательских экрана уже давно и прочно заняты. Компьютеры – это Microsoft. Смартфоны и планшеты – это Google и Apple. Телевизоры – это Samsung. Виртуальная реальность – это стратегический шаг, чтобы заранее застолбить поляну 4-го экрана за собой.

И Гугль, и MS уже делали свои выпады на этом фланге. Но ни у Google Glass, ни у Microsoft HoloLens не получилось достичь результатов Oculus, которые доминируют и занимают 75% рынка потребительского рынка.

Кадр из фильма "Джонни-мнемоник" @ <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F3800%2F&postId=354916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TriStar Pictures</a>
Кадр из фильма "Джонни-мнемоник" @ TriStar Pictures

Еще один туз в рукаве Марка сотоварищи – это 5+ лет исследований в области нейроинтерфейсов

В отличии от Нейролинка Илона Маска там нет ярких презентаций. Хотя они начали одновременно. Тут я могу только сделать допущение, что тема лишком чувствительная с точки зрения медицинской регуляторики и этики, чтобы публичной корпорации выводить на свет ранние результаты. Но задекларированная цель FB - неинвазивные нейроинтерфейсы a.k.a. «чтение мыслей» помноженная на долю рынка в VR-шлемах – это будет громадный шаг к метаверсам на яву.

W - слабые стороны

Как ни банально, но слабые стороны — это сильные стороны твоих конкурентов. И хотя, строителями метаверсов теперь себя именуют почти все вчерашние строители экосистем, наиболее реальную конкуренцию Meta на этом поле обеспечат производители игр и приставок.

Кадр из мультфильма "Gravity Falls" @<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fseries%2F591929&postId=354916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Disney</a>
Кадр из мультфильма "Gravity Falls" @Disney

Консолидация на игровом рынке

Очевидный сценарий развития метавселенных - это игры, которые уже 20%+ рынка развлечений, измеряемого в сотнях миллиардов USD. И если вы все еще улыбаетесь при слове "метаверс", то Microsoft смотрит на ситуацию вполне серьезно и за 68 млрд USD купил игровой конгломерат ActivisionBlizzard. На минутку, это самая дорогая покупка MS. И если мне не изменяет память, то вообще крупнейшая сделка M&A сделка в истории. Dell и EMC сливались за чуть меньшие 67 млрд USD.

На это Facebook вынужден будет отвечать. Сейчас они в своём магазине продают игры поштучно, а Microsoft продвигает подписку GamePass, что за фиксированный платеж в месяц дает доступ к библиотеке игр, которая после сделки стала еще больше. Очень вероятно, что ответ Facebook будет асимметричный и, например, через спортивный контент. Они уже купили права на показ в VR баскетбольной NBA и футбольной Лиги чемпионов на некоторых территориях. И могут наращивать этот вектор атаки.

Как у Facebook могут получиться метаверсы? Понятный SWOT-анализ гипотезы

Тут я, по правде, хожу по очень тонкому льду, потому что почти ничего не понимаю в играх. Но вы можете посмотреть моё интервью с Алисой Чумаченко - главой SberGames, которая сделала на них десятки миллионов USD.

Но в целом, игры были невероятно прибыльными и до большого взрыва метаверсов. Будут и после. Важно разглядеть, где произошел коренной слом, который может сделать гипотезу метаверсов возможной

O - возможности

Мне нравится этот раздел SWOT, потому что в нём можно смело хвататься за любые резко меняющиеся тренды. Главное — нащупать во внешнем окружении продукта, как слом общественного, технологического или экономического уклада повлияют на его развитие. Поэтому SWOT нужно приправить PEST-анализом возможностей метаверса сбыться. Да, конечно, я буду писать о вещах мало связанных с деятельностью Meta впрямую. Но считаю, что именно последствия второго порядка этих трендов определят реалистичность метаверсов.

Кадр из клипа "Nobody speaks" <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DNUC2EQvdzmY&postId=354916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@DJ Shadow</a>
Кадр из клипа "Nobody speaks" @DJ Shadow

Возможности// P - политические тренды: законодательные запреты на покупку определенных товаров в рамках Парижских соглашений

Запущенный энергопереход - это глобальная мясорубка сложившихся в мире процессов во имя общего блага, которым назначено снижение скорости прироста температуры атмосферы. Корнем зла определена концентрация СО2 в воздухе, вызванная не массовым выгоранием миллениалов на работе, а сжиганием некоторых видов ископаемого топлива. Способом решения задачи приняты запреты ряда товаров, которые помогут политикам отчитаться о выполнении в срок соответствующей конвенции ООН.

В качестве референсного запрета политики выбрали прекращение выпуска новых моделей бензиновых автомобилей с ~2030 года. На это есть широкий запрос у левого электората в странах первого мира. И вот какую цепочку следствий для автомобилей и метаверсов я вижу:

  • Политики плавно повышают налоги, чтобы распределять субсидий на развитие новой инфраструктуры и покупку электрического транспорта →
  • Автопроизводители вынуждены отбросить накопленный за 100 лет инженерный опыт и инвестировать новый. Электроавтомобиль априори имеет более высокую стоимость →
  • Потребители со временем не могут выгодно перепродать свою текущую бензиновую машину на вторичном рынке и вынуждены копить на новую электрическую дольше или вообще отказаться от покупки →
  • Производители сокращают объемы производства и еще увеличивают цену машины →
  • Политики вводят запреты на въезд автомобилей в центр города ради выполнения своих KPI по углеродному следу. Ведь текущих объявленных национальных целей по снижению градусов потепления уже недостаточно и нужно задействовать дополнительные резервы→
  • У горожан отпадает часть сценариев для авто на маршруте "работа - дом" и становится целесообразно перейти на общественный транспорт и райдшеринг →
  • Спрос сокращается и предложение следует за ним. Цена автомобиля переходит в категорию "тяжелый люкс"

В конечном итоге запрет бензиновых авто с вероятностью превратится в запрет на владение автомобилем в принципе. А если человеку захочется испытать ощущение от вождения, то ему придётся воспользоваться игровым симулятором. Читай "метаверсом"

Кадр из фильма "Матрица" <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F301%2F&postId=354916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@Warner Bros.</a>
Кадр из фильма "Матрица" @Warner Bros.

Возможности// E - экономические тренды: ESG-повестка, приводящая к нормированному потреблению товаров

ESG-повестка, как морская свинка: и не свинка, и не морская. В публичном поле она — это набор критериев корпоративного управления, описывающих, как на современном этапе формируется goodwill-часть оценки стоимости компаний.

Но действительный экономический смысл ESG — это попытка стран первого мира через протекционизм отыграть проигрыш развивающимся странам в себестоимости производимых товаров. Поэтому богатые страны вводят пошлины против неэкологичных производств, которые, например, пользуются энергией от угольных станций.

Выглядит, как рабочая схема. Но есть нюанс. Если называть вещи своими именами, то пошлины вводились против Китая. А он внезапно для всех осознал себя бенефициаром энергоперехода, т. к. 50%+ запасов редкоземельных металлов, жизненно необходимых для новой энергетики, находятся в Поднебесной. Поэтому Китай не тормозит, а форсирует энергопереход: они закрыли свои угольные электростанции и скупают основной объем мировых поставок газа. И тут начинается интересное:

  • Европа получает пиковые цены на газ и становится заложником ей же придуманной ESG-повестки →
  • На стороне азиатских контрагентов остаются их старые ценовые преимущества и добавляются новые →
  • Европа и UK вынуждены еще больше увеличивать себестоимость своих товаров из-за подорожавших энергоносителей. Например, продуктов питания. Ведь газ — это не только тепло в домах, но и производство удобрений, которое сделалось экономически несостоятельным →
  • Уменьшение потребительской корзины - это не постапокалиптическая страшилка, а приходящая реальность →
  • Последовательным ответом на продовольственный вызов становится нормирование потребления товаров и услуг в рамках той же ESG-повестки. Credit Swiss прикинул в ноябрьском отчете, как выглядит структура покупок углероднонейтрального европейца →
  • В условиях снижения качества потребления необходимость в экскапизме внутри виртуальных сред возрастает. Потому что реализовать базовую потребность людей в избыточном потреблении получится только в метаверсе

Метаверс канализирует потребность в избыточном потреблении, буквально зашитую в нашей ДНК. В реальности много летающий европеец сможет позволить себе по 2 банки пива и 2 яйца в неделю и только 3 майки в год, а шоколадка уже не помещается в норматив углеродных кредитов. Тем более розовая шуба. Сайфер, получается, прав: стейк можно будет получить только в Матрице, а остальным витаминная каша из белка насекомых?

Постер фильма "Главный герой" <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F1199100%2F&postId=354916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@Disney</a>/20Th Century Studios
Постер фильма "Главный герой" @Disney/20Th Century Studios

Возможности// S - социальные тренды: новая этика - проекция ESG на индивидов

В прошлом году Дисней снял "производственную драму" про обитателя игровой вселенной. В ленте затрагивались самые актуальные вопросы метаверсостроения:

  • Должен ли игровой-дизайн стимулировать агрессию у игроков ради увеличения вовлеченности?
  • Нужно ли в игровом мире воплощать экологическую утопию?
  • Уместно ли иметь живой женщине романтические отношения с нарисованным персонажем игры?

На все вопросы были даны утвердительные ответы. Да, и сложно было было бы ожидать от Диснея иного. Потому что их творения — всегда передний край повестки коллективного Запада. Для метаверсов это означает, что первый мир принимает нормой широкий диапазон взаимодействий человека с программой: от эмпатии от общения с голосовыми помощниками до разнообразных sextech-практик с девайсами, подключенными к сети.

Метаверсы легализуют в массовом сознании широкий ряд сценариев для безопасной реализации фантазий. Вопрос только в технологиях, которые помогут добиться качества иллюзии реальности общения и взаимодействия

Как у Facebook могут получиться метаверсы? Понятный SWOT-анализ гипотезы

Возможности// T - технологические тренды:

Если посмотреть на технологии, как средство реализации потребностей, заложенных в политических, экономических и социальных трендах. То можно выделить две группы технологий, которые помогут метаверсам экономически состояться быстрее:

  • Генерация реалистичных персонажей и объектов: чрезвычайно высокая стоимость компьютерной графики является фундаментальным вопросом на пути игр и следовательно метаверсов. Но существуют десятки проектов, который поставили своей задачей свести почти к нулю себестоимость создания фотореалистичных персонажей в реальном времени. Например, отечественный Malivar
  • Токенизация: я вижу в буме NFT-технологий и решений первую проверку готовности ранних последователей тратить на показное потребление в виртуальных средах. Концепт получил подтверждение. OpenSea переживает бум. Но важно подчеркнуть, что происходит это в условиях дешевой ликвидности при ставке 0–0,25% от ФРС. Теперь рисковым инвесторам вроде Andreessen Horowitz, выписавшим внушительные чеки, предстоит проверить страсть людей к NFT в условиях падения рынков. Будут ли криптоинтузиасты из Улан-Уде, Бангалога или Мемфиса в первую очередь тратить карманные деньги на дофаминовые покупки в цифровой среде, а не в офлайне? Хотя Виктор Олегович Пелевин предполагал еще в "Generation П", что на выставках будущего будут представлены платежки о покупке картины, а не они сами. Радость от дорогой покупки 1: 0 Потребительские свойства. Токены - верим!

NFT и Deep fakes make matavers great again. А если вам кажется, что люди достаточно рациональны и не будут покупать ненужные вещи, которыми они не пользуются в реальности, вспомните об и играх в Steam, взятых на распродаже, в которые вы так никогда и не поиграли

T - Угрозы

Да, в возможностях я хорошенько побороздил космическими кораблями большой театр. Но давайте вернемся от PEST к SWOT и угрозе, что метаверсы — это вероятно просто новая 3D-печать. Шуму было много. А новый стул мы все так же покупаем в Икее, а не печатаем на принтере.

Но основной риск неудачи мне видится даже не в технологиях, а в регуляциях.

Мы вступили в эпоху Китая и его практики становятся референсом для большинства стран. Думаю, что вы слышали о том, что китайским детям ограничили время, которое возможно провести в компьютерных играх и соцсетях. Такой подход, распространенный на остальной мир, создаст потолок перспектив развития метаверсов. Принято считать, что корпорации настолько могущественны, что становятся сильнее государств. Но 2021 год наглядно показал: пока право на насилие у правительства, то оно будет главным.

А в этой врезке можете мысленно вставить вашу любимую версию, почему у Марка с Meta ничего не получится

Резюме

Как у Facebook могут получиться метаверсы? Понятный SWOT-анализ гипотезы

Отвечая на вопрос из заголовка: "Как у Facebook могут получиться метаверсы?" давайте вернемся к спойлеру, который я дал в начале:

  • доминация в потребительском VR
  • deep tech исследования в нейроинтерфейсах
  • глобальный энергопереход и ESG-повестка
  • запреты определенных товаров во имя общего блага
  • невозможность реализовать часть показного потребления в офлайне
  • развитие и стремительное удешевление deep fakes
  • развитие практик токенизации

Вот те слагаемые, которые могут стать толчком для большого взрыва метаверсов. Спасибо, что осилили мой опус.

Если вам понравились мои мысли - ставьте лайк и подписывайте на блог. Если очень понравились - шлите донат. Если нужно поговорить о вашем продукте с умным человеком - пишите на letter@alexanderkuznetsov.ru. Если у вас разрывной b2b-продукт - подавайтесь в 4 набор акселератора Сбера и 500 Global

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fsber.me%2F%3Fp%3DQQcNF&postId=354916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Заявку подавать тут.</a> Строго до 7 февраля включительно
Заявку подавать тут. Строго до 7 февраля включительно
55
Начать дискуссию