Ольга Николаенко
28

Как меняется психология подростков с возрастом

В 2020 году Московский международный Салон образования проходит в онлайн формате на новой коммуникационной digital-платформе, которая объединила чиновников, профессиональное, экспертное и бизнес-сообщества, учащихся и их родителей. Такой формат позволяет принципиально расширить аудиторию Салона, увеличив количество уникальных посетителей до 250 000 человек, и впервые в таком масштабе объединить весь русскоговорящий мир вокруг общих проблем и ценностей. В рамках Салона серьезное внимание будет уделено психологии подростков в условиях перехода обучения на дистанционный формат. Экспертом выступила Чибисова Марина Юрьевна, практикующий психолог, к.пс.н. доцент МПГУ, HAAB-Первое сентября

В закладки

Подростковый период является сложным не только для самого ребенка, но и для всей семьи в целом. В психологии принято выделять определенные возрастные периоды жизни человека, логика развития которых идет по определенным этапам, но это не жесткие требования и цифры, а некие ориентиры, на которые можно опираться. Нельзя всех детей рассматривать в одинаковом контексте, подгоняя под описанные в книгах шаблоны.

“Часто у родителей бывают опасения, что если в 3 года ребенок чего-то не делает, как написано в книжке, то значит он не сможет этого сделать вообще. Соответствие указанным возрастным рамкам весьма условно, разные дети решают возрастные задачи развития в разном темпе и в свое время”

Подростковый период - с 12 до 16 лет - это момент, когда физиология и психология перестраиваются: происходит половое созревание со всеми сопутствующими изменениями. Ребенок очень сильно зависит от происходящих физиологических трансформаций: общая возбудимость, эмоциональная неустойчивость - поэтому нервная система может не успевать за телом.

Это особый период становления самостоятельности: появляются вопросы “Кто я? Чем отличаюсь от других?” Это важный этап на пути отделения от родителей и приобретения независимости. Причем начинается этот путь тогда, когда ребенок делает первые шаги и может самостоятельно отойти от мамы, и заканчивается, когда ребенок уходит в полностью самостоятельную жизнь: возможность жить отдельно, зарабатывать деньги, выстраивать коммуникации и поддерживать отношения с другими взрослыми людьми. Важно понимать, что ключевая задача семьи состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельности, готовности нести ответственность и принимать решения.

С одной стороны, подростковый возраст - это период, когда ребенок впервые чувствует себя взрослым. До подросткового периода дети хоть и могут сказать, что они большие, но все же у них еще детское мировоззрение и осмысляют они себя как дети. Именно в подростковом периоде начинает формироваться то, что в российской психологии называется “чувством взрослости”. Подросток ощущает себя уже выросшим. С другой стороны очевидно, что это чувство находится в противоречии с реальностью: он зависим от родителей, он не является отдельной самостоятельной единицей общества, не может принимать многие решения, не является совершеннолетним и тд.

“Это период, когда ребенок открывает свой внутренний мир, его начинают волновать вопросы: что я за человек? чем я отличаюсь от других?”

В это время резко происходит сдвиг интересов от родителей к сверстникам. Если раньше непререкаемым авторитетом были именно родители, то в подростковом возрасте фокус смещается уже на сверстников - это важная составляющая процесса взросления.

“Что я за человек? Каким меня видят другие? Что я собой представляю? Насколько я красив? Как меня воспринимают другие? - в подростковом периоде фокус смещается на поиски ответов на эти вопросы”

И в огромном многообразии подобных вопросов, которые начинают вставать перед подростком, мнения родителей может оказаться недостаточно, причем даже если это самые понимающие, поддерживающие и любящие родители в мире, которые всегда уверены в собственном ребенке. У ребенка могут возникнуть сомнения, потому что становится крайне важно мнение сверстников. Родители остаются важными, но уходят на 2 план.

“Подростка крайне волнуют 2 вопроса. С одной стороны: я такой же, как все?Я соответствую текущим нормам? Я не хуже других? А с другой - в чем я особенный? Я вообще хоть чем-то отличаюсь? Идет постоянная борьба между этими вопросами: с одной стороны хочется быть не хуже других, а с другой - очень важно быть особенным и отличаться. И важно, чтобы подросток понимал, что нет единственно верного способа быть красивым, умным, успешным и тд”.

Мы видим, что для ребенка это физиологически непростой период , в котором появляется много важных психологических новообразований, сопровождающих процесс отделения подростка от семьи. Важный момент: подростковый период не значит, что подросток сразу же становится независимым от родителей! Но эмоциональное отделение взрослеющего человека происходит именно в подростковом возрасте, что несет за собой конфликты в семье и недопонимание.

Нельзя говорить о том, что подростковый период сложен только для самого ребенка - нет, в современной психологии подростковый возраст ребенка, его эмоциональное отделение рассматриваются как семейный кризис, в рамках которого всплывает много вопросов со стороны как ребенка, так и родителей. Таким образом получается, что переход ребенка в самостоятельную жизнь влечет за собой перестройку всей семейной системы целиком. Родители постепенно отпускают его, дают все больше самостоятельности. И, безусловно, многие семейные сложности становятся более очевидными. Тем более, что в такое время необходимо перестраивать некоторые семейные правила - не отказываться от них в угоду ребенку, но пересматривать, исходя из того, что ребенок вырос. Если раньше некоторые вопросы и задачи можно было решать в формате указаний “родитель-ребенок”, то теперь происходит постепенное изменение коммуникации в формат “взрослый-взрослый” , по многим вопросам необходимо договариваться, к чему не все родители готовы.

“Для того, чтобы ребенок мог отделиться - семья должна перестроиться. Это не односторонний процесс”

Подросток в этом возрасте становится легковозбудимым, непослушным, с ним становится сложнее находить общий язык и договариваться. Поэтому можно сказать, что период сложный для всех: и для подростков, которые переживают трансформации, и для родителей, которым нужно не только переживать взросление ребенка, но и как-то коммуницировать с перестраивающимся и резко переставшим слушаться подростком на одной территории.

“То, что рассматривается как причина для конфликта между ребенком и родителем - это скорее повод”

Бывают ситуации, когда родители обращаются за помощью к ребенку, когда повода для ссоры нет: это привычные бытовые вопросы, которые были отстроены за много лет. Но вместо привычной картины семьи получается поле боя: с одной стороны, терзаемый гормонами эмоционально неустойчивый подросток, который стремится доказать всем, что он уже взрослый и требует к себе соответствующего отношения, и, с другой стороны, родители, которые утрачивают и контроль, и контакты с ребенком. Естественно, последних тревожат резкие изменения, которые происходят в привычных повседневных вещах. И если у родителей есть какие-либо личные сложности с тем, чтобы дать ребенку почувствовать себя взрослым - это только усугубляет проблемы, особенно если родителям крайне важно абсолютное послушание ребенка.

Для родителей переходный возраст ребенка очень сложен еще и тем, что с ним связано огромное количество страхов: про неуспеваемость в школе и последующей жизни, возможная связь с плохой компанией, где может быть алкоголь, сигареты и запрещенные вещества и тд. В наши дни особенно сильно у родителей развит страх, что ребенок попадет в плохую онлайн-компанию: группы, связанные с экстремизмом, неадекватным поведением и прочими вещами, запрещенными или преследуемыми по закону.

При этом, прекрасно понимая стремление подростка к взрослости, родители исходят из своей взрослой логики: если ребенок объявляет себя взрослым и берет на себя ответственность, то он соблюдает сроки, задачи и договоренности - для претензий нет места. Но при этом они забывают, что подростки еще не достигли взрослой осмысленной позиции, не осознают последствиях своих действий, не говоря уже о том, что далеко не все взрослые ее достигают - куда уж подросткам. Просто в подростковом возрасте это несоответствие максимально заметно.

“Это возраст, когда максимально видна разница между желанием подростка быть взрослым, декларацией этого и реальной готовностью вести себя подобным образом”

Но в этом конфликте страдают обе стороны. Очень большое внимание в последние годы уделяется эмоциональному выгоранию родителей. Если раньше этот вопрос затрагивали в контексте профессиональной деятельности, то в последние годы все больше внимания уделяется этой проблеме у родителей. Специалисты подчеркивают, что одна из главных групп риска - это именно родители подростков.

“Для родителей период детского взросления очень сложен, в первую очередь, психологическим выгоранием. Когда любой, даже самый минимальный вопрос уровня немытой тарелки или поливки цветов превращается в скандал - даже самый святой и выдержанный человек может не выдержать”

Общие советы родителям:

  • напоминать себе, что ребенку тоже трудно, поскольку часто создается впечатление, что ребенок нарочно изводит взрослых.
  • помнить, что подростковый возраст неизбежно предполагает расширение свободы действий ребенка в рамках семьи. Причем в разных семьях и в разных ситуациях эта свобода может быть разной.
  • осознать необходимость изменения семейных правил, причем лучше, когда эти правила не просто подразумеваются, а проговариваются и обсуждаются со всеми членами семьи
  • не злоупотреблять нотациями и разъяснениями. Ребенок всегда прекрасно понимает, чего от него хотят на самом деле. Нотация - это не попытка достучаться, а попытка убедить в своей правоте и заставить сделать необходимое.
  • для облегчения процесса коммуникаций стоит пересмотреть формат ведения беседы с “я расскажу тебе, как надо” в “а что ты думаешь по этому поводу?”

Все дети проходят через подростковый возраст, но психолог нужен далеко не всегда, все зависит от ситуации. Подростковый период - это не только кризисный период, но и время, когда резко возрастает возможность появления психических расстройств: от неврозов, депрессий до серьезных проблем, требующих медицинского вмешательства.

Понять, насколько у ребенка спокойно протекает период взросления или же он нуждается в психологической помощи - сложно. Безусловно, есть признаки, которые сразу должны насторожить и стать основанием для обращения к специалисту: например, причинение себе вреда (селф-харм). Если подросток начинает себя резать, к примеру, это повод немедленно обратиться за квалифицированной помощью.

Порой нет очевидных проблем, но есть спорные ситуации: например, когда ребенок начинает высказывать суицидальные намерения или сомневаться в ценности своей жизни. И сложно понять, это временная подростковая грусть или же уже сформированные мысли о самоубийстве. В таком случае лучше обратиться за консультацией к психологу. Надо помнить, что в этом возрасте дети крайне эмоционально неустойчивы, поэтому стоит с вниманием относиться ко всему, но не разводить панику. Если ребенок не выдает никаких тревожных симптомов, а в семье, несмотря на трения, удается нормально коммуницировать - то необходимости в обращении к психологу нет.

Естественно, всех родителей мучают вопросы о собственных действиях, о том, что лучше было бы для ребенка и тд - в таком случае лучше родителю сходить на консультацию психолога и задать все интересующие вопросы, чем накручивать себя.

Стоит подчеркнуть, что нельзя говорить о том, что проблемы с психикой ребенка - это исключительно вина родителей. Даже в самой благополучной семье может быть ребенок с неустойчивой возбудимой психикой.

“Дети прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы” - говорил Рудольф Дрейкурс

Безусловно, семья влияет на происходящее с ребенком. Но ребенок сам смотрит вокруг, наблюдает и делает выводы, повторяя за взрослыми. Причем сделанные выводы могут быть странными и никак не связанными с увиденным и далеко не всегда коррелируют с тем, кто говорят родители. Утверждение, что все, что происходит с детьми является полностью виной родителей - это бессмысленная попытка повесить всю ответственность на родителей, которую они физически не могут и не должны нести.

“Ребенок - это личность”

При коммуникации с ребенком любого возраста стоит учитывать, что дети обладают индивидуальностью и собственной позицией с самого рождения, поэтому считать их пластилином, из которого можно вылепить все, что захочется - ошибочно.

Самое главное помнить, что родители воспитывают детей для того, чтобы дети были самостоятельными, счастливыми и могли успешно жить в окружающем мире.

{ "author_name": "Ольга Николаенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 123873, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 29 Apr 2020 11:14:18 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир