{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Spotify все-таки запустился в России

Яркая история запуска «того самого музыкального сервиса» от непосредственного участника событий. Ошибки, вызовы и лайфхаки.

Челлендж так челлендж.

Я жила в США, когда сотрудник Spotify написал мне в Linkedin, рассказал о планируемом запуске в России и 12 других странах и пригласил на интервью.

Работая в маркетинге я часто наталкивалась на яркие кейсы Spotify со всего мира. Инновационность и яркость бренда Spotify, резонансные, основанные на культурных инсайтах кампании вдохновляли и задавали высокую планку для любого маркетолога. В тоже время о выходе Spotify в Россию ходили разные мнения, достаточно распространенным было, что с запуском компания сильно припозднилась, много раз откладывала, и в этот раз скорее всего тоже что-то сорвется, а если и нет, то сервис останется нишевым продуктом.

Музыкальный рынок в России очень специфический. С одной стороны, огромная доля стриминга, из-за встроенного музыкального сервиса в самую популярную российскую социальную сеть. С другой стороны, крупные игроки, у которых музыка - это часть экосистем - Яндекс.музыка, Apple, а теперь и Сберзвук. К тому же, российский потребитель, либо не привык платить за стриминг и пользуется бесплатными версиями продукта, либо воспринимает музыкальный сервис как commodity в рамках более широкой подписки, и не понимает разницы между приложениями. В этой связи, было много рисков и для подписки Spotify Premium.

В общем, с одной стороны, мне была очень интересна сфера развлечений и бренд Spotify, с другой стороны, это был риск - от успешности запуска будет зависеть и судьба продукта, и моя репутация. Идя на этот риск, я понимала, что нужно сделать все возможное, чтобы запуск в России стал для Spotify чем-то выдающимся.

От первого письма до оффера прошли 5 месяцев и множество интервью. Только через год на сессии для новых сотрудников я узнала, что Spotify отсматривает 40000 кандидатов, чтобы выбрать одного.

Неоднозначное Начало

Итак, собеседования наконец, закончились, и со мной заключили контракт - в сентябре 2019. И каким был мой шок, когда я узнала, что запуск планируется через пару месяцев, а рекламная кампания “почти готова”. Выбором креативного агентства и разработкой кампании занималась глобальная маркетинг команда Spotify, моя роль изначально состояла в том, чтобы помочь в локальной координации запуска, и только после этого взять на себя управление маркетингом. Как я узнала, это обычная практика Spotify - нанимать локальную команду за месяц и даже менее до старта, и продиктовано это управлением рисками переносов запуска.

Кампания планировалась в два этапа - вначале анонс для фанатов с участием глобальных и локальных артистов, затем охватная кампания для early adopters, рассказывающая про сервис. Оставалось всего несколько недель до запуска, и глобальная, и локальная команды не были в восторге от того, что получается, но в условиях дефицита времени, мы должны были перейти к продакшну.

Когда в силу ряда обстоятельств, было принято решение о переносе запуска на несколько месяцев, мы решили воспользоваться возможностью, чтобы разработать новую стратегию запуска и кампанию силами локальной команды и с менторской поддержкой глобальных коллег.

Мы с небольшой командой маркетинга изучали глобальную платформу, опыты запусков в других странах, и локальные инсайты, советовались с руководителями по маркетингу более зрелых рынков - Nordics, USA, или недавно запустившихся, таких как Индия. Для каждой новой страны стратегия запуска и развития носят уникальный характер, в силу особенностей менталитета, развитости музыкального рынка и конкуренции. Понимая это, штаб-квартира предоставила нам большую автономию, при этом обмен мнениями с глобальным офисом помогал разобраться в логике принятия решений, в специфике потребления продукта, в подходах к коммуникации.

Глокально

Первым этапом нужно было внести ясность в коммуникационную стратегию - на что сделать ставку в запуске? Насколько сильно нужно опираться на эмоции и глобальную репутацию, и насколько нужно продвигать конкретные продуктовые преимущества? Насколько целевую аудиторию выбрать для лонча бренда? Бюджет был небольшой, и цена ошибки была очень велика.

Миссия Spotify - помогать миллионам артистов развивать свой креативный потенциал и приходить к успеху, а миллиардам фанатов возможность наслаждаться и вдохновляться их творчеством. Из этого следует, что у нас две целевых аудитории - артисты и слушатели. И поэтому, построение близких доверительных отношений с артистами было также важно, как и со слушателями. Spotify как глобальный бренд, обладал здесь преимуществом, имея более простой доступ к глобальным артистам. Но изучая локальный опыт, я не нашла примеров постоянной работы конкурентов с локальными артистами. Поэтому, было загадкой, на каких условиях они согласятся работать с нами, каковы их ожидания, и как в эти отношения вписываются лейблы.

С пользователями основной вопрос стоял в том, как правильно определить целевую аудиторию - на момент запуска и после. По глобальной методологии Spotify, максимальная достижимая аудитория бренда в каждой стране - все пользователи Интернета 18-54. В России это более 100 миллионов человек, однако более глубокий анализ показывал, что уровень слушания музыки, готовности платить за музыкальный сервис сильно отличается в зависимости не только от возраста, но и от других факторов. Понадобилась многофакторная сегментация, которая позволила нам не только четко обозначить ядро аудитории early adopters, но и спланировать переход к следующим сегментам для молниеносного завоевания рынка.

Следующей задачей было выбрать ключевые преимущества и сообщения. У Spotify несколько конкурентных преимуществ - лучшие алгоритмы рекомендации музыки; 4 млрд плейлистов, удобная интеграция со множеством устройств. Разные страны выбирали одно из преимуществ: Spotify Индия сделал ставку на плейлисты; Израиль - на рекомендации. Я увидела возможность сочетать коммуникацию о лучших рекомендациях музыки с плейлистами, так как в зависимости от привычек, кто-то из пользователей выбирал готовые редакторские плейлисты, а кто-то слушал музыку в плейлистах, которые алгоритм подбирал под вкус.

Мы знали, что в России нас очень ждут - было несколько сотен тысяч людей, слушающих нас через vpn, а также те, кто зарегистрировался на уведомления о запуске Spotify в России. Мы понимали что это сильный эссет, который нужно использовать. И в первую очередь обратиться к нашим фанатам. Поэтому было принято решение за несколько дней до официального запуска, ответить активным фанатам Spotify в социальных сетях, которые упоминали нас и мечтали о запуске, дать возможность им первыми узнать об этом. Также, мы нашли наших слушателей с помощью таргетингов и групп в социальных сетях, и сделали для них специальную кампанию. Ведь для них не нужно было представлять Spotify, им важно было сообщить, что мы знаем об их любви к нам и ценим это отношение. Такая ставка на фанатов бренда была сделана впервые в Spotify, и успех запуска мы отчасти связываем с этим.

Для новых пользователей мы хотели выбрать простое сообщение на запуск, представляющее нас, вызывающее интерес, но достаточно эмоциональное. Будучи самым популярным музыкальным сервисом в мире, мы могли выбрать сообщения №1, Лидер музыкального стриминга, но нам хотелось использовать дружественный, простой язык, который выделит наш бренд. “Тот самый музыкальный сервис наконец в России” - с таким слоганом мы вышли в первый день. И с первого дня мы обращаемся к слушателю на Ты.

Вторым важным эссетом были глобальные и локальные артисты, готовые поддержать наш запуск.

Казалось, самым простым решением было бы, что артисты приветствуют Spotify. Но это было невозможно по брендбуку. Spotify в своих рекламных кампаниях, должен обращаться к слушателям напрямую, а не через артистов. При этом, мы хотели сделать каждый креатив уникальным, связав его с творчеством артиста. Поэтому мы выбрали или обыграли подходящие по смыслу строчки трэков и названий песен, объединив их общим сообщением запуска. Spotify впервые в истории делал подобную кампанию. Мы решили протестировать ее на фокус-группах. Каково было наше удивление, когда стало понятно, что большинство артистов люди не знают в лицо, а тонкой связи с их треками не считывают. Мы не хотели идти только с mainstream артистами, важно было показать нашу экспертизу в новой и нишевой музыке, но при этом и размещать в охватных каналах нишевых артистов не имело смысла. Мы разделили кампанию - для наружной рекламы выбрали самых узнаваемых артистов и простые сообщения, а диджитал кампанию настроили на фанатов разных жанров и исполнителей.

Помимо использования образов артистов в нашей рекламной кампании, возникла идея сделать с ними контент, которым они захотят поделиться в своих социальных сетях, а их фанаты будут смотреть на это, не как на рекламную интеграцию, а иметь к ней интерес и доверие. Мы придумали концепцию анимационных роликов с артистом в главной роли, в которых он рассказывает о своем творчестве, при этом вся графика иллюстрирует его индивидуальность и его слова, делая каждое видео уникальным. В конце видео артист приглашает послушать его плейлист в Spotify.

Мы делали ставку на то, что первый месяц будет супер успешным и приведет к нам фанатов Spotify и меломанов, которые пойдут за любимыми артистами.

Второй месяц кампании был направлен уже на пользователей других стриминг сервисов, которым нужны были более рациональные аргументы для перехода на Spotify. У Spotify 4 млрд плейлистов, и это сильное конкурентное преимущество, но каково же было наше удивление, когда мы увидели, что слушатели не сильно реагируют на этот факт, не видя ценности для себя в этом. Задача стояла в том, чтобы найти сообщение и форму его подачи, чтобы сделать это релевантным для каждого.

Перед запуском кампании, мы опередили самые популярные моменты, при которых пользователь слушает музыку. Далее, надо было выбрать людей, слушающих музыку в эти конкретные моменты и определить, какую именно музыку (плейлисты) им предложить. При входе в крупные фитнес-клубы мы предлагали плейлисты для тренировок; для геймеров мы предлагали плейлисты под разные жанры игр, в парках прохожих ожидали плейлисты для прогулок, а около клуба плейлисты, помогающие пережить тяжелое утро. В интернете получилось найти сотни таких сегментов и моментов.

Мы начали готовиться к съемкам ТВ ролика, и тут начался локдаун из-за Covid-19. Мы стали анализировать нашу коммуникацию на предмет уместности в такое непростое время. Так, две из трех историй, которые мы собирались рассказать в ролике, не подходили к новым реалиям, в которых шумные вечеринки и публичный транспорт ассоциировались с опасностью. С большой болью нам пришлось перепридумывать истории и снимать уже новый ролик. Мы также снизили градус юмора и убрали шутки, которые могли обидеть чувства людей.

За 9 месяцев, которые прошли с момента моего прихода в Spotify, и подготовки к запуску сервиса в России, кампания была полностью готова 3 раза, но из-за переноса дат запуска, и как следствие - изменения социальной обстановки, времени года, пересмотра глобального брендбука и других обстоятельств, мы приходили к решению о ее пересмотре.

Запуск

Запуск был запланирован на 15 июля, но мы держали эту дату в секрете. За неделю до этого мы стали отвечать фанатам Spotify в социальных сетях и намекать на скорый запуск. Эти персональные сообщения от бренда стали активно репоститься и переходить от фаната к фанату, температура подогревалась, но точная дата запуска была неизвестна.

Из-за особенностей загрузки приложения в сторы, раскатка локального приложения началась 13 июля, и пытливые фанаты умудрились найти русифицированное приложение уже через пару часов. Нам пришлось в срочном порядке менять план запуска, выпускать пресс-релиз, и давать отмашку на старт кампании и артистам, и партнерам, и медийным площадкам 14 июля.

За несколько часов нас поприветствовали десятки глобальных и локальных музыкантов и новость мгновенно разошлась. Наши социальные сети стали разрываться от восторженных, теплых, эмоциональных комментариев фанатов. Артисты опубликовали ролики This is в своих социальных сетях, и за несколько дней мы получили миллионы органических просмотров и переходы в приложение.

В городах России появилась наружная реклама с артистами. Артисты фотографировались около наших фасадов, постили их в социальных сетях, а фанаты брали на память плакаты. С каждым днем кампания набирала обороты - подключались новые медийные каналы, партнеры, артисты.

Никто из сотрудников Spotify, делающих свои ставки на количество регистраций приложения за первые сутки, первый месяц, не угадал верную цифру - просто потому, что 4-х летний план по установкам был выполнен в первую неделю. Эйфория от успеха сопровождалась тем, что нам нужно было координировать десятки маркетинговых активаций, одновременно разрабатывая долгосрочные локальные партнерства, и пересматривая маркетинг план первого года бизнеса. Это было незабываемое и очень счастливое время. Через два месяца после запуска фаундер и генеральный директор Spotify Дэниэл Элк сказал о том, что запуск в России стал самым успешным за всю историю компании.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Klochko

Очень был разочарован ухудшением качества рекомендаций при переходе с американского на русский аккаунт. Да и сейчас все стало плохо - фактически все те подборки сделанные «специально для меня» содержат мало интересной новой музыки. То ли я все переслушал, то ли что-то сломалось. Всех новых исполнителей, что я нашел за прошедший год я нашел не в спотифае, к сожалению.
А я так ждал, так ждал…

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Прокопец

Познавательно !

Ответить
Развернуть ветку
Нейро Формалин

Почему нет новой музыки, ведь после прослушивания "Михей и Джуманджи" может порекомендовать нового артиста Артура Пирожкова.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Тэйлор

Отличная статья! Было интересно увидеть изнутри, как проводился запуск. И узнать, какая команда профессионалов работала над этим запуском.

Ответить
Развернуть ветку
Янина Бабанина

Отличная статья! Очень познавательно, много интересных деталей, освещающих особенности проекта в России. Спасибо команде за яркий запуск. Успехов! 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Верхоланцева

     Отличная статья! Интересный кейс о запуске масштабного проекта  в российских реалиях. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Елена Нарышкина

Отличный пример того, как команда смогла использовать пандемию с пользой для бизнеса: отточить кампанию, максимально "приземлить" ее на локальный рынок. И даже затянувшееся ожидание, по сути, стало отличным катализатором. Охотно верю, что это был самый успешный запуск в истории компании. Пазл правда сложился

Ответить
Развернуть ветку
MangoJuce

забавно осознавать, что такая огромная работа была проделана, а я как-то не сталкивалась ней. О Spotify узнала до запуска и просто стала ждать и все.
Но сейчас не могу сказать, чтоб была в восторге от самого сервиса. Все красиво написано и про плейлисты для меня и про подборки различные.. Но иногда в рекомендации такое попадает, что волосы дыбом.. 

Ответить
Развернуть ветку
Robert Coolige

Решил, что от Spotify отпишусь как закончиться студент. подписка) Все-таки на яндекс.музыке треков больше. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Robert Coolige

Не знаю, мне только музыку слушать. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Rumyantsev

Главное содержание) разве не так? А то оформить может каждый, а вот сделать запуск успешным - это надо уметь. И почему рекламный блок?) 

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда