Откровения выбора IT-компании: как избежать мучительной боли потерянного времени и бюджетов?

Есть у нас новый проект в EdTech. Другими словами, онлайн-образование. Клиент пришел не так давно и в совершенно измученном состоянии. Речь сейчас пойдет не про сам проект, а о том, КАК можно было бы ИЗБЕЖАТЬ изнурительной работы, исчисляемой годами и пережитой этим многострадальным персонажем. И нет, не то что вы подумали, не “прийти к нам и мы все решим”.

Давайте разберемся, как клиенту квалифицировать исполнителя? Чем руководствоваться при выборе из множества предложений? Как ускорить этот процесс в целом?

Материалов в сети на эту тему мы особо не нашли. Решений никто не предлагает… В общем, задумались и начали копать в эту сторону: опросили еще несколько наших клиентов и выяснили, что это действительно распространенная “боль”. Теперь хотим поделиться нашими наработками: достаточно простой, но не очевидной идеей, как всей этой тягомотины избежать и совершить по-настоящему качественный выбор партнера, который устроит со всех сторон.

Пугает количество букв - жми якорь, здесь резюме нашей статьи.

Итак, задача: создать какой-то IT-продукт.
Есть два варианта развития событий.

Первый вариант (очевидный и непродуктивный): оставить n-нное количество заявок на сайтах IT-компаний, получить шквал звонков и ходить по кругу с уточнениями от каждого исполнителя по вашей задаче.

“Отправил вам бриф на почту, заполните и маякните, я перезвоню!

Ленивый продажник

Звучит знакомо, да, но здесь начинается главная проблема: теперь нужно обсудить одну и ту же задачу с каждой компанией, дать ответы на многочисленные вопросы, получить совершенно разные предложения. И, в итоге, пытаться разгадать, что же делать дальше. Если вы хоть раз себя ловили на мысли, что кто-то искусственно цену завышает, чтобы подзаработать на вас - значит, ходили уже по этому пути и для вас вполне предсказуем финал. Почему один предлагает сделать за 100к, а другой за 1 млн - загадка.

Второй вариант (неочевидный и эффективный): обратиться в одну компанию, проработать с ней варианты решения, попросить провести агрегацию требований и подсчитать бюджет. А потом, уже с этими заранее подготовленными требованиями, можно выходить на рынок и проводить мониторинг цен.

На первый взгляд, это может показаться медленным и муторным процессом, но! Увеличенные временные затраты на старте позволяют сократить финансовые потери в будущем. И репутационные. Потому что в итоге получится более качественный и осмысленный продукт. При выборе первого пути проблема определения исполнителя стоит максимально остро. Мало того, что нужно пройти испытание шквалом звонков и сообщений с вопросами от потенциальных исполнителей, так еще и на руках оказывается 10 предложений в совершенно разных ценовых категориях. Второй же путь наиболее осмысленный и понятный: конкретизация требований даст возможность получить +- одинаковые КП, которые уже можно сравнивать и позволит избежать повторяющихся вопросов.

Я делегировал, ну и пусть 10 раз отвечают, это их работа. Выберут фигню - опять же, их проблемы, за которые я отдельно спрошу

Душный руководила

Весьма резонное возражение, но смеем вас расстроить. Это так не работает, от слова «совсем». Но ответ на вопрос тянет на отдельный материал. Если интересно, можем рассказать - сигнальте в комментах.

Ок, определились с вариантом. Искренне надеемся, что мы вас убедили пойти по второму пути. И дальше начинается самое интересное...

Какие принципиально важные моменты необходимо отметить на старте общения с потенциальными исполнителями?

Не будем тратить время на очевидные вещи по типу: базовый функционал, количество страниц или, не дай Бог ещё вышлют бриф, который нужно будет заполнить самостоятельно… Итак, первое:

С кем идет обсуждение проекта?

Вы заполнили заявку, а вам звонит продажник, которому вряд ли есть, что сказать, а тем более - спросить, о вашем проекте. Его цель - продать. Но никак не вникнуть и помочь. Возможно, он даже кинет вам бриф и не спросит, что именно хотите-то. Беда, однозначно. Не наш вариант.

Дорогой читатель, раз уж ты дочитал до этого момента, то, как минимум, мы должны получить ачивку за свои труды. Пусть это будет твой лайк! За коммент так вообще +5 баллов к карме.

Как минимум, это должен быть проект-менеджер, потому что он уже ближе к делу и способен провести первичный анализ задачи. Если речь идет о разработке серьезного сервиса или интеграциях - то вообще бизнес-аналитик. Это не просто человек, который считает деньги, но и специалист, который может помочь сформулировать бизнес-задачи, определить, какие технологии подходят и предложить наилучшие варианты.

Если вам предложили встречу с бизнес-аналитиком, это знак хорошей компании. Наличие этого специалиста в штате говорит о том, что IT-компания серьезно подходит к вопросу анализа и пониманию бизнеса своего заказчика

Так что, все просто, на самом деле: если вы обсуждаете проект с продажником — это плохо, с проект-менеджером — хорошо, а с бизнес-аналитиком — это просто супер.

"Какой результат Вы ожидаете получить?"

Важный вопрос, за которым часто скрывается этап жизненного цикла проекта. Рабочий продукт? MVP? Рестарт? Ответ на этот вопрос предполагает определение формата работ:

  • быстро и на коленке;
  • нормально, но уложится в бюджет;
  • надо прям “best of the best”, чтобы запаса хватило на 3-5 лет.

"На какую нагрузку рассчитан проект?"

Еще один неочевидный, но важный вопрос. Ответ на него определяет архитектуру и стоимость проекта. Нагрузка на проект существенно влияет на его реализацию. Если вы ожидаете 1 000 пользователей в сутки и некую стабильность с отсутствием прогрессии или же старт аналогичен, но в планах 1 000 000 пользователей в сутки через год — то это совершенно разные проекты с кратно отличимой стоимостью.

"В какие сроки хотим реализовать?"

Просто знайте: стоимость 3-х человек на 9 месяцев сильно меньше стоимости 9-ти человек на 3 месяца. Здесь законы математики чуть-чуть пошли наперекосяк.

Например, если сроки сильно ограничены, то зачастую нужно искать готовые решения или запускать MVP. С ними отдельная история и далеко не всегда она заканчивается хорошо. Ну или выделять дополнительные ресурсы на реализацию. А дополнительные ресурсы требуют дополнительного согласования, администрирования и управления (вы же не думаете, что разработчики сами себе ставят задачи и сами их выполняют?). И это напрямую влияет на стоимость. В принципе, это один из ключевых моментов — может ли компания за указанный срок завершить проект.

"На какой бюджет рассчитываете?"

В определенных кругах этот вопрос видится неприличным. Ответ позволяет определить, на каких технологиях можно реализовать проект, учитывая его функционал и требования по нагрузке. Ведь одну и ту же задачу можно решить разными способами.

"Есть ли техническое задание или постановка?"

И только после того, как у вас попросят разжевать все эти вопросы, аналитик вернется с предложением и обоснованием технологии, этапами и сроками, а также вилкой цен.

Теперь давайте проясним все эти вопросы на примере.

Представьте, вы хотите автомобиль для перевозки грузов. С кем же вы разговариваете? Если это перекуп — он предложит вам то, что у него есть в наличии. Если это какой-то продажник, специализирующийся на сельхозтехнике — он порекомендует вам что-то бОльшее и мощное. А если это официальный дилер, у него есть в арсенале весь спектр автомобильной техники, да еще и с некоторыми гарантиями, ТО и прочее.

Вот где начинаются нюансы. Если ваша задача — перевезти несколько ящиков офисных документов в день, вам может подойти мотороллер. Но если вы хотите перевозить стройматериалы или продукты на регулярной основе, мотороллер, скорее всего, не справится. Здесь уже нужен грузовик. И какой именно, зависит от объема и характера груза.

С другой стороны, если у вас миллионы ящиков офисных документов в день, вам нужен целый парк грузовиков, а не один кроха-мотороллер.

Очень плохо, когда вы ожидаете самосвал, а получаете в конце мотороллер с корзинкой. А время на разработку уже прошло, что для бизнеса простой = упущенная выгода.

Также не стоит удивляться, если аналитик скажет, что в ваших рамках задача не решается, и нужно менять постановку или корректировать бюджет. Это нормально и говорит о профессионализме команды. К счастью, у нас такой человек есть, он славится своей прямолинейностью и объективностью.

Итак, лучше один раз посчитать реализацию с экспертом, чем пытаться разобраться во всех тонкостях IT-мира. Это потребует времени и усилий, но зато обеспечит качественный результат. Удачи в выборе исполнителя и создании вашего IT-продукта!

Резюмируем:

1. Гораздо более результативно будет уделить 3 часа одной компании, чем по часу 10-ти. Мало того, что это структурирует Ваши требования, но и определит формат решения, по которому Вы уже далее будете запрашивать стоимость реализации.

2. Качество проработки вашей задачи напрямую зависит от сотрудника IT-компании — Вашего собеседника. Бизнес-аналитик будет лучшим из возможных.

3. Определить компетентность можно по неочевидным вопросам, которые задаются не просто так.

4. Недостаточная проработка на начальном этапе может привести к страданиям и боли в конце.

Это наша первая статья. И мы будем благодарны за реакцию! А если интересно, как устроена внутрянка в IT — жми “сохранить”, лайк, шер. Ну и добро пожаловать в наш молодой и, надеемся, быстрорастущий телеграмм-канал!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда