Профессия: продюсер игровой разработки

«Найди дело себе по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни», — Конфуций.

Alawar
Alawar

В геймдеве больше сотни официальных должностей. Геймдизайнеры создают концепт игры и проектируют игровую механику. Художники, моделлеры, аниматоры работают над персонажами и игровым окружением. Программисты пишут код, а тестировщики ищут баги. Так выглядит процесс разработки на верхнем уровне. Но есть ещё одна важная и нужная профессия: игровой продюсер.

Мы в Alawar создаём игры премиум-сегмента, и на этом примере рассмотрим, что делает продюсер. В рамках данной статьи не будем рассматривать особенности Free2play.

Что делает продюсер

Продюсер — главный идеолог игры. Его задачи: привлечь ресурсы (команду, время, деньги), иметь чёткое видение и план по достижению цели, довести проект до релиза и прибыли разработчика и издателя.

Продюсер принимает все важные решения по проекту, но он же несёт полную ответственность за результат.

Основные обязанности продюсера:

  • тактически и стратегически управлять проектом
  • ставить команде задачи и контролировать их выполнение
  • управлять приоритетами и ранжировать работы
  • анализировать показатели и готовить отчёты по проекту
  • участвовать в продвижении проекта, развивать комьюнити игры
  • адаптировать проект к ежедневным изменениям

Кроме знаний в области менеджмента, продюсеру понадобятся: основы геймдизайна и разработки, маркетинг игр, психология геймеров, английский язык на уровне Upper Intermediate и выше. И личные качества: многозадачность, стрессоустойчивость, быстрая реакция и коммуникабельность.

Alawar
Alawar

Тамара Комарова, продюсер Alawar

«Я продюсер казуального направления. Курирую разработку премиальных игр для PC и Mac, в основном в жанрах Time Management и Match-3.

Игровой продюсер — довольно широкое понятие, которое включает все процессы производства игры.

С одной стороны, работа продюсера — это менеджмент. Я ищу команды и проекты, которые подходят для потенциальных площадок, оцениваю перспективы будущей игры, определяю бюджет, основные этапы и сроки разработки. Мы сотрудничаем со студиями из России, Украины и Беларуси, и со многими нас связывают целые линейки классных успешных франшиз.

С другой стороны, задачи продюсера — восторг креатива. Вместе с командой я придумываю идеи для будущей игры, помогаю геймдизайнеру превращать их в сюжеты, прописывать в виде сценариев. Так персонажи обретают характер, а игровые уровни — географические и фэнтезийные особенности.

Начинается работа с 2D художниками, моделлерами. Параллельно подключается геймдизайнер — с ним обсуждаем базовые механики игры, геймдизайн отдельных уровней, геймплей. На финишной прямой программисты упаковывают контент в строки кода и собирают его в билд. Ну а после подготовки финального билда продюсер работает вместе с отделами тестирования, локализации, маркетинга и продаж — игра готовится к релизу. Отпраздновать его можно будет через 5-7 месяцев после старта проекта.

А теперь представьте, что вам надо сделать 10-15 игр в год и курировать параллельно 4-5 проектов. Тут и пригодятся стрессоустойчивость, навыки командной работы, быстрое переключение между задачами. Зато продюсеру точно никогда не будет скучно :)».

В крупных компаниях продюсеров может быть сразу несколько. Технический продюсер взаимодействует с разработчиками и тестировщиками. Креативный продюсер занимается концепт-документами и дизайн-документами. Арт-продюсер отвечает за анимацию и графику. Бывает ещё генеральный продюсер — он собирает отчёты продюсеров всех направлений, анализирует данные и стратегически управляет проектом.

Как стать продюсером

Нужно много учиться и анализировать информацию. Накапливать практический опыт на разных позициях, чтобы знать игровую разработку вдоль и поперёк. Уметь вести диалог и находить компромиссы. И, конечно, понимать рынок геймдева и потребности геймеров — для этого нужно самому получать реальный игровой опыт на всех платформах и в разных жанрах.

Степан Комаров, продюсер Alawar

«Я стал продюсером несколько месяцев назад. До этого был арт-продюсером и курировал только визуальную составляющую игр, а теперь отвечаю за продукт целиком: графика, геймплей, звук, история. Это новый интересный опыт! В голове приходится держать много информации: как у героя должен развеваться плащ, как лучше падает свет на локации, какие сделать звуки, диалоги, геймплейные фрагменты…

Помогает мой 30-летний игровой стаж. Я играл почти во всё на свете, начиная с ZX Spectrum и заканчивая PS4. И даже когда занимался графикой, всегда стремился вникать в смежные процессы.

Быть продюсером — это как будто игра задает тебе целый водопад вопросов вместо прежней тонкой струйки :) Но если ты можешь мысленно играть в игру, то тебе не придётся придумывать ответы. Их нужно просто перенести из абстрактного мира в материальный. И когда всё заработает как надо — появится невероятное чувство.

Мне предстоит ещё многому научиться на моём первом проекте, пройти весь цикл разработки, находясь в «кресле» продюсера. Не знаю, что буду чувствовать, когда состоится релиз. Уже сейчас градус радости повышается с каждым шагом.

Могу сказать точно: работа продюсером оказалась намного сложнее, но и намного интереснее, чем я мог мечтать, будучи арт-лидом. Не терпится показать вам, что мы готовим. Мы с командой делаем всё, чтобы игра стала настолько крутой, насколько можем представить».

Перспективы профессии

У продюсера есть два варианта карьерного роста:

  • По горизонтали: начать карьеру в геймдеве с небольшого проекта и с опытом получить серьёзный крупный проект.
  • По вертикали: вырасти из продюсера в руководителя игровой студии.

Олег Шатуло, продюсер Alawar

«Всегда мечтал работать в игровой индустрии, но всерьёз об этом не задумывался, пока в 2012 году не пришёл в Alawar стажёром в отдел деплоймента. Это было как раз перед последним курсом университета.

На старте мне нужно было проходить наши казуальные игры на испанском, французском, турецком, словенском и других языках, и делать скриншоты для страниц игр на площадках Alawar Digital.

Постепенно я прошёл путь от стажёра к джуниор продакт-менеджеру и продакту. Затем стал сопродюсером: погружался в процессы разработки и получал всё больше и больше задач. Ответственность за проект при этом была на продюсере. В конце прошлого года я стал продюсером. Весь этот путь помог мне изучить создание игры целиком — от идеи до релиза.

Что важно для развития карьеры? — Играйте в игры и следите за новостями геймдев-индустрии. Эта сфера меняется очень быстро».

Начать дискуссию