Если вы думаете, что продавец – это назойливая муха,а покупатель – ворчливый зануда, в таком случае Вы сильно ошибаетесь

Враждебность по отношению к торговцам,особенно со стороны грамотеев, стара как мир

Эрик Хоффер

Я начал торговать в 6 лет. Городской Центральный Рынок. Мясной отдел. В те годы это было деревянное одноэтажное здание с прилавкамив форме буквы П. Хотя то, что я торговал, будет звучать слишком громко, скорее я помогал родителям продавать выращенное на домашнем подворье. Но в силу своего возраста, а также детской искренности, у меня покупали с улыбками, и, если торговались, то шутки ради, скорее для приятного общения с ребенком, который с удовольствием подражает взрослым.

Было это давно, еще при Советском Союзе. Как многие деревенские жители мои родители днем трудились в колхозе, а ранним утром, вечером вынуждены были работать на личном подсобном хозяйстве, выходных у них не было. Так с 6 лет я пас коров, полол картофельные поля, «собирал сучки», вязал веники для продажи, помогал заготавливать сено и ловить рыбу, и став старше, ухаживал за животными и огородом, подрабатывал то в колхозе и на стройке. Каждое лето я работал и завидовал своим более обеспеченным и успешным сверстникам, которые могли съездить в пионерский лагерь или на море.

Однажды один тюменский общественный деятель написал про меня, что я никогда не работал, было неприятно это читать в канун Нового года, наутро он пришёл в себя и удалил свои записи по личной инициативе. Хотя мы лично, мне кажется, не были знакомы, признаюсь, мне хотелось найти этого человека и доказать ему фактами, что он не прав.

Как, возможно, вы догадались – торговать на рынке мне пришлось и в старших классах, и университете. Об августовском путче 1991 года я, кстати, узнал торгуя на рынке. Это уже происходило в другом здании – большом, каменном, светлом. Тогда я ещё не понимал (но почему-то сильно тревожился), что с этим рынком у меня будет связано многое, еще больше будет связано с торговлей с уличного лотка, сделанного из ящиков и клеенки или полиэтилена.

Конечно, было стыдно торговать (особенно перед одногруппницами из университета), холодно и не престижно, а ведь я поступил на экономический факультет, в начале девяностых туда попадали либо те, кто смог пройти «дикий» конкурс на бюджетное место или те, кто заплатил серьезные деньги, чтобы поступить на платное отделение. Из всех одногруппников я единственный, кто жил в общежитии и был вынужден помогать родителям торговать с лотков.

Со времени я понял, что успешная торговля зависит от моего личного отношения к тому, что я делаю (не от покупателей, не от конкурентов или других внешних факторов, а только от меня). Успех в любом деле начинается с правильной внутренней настройки, целеполагания, учитывать интересы других готовности рисковать (были ситуации, когда пропадали несколько тонн мяса, встречи с криминалом, конфликты с партнерами), а это непросто, если тебе в 17-19 лет приходиться постоянно испытывать чувство стыда и неполноценности. Понимание других, осознанность, умение преодолевать страхи и распределять свои внутренние ресурсы – вот гарант успеха, наверное, в любой сфере.

Тот, кто сейчас читает это, возможно, подумает, что я излагаю банальные вещи, которые многие уже слышали. Вы вполне обосновано можете так думать. Как человек, который шесть лет отработал на кафедре в университете, я знаю, насколько важен чужой опыт и иная точка зрения. Однако одно дело факты, осмысленная позиция, а другое комплексы, эмоциональные субъективные оценки и навешивание ярлыков. Какие коннотации возникают при мысли о торговле? Правильно, «обман», «жульничество», «шарлатанство».

Зачастую карьеру продавца начинают, как и я, не по доброй воле. Есть даже такое расхожее мнение, что люди, которые не реализовали себя в жизни, не устроились на работу, о которой всегда мечтали, идут в торговлю. В университете нас не учили продавать и торговаться (только чуть-чуть учили экономико-математическому моделированию; в разделе «Теории игр» обсуждали некоторые аспекты торга и рационального поведения). Все это казалось ненужным, ненаучным и мелким. Ключевым считалось умение произвести, а не продать. При этом мы знаем,что дореволюционная Россия и поздний Советский Союз производили много, но из-за плохо организованной логистики, распределения и торговли возникал дефицит и даже голод, что провоцировало бунты, недовольство и революции. Есть мнение, что дефицит в Советском Союзе был спровоцирован тем, что у нас просто не хватало хороших магазинов, конкуренции и ориентации на мнение потребителя (все это, кстати, не противоречит социализму с человеческим лицом, посмотрите плакаты и агитки того времени).

Если анализировать зарубежный исторический опыт, то интересные факты приводит историк Клим Жуков о том, что налоговые поступления испанской короны в XVI в. от маленькой, буржуазной Голландии составлял до 5 млн. гульденов в год, это было сопоставимо с доходами от разграбления заморских колоний Испании. К слову сказать, в Испании налоговые сборы при населении в 3 раза больше (около 6 млн человек) были всего 600 тысяч гульденов. Альтернатива торговле – отъем, перераспределение и грабеж, не самая гуманная и эффективная модель (спросите у южноамериканских индейцев).

Торговля, а не войны оказывала огромное позитивное влияние в каждой эпохе, начиная с первобытных общин и заканчивая современными цивилизациями. Первобытные племена давным-давно осознали пользу небольшого обмена между отдельными индивидами, племенами, что в дальнейшем привело созданию торговых путей, соединяющих людей с разной культурой и живущих за тысячи километров друг от друга, как, например, «Великий шелковый путь», который в свое время стал самым протяженным.

Если вы думаете, что продавец – это назойливая муха,а покупатель – ворчливый зануда, в таком случае Вы сильно ошибаетесь

Возникали различные виды торговых отношений, тем самым способствуя развитию культуры, а также прочным союзам между людьми и государствами. Люди меняли мясо на рыбу, глиняные горшки на зерно, листья коки на красивые ракушки и т.д.

Примеры того, что люди разных культур способны мирно существовать благодаря взаимовыгодной торговле, есть повсюду. Допустим, финикийские мореплаватели, осваивая побережья Африки, когда подошли к берегам Пунта, и, обнаружив там дикое племя, около сорока дней опасались выходить с ними на контакт, а на сорок первый день они причалили к берегу, где на высоких сваях стояли хижины пунтийцев.

Если вы думаете, что продавец – это назойливая муха,а покупатель – ворчливый зануда, в таком случае Вы сильно ошибаетесь

Это дикое племя дружелюбно встретило гостей. Финикийцы выложили свои товары – янтарные ожерелья, золотые чаши, острые железные ножи. В обмен пунтийцы предложили ручных обезьян, борзых охотничьих собак, длиннорогих быков и благовония. Однако финикийцы взяли только благовония – шарики ароматной мирры. Таким образом, произошел молчаливый обмен, или, так, сказать «молчаливая торговля».

В XIV-XV вв. в Индии началась активно вестись торговля индийскими товарами и товарами, шедшими транзитом. На побережье субконтинента было построено множество удобных морских портов.

Именно в это время с юга Индии и через ее морские порты, в том числе и транзитом, из стран южных морей, в Европу стали проникать многочисленные экзотические товары и пряности, которые так высоко ценились. Неудивительно, что вслед за этим в Европе сложилось представление о сказочных богатствах Индии и о ее несметных сокровищах. Как следствие, началась эпоха Великих географических открытий. Многие европейские, монархи, купцы и мореплаватели стали организовывать одну за другой экспедиции в Индию с целью открыть эту богатую страну для европейской торговли. В результате одной из таких экспедиций, как известно, и была открыта Америка.

Конечно, не все было гладко, те, кто не хотели или не могли торговать честно, отравляли военные экспедиции, занимались откровенным грабежом.

Мистическое мировоззрение людей прошлого породило очень много легенд и поверий, в некоторых первобытных общинах торговцев отделяли от остальных, они были, своего рода, маргиналами.

Торговцы были причастны к чему-то непонятному и недосягаемому для человека того времени: меняли стоимость благ, то есть, могли трансформировать нематериальные элементы, нарушая привычный и повседневный порядок вещей, тем самым вызывая страх и недоверие. Возможно культурное бессознательное транслирует эти первобытные страхи до сих пор. А возможно это отголоски «лихих» 90-х. Так как переход для нашей страны к рыночным отношениям стал периодом тяжких испытаний и даже голода для одних и временем «возможностей» – для других. Каждый зарабатывал, как умел в это непростое время.

Если вы думаете, что продавец – это назойливая муха,а покупатель – ворчливый зануда, в таком случае Вы сильно ошибаетесь

Кто-то путем обмана, а кто-то благодаря прозорливости и остроумию, кто благодаря близости к номенклатуре, а кто-то соединяя все перечисленное в разных вариациях. Бытующее мнение о торговле и сейчас мифологизировано.

Первоначальная миссия торговца – организовать взаимовыгодный товарный и культурный обмен, создать возможности для развития, благосостояния и подарить людям положительные эмоции от общения и обладания.

Благодаря торговле мы учимся понимать и ценить отличия друг друга, учитывать интересы, договариваться, считать, развивать прикладную науку и прорывные идеи.

Несмотря на то, что современные интернет-магазины, маркетплейсы, напоминают торговлю времён финикийцев своей возможностью молчаливого обмена, все-таки человеческое общение нам нужно и не только для торговли. Особенно когда мы выйдем из режима самоизоляции и начнём общаться. Это важно, так как в литературе пишут, что люди находившиеся несколько лет на необитаемом острове в одиночестве напрочь забывали человеческий язык. Так вот, чтобы мы с вами совсем не одичали хочу поделиться некоторыми принципами, которые могут помочь вам легко и успешно социализироваться:

  • Каждый человек – индивидуальность. У него свое понимание таких категорий, как добро и зло. Что для одного будет хорошо, для другого будет плохо, и наоборот.
  • Каждый человек, если смотреть с разных сторон, по-своему прав, и он не должен заключаться в те рамки, которые ставит мое сознание.
  • Успех переговоров зависит только от меня.
  • При коммуникации с другим человеком мое внутреннее состояние имеет определяющее значение.
  • Для того, чтобы быть успешным в переговорах, необходимо чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами.
  • Необходимо быть более гибким и адаптироваться под ситуацию, тогда будет возможность контролировать результат взаимодействия.
  • Изменятся действия – изменится результат.
  • Если другой человек избегает коммуникации или сопротивляется – это значит то, что я делаю что-то не так.
  • Реакция другого человека -отражение моего действия по отношению к нему.
  • Если нет желаемого результата, то необходимо изменить стратегию, и продолжать это делать нужно до тех пор, пока ты не будешь доволен своим результатом.
  • Легко заблудиться, если не знаешь, куда ты держишь путь.
  • Выход есть всегда.
  • Каждая ошибка или поражение – это, на самом деле, большой урок и вклад в багаж жизненного опыта. Я анализирую его, чтобы использовать в дальнейшем.
  • Нет и не может быть инструкций, как правильно поступать в том или ином случае.

Эти правила остаются актуальным, думаю, что они могут быть полезными и тем, кто не связан со сферой торговли и переговоров, о которых я говорю в данной статье.

Торговля – это не про обман и шарлатанство, унижение и страхи, торговля – это про искусство человеческого общения, радость и развитие.

Начать дискуссию