Маркетинговая аналитика для бизнеса: зачем нужна и как применить

2022 год отличился особой быстротечностью изменений в диджитал-маркетинге - тренды на омниканальность, переход в различные соцсети, резкий скачок маркетплейсов и многое другое - все это наложило отпечаток и на потребителей, и на бизнес и методы его продвижения. Сегодня - об актуальных трендах в аналитике и что нужно о ней знать владельцам бизнеса.

Маркетинговая аналитика для бизнеса: зачем нужна и как применить

Для чего нужна аналитика в маркетинге

Аналитика - неотъемлемая часть маркетинговых процессов, позволяющая отследить эффективность проводимых работ. Эти данные помогают сберечь и перераспределить бюджеты между различными каналами так, чтобы получать максимальный эффект. Если аналитику не проводить, то понять, насколько эффективны те или иные методы, и правильно ли вы движетесь в нужном направлении, не получится.

Имея базовые понимания в маркетинге, владельцам бизнеса проще оценивать риски и рентабельность вложений.

Маркетинговая аналитика решает конкретные задачи:

  • Определение измеримых количественных показателей эффективности (KPI), например, количество заявок или стоимость лида
  • Анализ конверсии, поведения клиента и его пути
  • Оценка эффективности онлайн и оффлайн каналов продвижения
  • Оценка эффективности маркетинговых эвентов
  • Оценка конкурентоспособности компании и ее позиционирования
  • Составление стратегии продвижения на будущий срок на основе предыдущих данных

Инструменты сбора аналитики:

  • Яндекс.Метрика и Google.Analytics
  • CRM-система
  • Колл-трекинг
  • Анализ аудитории в соцсетях - парсеры
  • A/B-тестирование
  • Опросы и интервью

В идеале подключать сквозную аналитику: она собирает все данные с мелкими шагами и отклонениями для лучшего понимания проблем и недостатков нынешней стратегии.

Актуально для 2022 года

Путь клиента (CJM)

<i>Зная, какие этапы проходит ваш покупатель, проще определить, где необходимы доработки</i>
Зная, какие этапы проходит ваш покупатель, проще определить, где необходимы доработки

По этой схеме удобно отследить, на каком этапе клиент “теряется”. Так, например, можно определить плохую работу модуля на сайте, или неэффективность акционного предложения, или скучный контент в соцсетях, или же плохую работу менеджера по продажам.

В идеале иметь на сайте схему авторизации для выдачи индивидуального токена посетителям и отслеживания его пути и этапа “потери”. Плюс это поможет не определять его как двух разных пользователей, например, при анонимном посещении с десктопа и с мобильного телефона.

Анализ мультиканального продвижения

Путь клиента от поиска до покупки может быть очень неоднозначным - так, клиент может сделать запрос в поисковике, заметить таргетинговую рекламу, потом увидеть пост с продуктом у блогера, а позднее получить письмо с промокодом и купить товар. Е-мейл рассылка сработала? Частично да. Но и таргет, и прогрев от блогера в свое время сыграли роль.

Так что здесь важно прослеживать и анализировать все каналы.

Аналитика геоданных

<i>Яндекс.Метрика, например, собирает геоданные посетителей вашего сайта</i>
Яндекс.Метрика, например, собирает геоданные посетителей вашего сайта

Геотаргетинг хорош для оффлайн-точек - это и локальное продвижение, и лояльная аудитория, которая уже посещала точку. Лояльная аудитория в принципе “дешевле” в плане стоимости удержания и повторного привлечения, нежели новые клиенты и мотивация оных на покупку.

Дополнительно геоданные помогут при настройке таргета - можно выбрать конкретные локации и зоны показа рекламы, где находится интересующая вас аудитория. Плюс эта аналитика поможет понять, какие интересы и поведенческие модели у конкретных аудиторий, и показывать рекламу в соответствии с ними.

Социальная аналитика

<i>Отзывы могут оставлять много где: от Яндекс.Карт до сайтов-отзовиков и соцсетей. Для удобства отслеживания существуют специальные сервисы.</i>
Отзывы могут оставлять много где: от Яндекс.Карт до сайтов-отзовиков и соцсетей. Для удобства отслеживания существуют специальные сервисы.

Анализ откликов аудитории о бренде и товаре помогает понять плюсы и недостатки продвигаемого товара/бренда, управлять репутацией и работать с негативными и позитивными отзывами. Это важно для SERM-управления, так как контакт с аудиторией в 2022 крайне важен: удалять плохие отзывы или игнорировать их просто невыгодно.

Мобильный маркетинг

Анализ мобильной версии сайта или приложения - особенно актуально, так как трафик с девайсов непреклонно растет. Качественный адаптив - правило хорошего тона, как ни крути. Поэтому очень важно анализировать мобильный трафик и выявлять все баги и недостатки - и оперативно их устранять.

Важно изучать свою аудиторию и ее интересы, используя информацию и для автоматизации процессов: и для улучшения маркетинговой стратегии, и для оптимизации внутренних управленческих и маркетинговых решений.

Массовые продажи - эхо прошлого, сейчас в тренде персонализация предложений. Продажа идет лично каждому покупателю, а для этого следует знать, кто купит ваш товар или услугу.

Аналитика поможет выделить конкретные группы, которые интересны или же наоборот не интересны вашему бизнесу. Этот бизнес-инструмент неотъемлем и позволяет точно определить запросы пользователя и соответствие вашего предложения.

Оптимизация бюджета и обоюдная выгода для вас и ваших покупателей - приятная гарантия качественной маркетинговой аналитики.

11
Начать дискуссию