Модель Venture builder – основные преимущества и недостатки, истории успехов и провалов. Конспект вебинара

Где-то год назад мы проводили панельную дискуссию на тему венчурных студий. У меня наконец-то дошли руки сделать конспект. Надеюсь, вам будет полезно. Запись вебинара можно посмотреть здесь.

Конспект

  • Как пришли в венчур билдер

В какой-то момент хотели инвестировать больше стартапов и задались вопросом, как найти больше хороший стартап.

Алмас:

В СНГ был ниже уровень предпринимателей, соответственно не находили стартапы нужного качества.

Венчур билдер должен иметь смесь предпринимательской и венчурный экспертизы.

У венчурных студий 95% неудачных проектов.

Fastlane:

Начали работать на рынке СНГ в 2010 г. как венчурные студии. Тогда был успех у Rocket Internet. На российском рынка было много копикатов и много позитива. Поэтому решили делать локальные копикаты с хорошей структурой владения под продажу стратегическим инвесторам, которые хотели выйти на рынок РФ.

Считаю венчурных студии - мертворожденный бизнес, не так много успешных венчурных студий, даже 2200 акселераторов и инкубаторов проанализировал.

Дмитрий Бергельсон:

VC-тусовка должна становиться более дружелюбной к предпринимателю. Чтобы попасть в хорошую сделку, нужно предлагать более выгодные условия, то же самое added value. Соответственно продавать можно либо отраслевую экспертизу, или технологическую экспертизу. Опять же венчурные фонды сдвинулись в более позднюю стадию, освободилось место на ранней стадии. Идеальная сделка, когда предприниматель отдает тебе долю в компании даже без финансовых инвестиций (настолько ценит твой вклад).

BCG Digital Ventures

У крупных корпораций был запрос на создание стартапов, но большой BCG, не мог справиться, потому что консультанты - это не предприниматели, не тот склад ума.

Никита Юрьев

Через 5 лет нужно обеспечить конкурентоспособность холдинга. В моменте покупают бизнесы, но в долгосрочной перспективе решили делать венчур билдер. 1) не нашли хороших возможностей, 2) приходили стартапы по высоким оценкам.

Digital Horizon

Хотели что-то сделать в венчуре и была отраслевая экспертиза. Сначала не знали, какую именно модель будут делать, но потом поняли, что будут делать венчурную студию.

  • Чтобы развивать стартап студию, нужны предприниматели. Как найти предпринимателей и как убедить его прийти в венчурную студию.

Венчурная студия позволяет пройти от идеи до первых продаж гораздо быстрее.

Предприниматель до стартап-студии должен 1) иметь предыдущий опыт бизнеса и неудач, 2) должен быть про деньги, то есть хотеть из 1 рубля сделать 3. У венчурных студий очень глубокая экспертиза. Тебе нужно иметь хороший нетворк, из которого ты ищешь предпринимателей. Вообще жутко немасштабируемая история. За срок жизни можно найти не больше 10 таких предпринимателей. Нетворк и репутация венчурой студии строится годами.

Если предприниматель и большой экспертизой и умением привлекать денег, то тебе венчурная студия не нужна. Если фаундер отдает большую долю, значит, он не сильно высоко оценивает долю.

Дмитрий Бергельсон:

1) предприниматели приходят по персональной рекомендации (не очень большой поток), 2) очень тяжелая для масштабирования модель, т.к. надо много сотрудников нанимать на shared team, 3) так как у вас очень глубокая экспертиза, то очень сложно найти общий язык с инвестором следующий стадии, которые не особо шарит рынок и ты понимая очень глубоко рынок не можешь объяснить общепринятые заблуждения особенно на фоне хайпа, 4) ты фактически становишься со-основателем, поэтому становится личная (и эмоциональная история).

Никита Юрьев:

не все венчурные студии получают большую долю (существенно ниже 30%, даже 10%). Начинаем работать на этапе идеи работать с командами, и они быстрее добегут до первых продаж. Можно искать предпринимателей среди людей из 1) корпораций, 2) можно из тех, кто был предпринимателем, но пошел сейчас работать в корпорацию, 3) больших экспертов в своей области продактов, разработчиков, маркетологам, который видят потолок 4) кто делали оффлайновые и классические бизнесы. В отличие от посевных фондов венчурные студии не могут делать по 20 сделок в год.

Венчурные студии очень глубоко погружаются в операционку стартапа, поэтому физически больше 10 портфельных компаний сложно вести.

Digital Horizon:

У тебя какое-то количество предпринимателей всегда есть в орбите, потом приходит какой-то запрос от корпорации и ты понимаешь, кого из своих знакомых она может заинтересовать и предлагаешь сделать бизнес. Единственное майндсет человека из корпораций не подходит. Человек должен быть стрессоустойчивым.

  • Какую сумму выделяете на тестирование идеи, какая стратегия заработка (продажа или дивиденды)?

Дмитрий Бергельсон:

Берут 5-15% доли. Лучший вариант - вообще не вкладывать деньги, ну или $20-30k. Целят, на то, чтобы как можно быстрее привлечь следующий раунд инвестиций. Стратегия - экзит.

Максим:

в большей степени смотрят на дивидентную бизнес-модель. Тратят немного денег, не больше $50k.

Алмас:

берут 50-70%, на тестирование гипотезы до $50-100k. Смотрят на то, чтобы построить прибыльную компанию, но если будет экзит, то будет приятным сюрпризом.

Fastlane:

сразу строили под продажу, на тестирование гипотезы в ecommerce нужно много денег. Начинали со $100-500k в одну компанию. Всего профинансировали 26 компаний.

Никита Юрьев:

если продукт релевантен бизнесу холдинга, то на раунде В готовы будут покупать полностью.

Digital horizon:

если вы забираете 50-80% доли, то это работает если сразу видишь, кто купит. Если хотим идти по классической венчурной модели привлечения инвестиций, то но надо маленькую долю брать. MVP тратят $120-170k.

  • Почему заговорили про венчурную модель в последние годы

Дмитрий Бергельсон:

классический венчур начал приносить меньшую доходность, value added VC появился относительно недавно. Поэтому появились предпосылки в последнее время.

Digital Horizon:

Венчурные студии сокращают риски для всех 1) предприниматель получает зарплату и не отдает последние деньги, 2) для венчуров снижает риски неудачи. Ну ещё страх FOMO для тех, кто хочет зайти на венчурный рынок.

Fastlane:

стартапы мельчают, сами продукты становятся все проще, все больше похожи на продуктовые фичи, основатели мельчают (все более широкие слои населения идут в стартапы), поэтому им нужна помощь. У венчурных студий не видно больших успехов, обычно это компании штатом до 10 человек.

Никита Юрьев:

у акселераторов перестала сходиться экономика, нужно придумать как забрать больше долю у стартапа за какие-то сервисы. Есть пару акселераторов переформатировались в венчурную студию. Вообще модель акселераторов будет отмирать.

Алмас:

желание заработать денег. У посевных стартапов на посевной стадии оценка pre-money $8-10M, сложно и дорого инвестировать. Чтобы сошлась экономика фонда (с учетом последующих раундов инвестиций и размытия), то экзит должен быть минимум на $440M, а таких компаний мало. На всех инвесторов не хватает. Если получил долю 50%, то при оценке на выходе $50M фонд прилично заработает. Просто в пресидовые стартапы вкладывать более рискованно, чем через венчурные студии, поэтому и хайп.

  • Итоги от спикеров:

Венчурные студии - очень сложно и дорого.

Максим: Инструмент очень кастомный.

Fastlane: Венчурные студии хорошо подходят для спиноффа корпораций, либо когда корпорация берет под свое крыло стартап, давая ему нечестные конкурентные преимущества.

Дмитрий Бергельсон: Есть проблемы с поиском предпринимателей и дополнительные затраты на поддержание структуры венчурной студии, но компенсируется за счет более высокого потенциала и более низкого fail rate.

Никита Юрьев: если предприниматель запускает свой венчур билдер, то это хорошая возможность поделиться своим опытом с другими, а не впрягаться в новую историю. Для новых предпринимателей они уменьшают страх начать бизнес.

11
1 комментарий

Спасибо за конспект

Ответить