Как довести команду до четырехдневной рабочей недели

Привет! Меня зовут Денис, я Тимлид и сегодня хочу рассказать про то, как довел свою команду до четырехдневной рабочей недели и что из этого вышло.

В процессе этого пути я умудрился наступить на все грабли, которые у меня были, тем не менее, это было замечательно.

С чего все началось

Я пришел в компанию в сентябре прошлого года в проект мониторинга цен. Команда должна была заниматься сбором открытой информации, обработкой и процессингом цен с других площадок для понимания рыночной цены товаров, которые мы продаем. Почему должна? К сожалению, в сентябре все это выглядело так

Как довести команду до четырехдневной рабочей недели

Пожары, они были по всюду. Work-Life balance было из разряда ругательств, а работа до поздна и в выходные были так же привычны, как кофе утром.

К чему это все приводит? К новым пожарам. К сожалению, люди устроены так, что в условиях постоянного стресса и усталости, наш мозг страдает и мы начинаем чаще ошибаться.

90% времени уходило на поддержку исправление багов в существующем функционале. Сделать, что-то новое было из разряда фантастики.

Первые изменения и результаты

Если проблема ясна, можно начать ее устранять. Мной было принято решение, что как разработчик я принесу больше пользы проекту, поэтому закатав рукава, я полез своими руками исправлять баги. И меня накрыли те же самые проблемы, которые были у команды. А именно переработки и работа в выходные. И вся ставка была на то, что я успею улучшить ситуацию прежде, чем меня накроет. И у меня получилось.

Для маркетплейсов, ноябрь и декабрь являются особо важными месяцами. В эти месяца проходят распродажи и трафик вырастает кратно, как и нагрузка на систему. К нашей чести, нам удалось пережить его без проблем и отметить новый год в баре, а не ночуя в офисе.

И все пошло не по плану

Чем обычно характеризуется новый год? Обещаниями и планами, что все у нас будет хорошо и мы не были исключением. Мы слишком поверили себя и поставили цели, которые не могли выполнить. Итого, в марте мы обнаружили, что новый функционал у нас не готов, а пожары хоть и стали меньше, но они продолжают отнимать у нас время и силы. А что еще хуже, мы продолжили традицию - работу по вечерам и в выходные.

Новая надежда

Вернувшись к тому, с чего начали, я вынужден был переосмыслить подход. Первым делом, необходимо разобраться с пожарами. Опасность этого типа работ заключается в их незапланированном характере с последующим сдвигом всех планов. Для этого мы переработали систему дежурств. Мы сняли с дежурных всю запланированную работу и увеличили количество людей до двух. Это позволило реже отвлекать команду на баги и обращения.

Упорядочиваем коммуникацию

Отдельной проблемой была привычка коллег писать в личку разработчикам и отвлекать их. Это могла быть просьба на взятие задачи вне приоритетов либо помочь разобраться с чем-то. Такие коммуникации не заметны и можно легко перестать понимать, кто и что делает. Для этого мы перенесли все обсуждения в один публичный чат команды и ввели запрет на общение в личных сообщениях. И передали дежурным слежение за этим чатом.

Избавляемся от лишних встреч

Не стоит забывать про борьбу с активностями, которые тратят ресурсы команды, но при этом польза от них нулевая или не соответствуют затраченным усилиям. Например, планирование, ретро и прочие скрам активности. Мы пересмотрели наши активности и убрали часть их них, а оставшиеся переделали. Планирование и ретро попали под нож и были выкинуты. Дейли переработаны и стали встречей, где команда может просто поболтать на фоне графиков.

Новые вызовы

К лету нам удалось локализовать пожары и не давать им разрастаться. Это избавило нас от необходимости ночевать в офисе и овертаймить. Мы смогли перейти к стабильным релизам нового функционала. А пожары перестали нас беспокоить. Разработка перестала быть бутылочным горлышком, а заказчики наконец-то стали довольны нами. Одной из причин улучшения эффективности было состояние людей. Отдохнувшие сотрудники, которые не отвлекаются на бесполезные вещи, могут показывать высокую эффективность на длинной дистанции.

Эксперимент, который изменил меня

Всегда хочется большего. И вопрос в том, как увеличить эффективность команды еще выше. Мы пробовали работать больше и выгорели. И раз разработка успевала за моими идеями, то можно рискнуть и попробовать работать меньше.

В качестве гипотезы мы рассмотрели переход на четырехдневную рабочую неделю. Возникает вопрос, какой день освободить от работы. Было два варианта: пятница и среда. В пользу пятницы было то, что выходило 3 выходных дня. В пользу среды было то, что максимальная серия рабочих дней составляла 2 дня.

После долгих раздумий мы выбрали среду. Следующим пунктом было, как обеспечить работу по новому графику, в условиях, когда остальные работают пять дней. Здесь пришлось выкручиваться с помощью дежурных. На них четырехдневная рабочая неделя не действует, и они полноценно работают в среду. А благодаря, переводу всех общений через публичный чат команды с дежурными, коллеги из соседних команд ничего не заметили.

Таким образом мне удалось выделить дополнительный выходной день для команды и при этом, мы не затронули коммуникации. Важный момент: это вводилось в формате эксперимента с возможностью отмены в любое время. И очень важно донести до команды, что так будет не всегда и может закончиться в любой момент.

Результаты

На четырехдневную рабочую неделю мы перешли в середине июля. С тех пор прошло почти пять месяцев.

Что у меня получились? Вопреки ожиданиям, мы не стали делать больше. У нас не увеличилось количество сделанных задач, но что еще более удивительно - мы не стали делать меньше. С точки зрения людей, снизилось количество стресса, команда получила больше свободного времени для отдыха, а я смог предложить уникальные условия, которые позволяют удерживать сотрудников без увеличения ФОТ и без потерь эффективности.

А что же я? Я получил уникальный опыт построения процесса разработки, где разработка не является ограничивающим фактором

260260 показов
7.5K7.5K открытий
43 комментария

ну у вас работа интелектуальная и очень часто решение сложного вопроса человек находит во вне рабочее время. Когда просто продолжает думать.

Ответить

А рабочая неделя так и осталась 40 часов?

Ответить

Нет, мы пришли к 32 часам. На мой взгляд работать 4 дня по 10 часов менее продуктивно, чем работать 5 дней по 8 часов.

Ответить

четырехдневка это очень круто конечно

Ответить

4 дневная неделя это просто мечта

Ответить

"Планирование и ретро попали под нож и были выкинуты."
- И как работается бе осознанного бэклога? Встречка так то занимает не больше 15 минут при хорошем грумминге.
- А где как не на ретро команда может высказать все свои опасения и переживания и подумать о том, как ее улучшать процессы?
Вы выкинули просто важнейшие встречи, скрам и так оставляет минимум самых важных встреч которые нельзя резать.

"Дейли переработаны и стали встречей, где команда может просто поболтать на фоне графиков."
- Ага, то есть вместо ретро которое для этого создано вы сделали длинные и неинформативные дейлики вместо 5-10 минутных?

В остальном по статьей это хороший опыт и еще Кропоткин (если не ошибаюсь, возможно это даже книга "Хлеб и Воля") говорил что мы работаем слишком много, в современном мире (уже тогда) человек может работать меньше и продуктивность не снизится.

Ответить

Теперь мой взгляд как разработчика - я на груминге с командой помог PO выстроить критерии приемки задачи, дал оценку, проверили требования и дополнили их недостающей инфой, задача в бэклоге, потом меня выдирают на планирование где вся команда тупо слушает пока менеджмент решит что из бэклога накидать в спринт, вот лично мне зачем это? Я в этом обсуждении не участвую. Насчет ретро - его функционал можно заменить сбором анонимного фидбека от команды в любое время и проведение ретро когда наберется достаточное число вопросов, а не сидеть заполнять хелсчек раз в спринт, потом писать карточки и мусолить что было решено из прошлого бомбежа, что не решено, потом поделитесь своим мироощущением и как вы во сне покакали радугой. Я на работе работу работать пришел, а не говорильней заниматься, которая не несет полезной нагрузки. Дейли окей, грумминг окей, ретро по итогам обратной связи - окей, но не по 2 часа каждый спринт устраивать этот маразм просто потому что так написано в учебнике по скраму и менеджеру скучно. По итогу типичный рабочий день - только сел поработать, в 10 стартовал дейли, дейли не вписался в таймбокс из-за болтовни не по делу, итого в 10.40 закончили трындеть, в 11 грумминг на час, тоже не вписывается в таймбокс, освободился к часу дня, обед, после обеда начинает названивать тестировщик, которому надо пояснить как тестировать задачу, только сел пописать код по своей таске как на ревью начался холивар, команда собирается решать спорные моменты, по итогу в день хорошо если часа 2 на работу уходит, если это день окончания спринта то вообще вешайся. А через месяц приходят сверху и начинают трахать команду - а почему это дедлайн провафлили и фича не была доставлена юзерам?

Ответить