{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Конструкторы УГАТУ разработали скоростной катер

Перспективный многоцелевой высокоскоростной катер, отличающийся от современных аналогов большей скоростью, маневренностью, легкостью и удобством эксплуатации, разработали специалисты студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Катер» Уфимского государственного авиационного технического университета. Об этом сообщил научный руководитель конструкторского бюро, доктор технических наук, профессор Арсен Месропян.

Управление медиакоммуникаций УГАТУ

Ученые и студенты СКБ занимаются созданием и патентованием перспективных образцов гребных винтов для водномоторной техники различного назначения – от маломерных судов до паромно-мостовых машин для перевозки тяжелой техники и грузов через водные преграды.

Изобретатели провели анализ популярных на рынке моделей катеров и решили сделать свою, которая по характеристикам будет превосходить конкурентов. В 2020 году они выиграли грант 500 000 рублей на разработку нового судна в конкурсной программе «Умник-МАРИНЕТ», которая поддерживает коммерчески ориентированные научно-технические проекты молодых ученых.

На средства гранта при поддержке университета и ряда партнеров, оказывающих помощь и консультации по изготовлению и отладке ходовой лаборатории, была разработана 3Д-модель гидрореактивной установки многоцелевого высокоскоростного катера. Именно от ее совершенства и соответствия параметрам корпуса катера зависят его ходовые характеристики и экономичность. Затем специалисты СКБ оформили патент на промышленный образец создаваемого варианта катера для защиты интеллектуальной собственности. Сегодня ведутся работы по патентованию схемных решений водометной движительной установки. На середину 2021 года запланированы ходовые испытания новинки.

Длина нового катера составляет пять метров, ширина – два метра, вместимость – четыре-пять человек. Это обеспечивает приемлемую вместимость и грузоподъемность, возможность буксирования прицепа с катером обычным легковым автомобилем, а также зимнего хранения техники в стандартном гаражном боксе, что гарантирует сравнительно низкие затраты.

Новинка получила «вазовский» бензиновый двигатель мощностью 90 лошадиных сил с перспективой доработки или замены на агрегат мощностью до 150 лошадиных сил – сейчас прорабатываются возможные варианты. Расчетная скорость катера составляет 80-90 километров в час, в то время как представленные на рынке аналоги выдают до 60-65 километров в час. Максимальный расчетный расход топлива составляет 30 литров в час. Это очень хороший показатель для водномоторной техники.

Управление медиакоммуникаций УГАТУ

Судно будет изготавливаться из качественных материалов, отличаться высокой скоростью, маневренностью, устойчивостью и возможностью использования на мелководных реках.

«У нового катера есть еще одно не менее важное преимущество – широкое применение отечественных материалов, что делает его производство независимым от поставок из-за границы дорогостоящих компонентов, узлов и запасных частей. Распространенность силовой установки и запчастей к ней позволяет быстро, дешево и практически в любом населенном пункте в случае необходимости провести техобслуживание или ремонт двигателя и судовых систем», – рассказал Арсен Месропян.

Новинка уже привлекла внимание представителей туристической отрасли нескольких регионов, а также охотников и рыболовов. Кроме того, катер от УГАТУ будет интересен структурам МЧС и государственной инспекции по маломерным судам из-за его универсальности, проходимости, скоростных характеристик, экономичности и легкости в эксплуатации.

Разработчики планируют оценить итоги ходовых испытаний, покупательский спрос, рыночную конъюнктуру и проработать бизнес-план. Затем будет приниматься решение о возможной организации производства мелкосерийной сборки на собственной площадке или заключении лицензионного договора, согласно которому лицензиат будет перечислять на счет университета часть прибыли за использование интеллектуальной собственности, созданной СКБ «Катер».

В ближайшее время планируется объявить конкурс на дизайн-проект оформления корпуса нового катера. Обсуждается и название новинки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда