Кому сдался ваш Хакатон?!

Летом и осенью прошлого года наши ребята в составе команды из 5 человек дважды принимали участие в одном из значимых мероприятий — хакатоне под названием “Цифровой прорыв”. Состав команды несколько раз менялся, но одна из участниц — Виктория, посетила конкурс оба раза и поделилась вместе с другими участниками своими впечатлениями от участия. Садитесь поудобнее, приключение вышло очень волнительным!

1. Что такое Хакатон и с чем его едят?

Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, некоторые для создания полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определенной области: сельское хозяйство, фудтех, транспорт и логистика, финтех, коммуникации и контент, медицина, образование и др.

Виктория: “Ранее я не раз слышала про конкурс от знакомых, но все мы имели довольно поверхностное представление о нем. Помню, что еще во время учебы в университете преподаватели не раз предлагали нам участвовать в хакатоне. Несколько ребят из моего потока успели попробовать в нем свои силы. Я сама тогда так и не решилась…”

Помимо Виктории своим опытом участия решили поделиться и другие члены команды. Они также охотно рассказали о своих впечатлениях, которые сложились у ребят до, во время и после конкурса.

Знакомьтесь, Евгений — самый активный член команды, обладающий наиболее развитым коммуникативным скиллом.

Евгений: “Хакатон для меня всегда ассоциировался с бессоными ночами на выходных, где нужно было в очень сжатые сроки доказать, что твоя идея перевернет мир. Звучало амбициозно, но пробовать не хотелось :-), А тут коллеги рассказали, что есть возможность поучаствовать — причем ехать далеко не нужно, место проведения — база местного технического ВУЗа. Ну вот что называется “психанул” и согласился…”.

Прекрасную половину команды вместе с Викторией составила Наталья — серьезный финансовый аналитик в работе и очень добродушная и позитивная девушка в жизни. Она хотела прокачать свои навыки и помочь команде лучше сориентироваться в уже знакомой ей предметной области.

Наталья: “Впервые с хакатоном «Цифровой Прорыв» наша команда, столкнулась в августе 2021 года. Тогда нам «прилетело» приглашение поучаствовать. Ни минуты не раздумывая, мы решили попробовать свои силы и подать заявку. Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв» проходит ежегодно и включает в себя серию хакатонов, IT-чемпионат по Data Science, Machine Learning, Искусственному интеллекту, а также образовательную программу”.

В том же 2021 году ребята решили испытать себя во второй раз и осенью отправились на хакатон с тем же названием. Именно об этом участии мы и собираемся более подробно рассказать.

Ребята, это была пушка! Представьте 48 часов чистого кодинга, практические сложные кейсы. Несмотря на то, что само соревнование проходит онлайн, каждый участник может прийти в региональный IT-хаб на офлайн-площадку в своем городе, где его ждет атмосфера настоящего хакатона, круглосуточный доступ к инфраструктуре, бесперебойный интернет, а также отличная возможность для нетворкинга!

Прямая трансляция с открытия Хакатона
Наш Хаб :)

Опытные специалисты получают новые карьерные возможности, решая реальные, практические задачи бизнеса и государства.

Начинающие специалисты и энтузиасты приобретают новые знания, практический опыт, и все это во время живого общения с экспертами индустрии.

Общий призовой фонд конкурса доходит до 4 500 000 рублей. Из них каждые 500 000 рублей делятся на 3 призовых места в каждом кейсе. Призеры, а именно ТОП-5 команд, гарантированно попадают в финал конкурса «Цифровой Прорыв», но при этом дополнительные лучшие две команды из участвовавших в кейсе имеют право попытать удачу в финале. Есть отдельный призовой фонд на индивидуальные кейсы.

Эксперты и жюри всероссийского конкурса «Цифровой Прорыв» — это топовые представители IT-индустрии. Технические и отраслевые эксперты представлены ведущими специалистами кейсовых заданий — крупных корпораций, стартапов и органов государственной власти. Организаторы также сотрудничают с внешними экспертами — не менее крутыми профессионалами в своей области.

Конкурс «Цифровой Прорыв» - это проект платформы «Россия - страна возможностей». Организаторами и партнерами конкурса выступают крупные компании России. Среди них: Росатом, Минфин РФ, Промсвязьбанк, Аэропорт Шереметьево, ВТБ, Транспортные инновации Москвы, Accenture, Ростелеком, ВК, РАЭК и др.

2. Участие в Хакатоне: оно нам надо?

Евгений: “Люблю принимать участие в чем-то новом: оказываешься в стрессовых условиях, где за ограниченное время нужно решить сразу много проблем — это вызов, прежде всего для себя. Также интересно сравнить себя с другими командами, посмотреть, насколько ты “в форме”, способен что-то доказать.

Если вы участвуете с кем-то знакомым в команде — это отличная возможность посмотреть на коллег под новым углом. В стрессовой обстановке люди могут открыться “по-новому”, и это довольно неплохой способ понять их потенциал, если конечно у вас есть такая цель :-)”.

Предусмотрены призы и бонусы за участие. Первые три призовых места получают суммарно по 500 тысяч рублей: за первое место 250, за второе 150, за третье 100 тысяч. Это довольно приличная сумма, которая впоследствии делится на пять человек — участников команды.

Также, есть поощрительные призы. Например, нашей команде подарили поездку на выбор: в Крым, Калмыкию, Сочи (примечание: было несколько вариантов на выбор из предложенного) . Если вы активно вели свою страничку участника конкурса, выполняли разные активности, то вы обязательно получаете брендированный мерч хакатона.

Есть возможность не только проверить себя и получить призы посредством своих знаний, но и получить приглашение на работу от жюри и экспертов конкурса.

Что же оказалось наиболее значимым для наших ребят в данном конкурсе? Из полученных навыков во время участия в хакатоне они выделяют нетворкинг. На конкурсе наши ребята бок о бок работали с другими командами, знакомились и общались, узнавали больше о других. На каждом таком мероприятии вокруг всего происходящего рождается атмосфера, которая «драйвит», потому что все заняты чем-то увлекательным. Обстановка действительно заряжает. Каждый может проверить себя, узнать свой внутренний барьер и лимит возможностей.

3. Работа над проектом: набор команды и выстраивание процессов

● Быть капитаном в команде – это больше, чем быть представителем команды

В каждой команде по правилам хакатона должен быть капитан. Обычно это человек, который собирает и регистрирует команду.

Пришло время рассказать о главной героине. Наша Виктория не только дважды принимала участие в хакатоне, но и оба раза возглавляла команды как капитан. Еще в процессе обсуждений всем стало ясно, что им должен стать волевой, целеустремленный и собранный человек.

Виктория смогла сагитировать ребят, увлечь их, организовать слаженную работу и довести команду до самого финала. Также, на всех чекпоинтах [1] [2] [3] конкурса* (примечание: мини-показы наработок экспертам, когда они дают свои комментарии и решают, пропускать команду в дальнейшее участие или нет) , она совместно с ребятами общалась с экспертами.

Виктория: “Я считаю, что капитан команды — это стопроцентная необходимость. Всегда должен быть человек, к которому есть определенный уровень доверия со стороны остальных, который умеет в стрессовых ситуациях принимать решения, распределять задачи, руководствуясь, возможно, личными характеристиками членов команды. В моем понимании, это человек, за которым всегда будет финальное решение. Иначе может получиться такая ситуация, что мнения разойдутся, и команда потратит много времени и сил на то, чтобы принять общее решение”.

Евгений: “Я тоже считаю, что капитан должен быть у любой команды. Это дирижер рабочего процесса, который должен распределить правильно роли и принимать быстрые и правильные решения всех вопросов. Без него команде тяжело будет самоорганизоваться, особенно если есть люди, с которыми раньше не приходилось работать”.

Даже, когда команда встречала на своем пути сложности, в голове складывался калейдоскоп противоречивых мыслей, никто все равно не сдавался! Ну, хватит уже тянуть, пора переходить к продолжению истории.

Полная концентрация)
Брейншторм команды

● Поиск участников. Часть команды - часть корабля (с).

В первый раз команда состояла из коллег и студентов-стажеров. Первое участие ребят было экспериментальным, поэтому команду собирали по следующему принципу: звали тех, кто хоть что-то понимал в разработке и тех, кто был готов работать сверхурочно и посвятить всего себя работе над кейсом и т.д. Команду собрали быстро, потому что нашлось много энтузиастов.

Во второй раз участники придерживались того же принципа, но немного пересмотрели состав команды.

Виктория: "Мы подключили Наталью, понимая, что она разбирается в биржевой торговле. Она помогала нам с предметной областью, что было критично для реализации кейса. Так как особо не требовалось реализовывать дизайн и делать сложный фронтенд, все силы упали на разработку логики проекта (разработчики остались те же) и разработку математической модели. Результатом остались довольны что в первый, что во второй раз".

Команда заряжена на победу!

● Выбор темы

- Кейс осеннего хакатона

С темой определились довольно быстро, потому что абсолютно всем участникам она с первых минут показалась интересной.

“Брокерская компания “Accenture”, работающая с физическими лицами, хотела бы улучшить клиентский опыт, предлагая аналитику и рекомендации по управлению портфелем ценных бумаг. Аналитика портфеля позволила бы клиентам лучше управлять своими средствами, что в свою очередь увеличит прибыль брокерской компании.

При открытии счета клиенты проходят анкетирование и в зависимости от готовности к риску (какую прибыль клиент ожидает и сколько готов потерять) клиенту присваивается риск-профиль: консервативный, умеренный, агрессивный. Чем меньше желание рисковать у клиента, тем меньше ожидаемая доходность портфеля (в портфеле преобладает большая доля облигаций и меньшая доля акций). Также, в зависимости от профиля клиента, инвестору предлагается “базовая” аллокация активов: государственные облигации, корпоративные облигации, фоны, акции, валюта и другие.

При разработке решения необходимо было ответить на следующие вопросы:

- Какого плана аналитика портфеля может быть интересна клиентам;

- Какого плана рекомендации предлагать клиентам;

- На основе каких данных предполагается делать рекомендации".

Участникам конкурса предлагалось разработать модуль аналитики, который позволит клиентам управлять своим портфелем: рассчитывать его текущие показатели, получать рекомендации по управлению портфелем, разрабатывать сценарный анализ и другие полезные для клиентов функции.

Виктория: “У нас вышел очень интересный результат. Мы сделали web-приложение, в котором в соответствии с риском профиля пользователя, предлагалась различная аналитика. Например, если у пользователя умеренный риск, то ему необходимо иметь не более 80% облигаций в портфеле и т.д. Наша разработка принесла нам на этот раз четвертое место в конкурсе, чем мы остались очень довольны!”

Итоги Хакатона

Наталья: “Наш модуль был связан с финансами. Нужно было написать такой алгоритм, который в зависимости от инвестиционного профиля клиента подсказывает, какие покупать и какие брать активы: акции, облигации и прочее. Должен был учитываться риск и профит* (примечание: разница между вложенными инвестициями и полученным доходом, на бирже это «чистый доход»).

Мы разделяли работу по проекту, исходя из навыков каждого члена команды. Программисты писали код, я была аналитиком, потому что как раз в этой финансовой теме инвестиций я много чего понимаю. Я хорошо ориентировалась в теме и знала, где посмотреть, где найти, рассказывала ребятам, каким должен быть алгоритм, что это вообще такое и т.д. Далее, они это реализовывали в коде. Ну и после всей проделанной работы мы уже вместе решали, кто будет выступать непосредственно на презентации самого проекта”.

● Победа была так близко…

Виктория: “В первом хакатоне нам не хватило практического опыта использования технологии “React”. Во второй раз мы "не дожали" презентацию, потому что подавляющее количество баллов жюри ставит именно после просмотра финальной презентации. Не зря же говорят, что “90% успеха зависит от умения себя преподносить”. Если бы мы сделали ее красочнее и занимательнее для зрителей, то скорее всего третье место было бы у нас в кармане”.

Экспертов всегда было трое. Ребята вспоминают, что на каждом чекпоинте эксперты всецело были за команду: они подсказывали и говорили, на что стоит обратить внимание, а что, наоборот, не требует дополнительных временных затрат. При этом главной интригой всегда оставались баллы, которые члены жюри ставили участникам. Никто не знал своих оценок на промежуточных этапах. На финальной презентации эксперты задали свои заключительные уточняющие вопросы, и только в конце командам озвучили места в рейтинге и назвали команд-победителей.

Евгений: “Нам конечно не хватало опыта участия в подобных активностях (хакатонах), чтобы показать более достойный результат. Много сил и времени ушло на решение базовых вопросов, касаемо распределения ролей и стратегии реализации. Но самое главное мы все-таки получили - это драйв и опыт, который сможем применить даже в своей повседневной работе”.

● Советы “зеленым”

Два конкурса и бесценных опыта позади, но это не повод опускать руки. Наша команда, спустя, время, переосмыслив свои действия и поступки во время конкурса, выделила для себя много полезных и применимых навыков, которые могут пригодиться тем, кто впервые попробует окунуться в это информационное приключение.

Самый главный совет, о котором говорят абсолютно все участники команды ― это не беспокоиться. Постарайтесь распределить свое время таким образом, чтобы можно было поспать хотя бы несколько часов между активностями. Лучше придумать какой-то "график сна", чтобы все отдыхали по-очереди и при этом весь кипящий рабочий процесс не останавливался.

Второе и очень важное условие - больше общайтесь внутри команды, чтобы каждый участник начал "слышать" другого. Необходимо заранее распределять роли, чтобы не получилось так, что кто-то ушел спать не предупредив, застрял в лифте, сломал палец и прочее. Такие моменты очень демотивируют остальных участников и отбивают желание продолжать делать что-то ради команды. Проявляйте проактивность и максимальную вовлеченность, чтобы уже на первом чекпоинте показать экспертам свои “новорожденные” наработки и идеи. Эксперты это обязательно оценят.

Виктория: “Во время участия "всплывает" несколько подводных камней. Например, у нас был такой момент, что в первый раз мы не разворачивали наше решение на сервере, и жюри не могло его посмотреть. При этом нигде не было написано, что это обязательное требование и можно получить дополнительные баллы. О таком "скрытом требовании" мы узнали позже. Во время второго участия мы это учли. Если проделывать вовремя работу над ошибками, можно рассчитывать на более высокое место в рейтинге”.

Третий совет "образовался" из-за собственной недоработки команды - финальной презентации и того, как ее нужно было показать. Ребята рекомендуют выбрать максимально яркого и харизматичного члена команды, который может грамотно и хорошо говорить, обладает уверенностью в себе и может очаровать публику.

Куда же без мерча?)

Виктория:Мы видели решения, которые были откровенно слабее нашего, но тем не менее они вошли в "тройку" призовых мест. Поэтому делать основной упор на презентацию в последний день хакатона ― это 100% работающий и полезный совет. В первые дни вся команда занимается проектированием и разработкой, а собрать по кусочкам материал от каждого участника команды довольно проблематично. Эффективнее сделать это перед финалом, когда есть результат проделанных работ.

Также я бы посоветовала сконцентрироваться на самой задаче и не "распыляться" на собственные выдумки, типа «а давайте сделаем еще и регистрацию» и т.д. Нужно всегда помнить про основной функционал, который требуется реализовать".

● Как делать не надо

Наши бравые ребята успели познакомиться с разными командами, узнать получше жюри, понаблюдать за тем, как участники готовятся к заданиям и работают над ними. И знаете, что парадоксально? Все пришли к выводу, что не стоит заниматься разработкой заранее. На этом фоне может потеряться вкус спортивного интереса, а эксперты такое сразу замечают и берут во внимание. Лучше подробно изучить кейс, обсудить с командой детали, продумать план действий, а реализацию оставить уже на сами этапы конкурса.

Евгений: "Из базовых вещей - изучить тему, все доступные материалы, выстроить в голове примерный план решения и конечно обсудить его по возможности с членами команды. Также заранее определиться кто будет капитаном, и “на берегу” договориться, что этот человек финально будет принимать ключевые решения, руководствуясь либо мнением большинства, либо директивно - тут уж как решат все заранее. Также рекомендую распределить остальные роли и зоны ответственности, это тоже поможет избежать неопределенности и стресса. Ну и помнить, что по итогу все должны получить удовольствие, знания и опыт - ориентация на результат важна, но лучше если после хакатона все сохранят взаимное уважение и желание дальше создавать и реализовывать крутые идеи вместе".

В конкурсе, по мнению ребят, не стоит участвовать тем, кто не готов посвятить все свое свободное время для реализации какой-то идеи. Если этот пункт про вас, то лучше сразу отказаться от участия и не тратить время команды.

Также не стоит собирать команду из незнакомых тебе людей. Лучше минимизировать риски и набрать в свою лодку тех, кому доверяешь, кто будет крепко держать весло во время соревнований, чье поведение и стиль ты знаешь и т.д. Команды, собранные рандомно, тоже были. Что удивительно, некоторые из них даже одерживали победу! Но, это скорее, исключение из правил или везение, чем тенденция.

Наталья: “Я думаю, что типичные ошибки ― это когда начинают делать не то, что нужно, то есть неправильно понимают кейс. Это расходует время, которое на вес золота. Кстати, у нас этой ошибки не было. Когда мы в первый раз созвонились с кураторами, они проговорили с нами этот момент, поэтому мы следили за тем, чтобы не тратить минуты зря”.

Ну и в заключении добавим, что из всего этого можно извлечь главную мысль - если вы не видите смысла в хакатонах, у вас нет цели одержать победу, нет цели чего-то достичь и узнать новое, вам точно не в ту дверь. Каждый должен понимать, что он от этого мероприятия хочет получить, чтобы прийти в команду, синхронизироваться с ней и объединить интересы и видение участников в единое целое.

● Пара добрых слов на прощание

Как правило, хакатоны проводятся в нерабочие по меркам производственного календаря дни. Эти не стали исключением. Ребята потратили свои собственные выходные на участие в конкурсе.

Евгений: “Если человек не выйдет из зоны комфорта, у него никогда не появится возможность сделать большой шаг вперед. Поэтому этот конкурс я расцениваю как возможность, как огромный потенциал для нетворкинга, для креатива. Однозначно, хотя бы раз в жизни, стоит бросить себе такой вызов.

Кому-то может вообще не зайти, кто-то разочаруется скажет: “Нет, я никогда не буду принимать в этом участие”. А другой, наоборот, плотно "подсядет" на хакатоны и будет каждый раз открывать в себе новые скрытые возможности. Пройдет время и мы узнаем, что эти знания помогли ему создать свой стартап. По-моему, это круто!”

Бросать себе вызов, перешагнуть через страхи и сомнения, падать и подниматься, потом снова падать и ползти в направлении поставленной цели, думать, что погружаешься во тьму и уже не справишься, а потом снова видеть просвет, вовремя признавать свои ошибки, понимать свои пробелы в знаниях и не бояться в процессе эти пробелы заполнять, учиться даже когда ты считаешь, что уже достаточно умен и жертвовать своим временем - все это хакатон!

Подобные истории наполняют всю нашу IT-вселенную и порой порождают крутые идеи, которые трансформируются впоследствии в продукты, меняющие наш мир!

Если наш опыт вдохновил вас на участие в конкурсе - обязательно напишите об этом в комментариях! Также, с нетерпением ждем истории тех, кто проходил подобный путь, и кто уже строит планы для будущего хакатона.

Благодарим за участие в интервью Евгения Иванова, руководителя продуктового направления iD EAST, самого смелого и решительного участника команды, который в нужное время находил необходимые аргументы и расставлял все точки над “i”.

Евгений Иванов
Руководитель продуктового направления iD EAST

Ну и, конечно же, Викторию Тристанову, аккаунт-менеджера iD EAST, идейного вдохновителя и просто мега ответственную и организованную девушку, благодаря которой состоялись оба участия в конкурсе!

Виктория Тристанова
Аккаунт-менеджер iD EAST
0
1 комментарий
Sergei E

Хакатон "Цифровой Разрыв", организатор Антон Уральский.
(Простите, я не хотел, само вырвалось).
:)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда