Откровения выбора IT-компании: как избежать мучительной боли потерянного времени и бюджетов?
Есть у нас новый проект в EdTech. Другими словами, онлайн-образование. Клиент пришел не так давно и в совершенно измученном состоянии. Речь сейчас пойдет не про сам проект, а о том, КАК можно было бы ИЗБЕЖАТЬ изнурительной работы, исчисляемой годами и пережитой этим многострадальным персонажем. И нет, не то что вы подумали, не “прийти к нам и мы все решим”.
Давайте разберемся, как клиенту квалифицировать исполнителя? Чем руководствоваться при выборе из множества предложений? Как ускорить этот процесс в целом?
Материалов в сети на эту тему мы особо не нашли. Решений никто не предлагает… В общем, задумались и начали копать в эту сторону: опросили еще несколько наших клиентов и выяснили, что это действительно распространенная “боль”. Теперь хотим поделиться нашими наработками: достаточно простой, но не очевидной идеей, как всей этой тягомотины избежать и совершить по-настоящему качественный выбор партнера, который устроит со всех сторон.
Итак, задача: создать какой-то IT-продукт.
Есть два варианта развития событий.
Первый вариант (очевидный и непродуктивный): оставить n-нное количество заявок на сайтах IT-компаний, получить шквал звонков и ходить по кругу с уточнениями от каждого исполнителя по вашей задаче.
Звучит знакомо, да, но здесь начинается главная проблема: теперь нужно обсудить одну и ту же задачу с каждой компанией, дать ответы на многочисленные вопросы, получить совершенно разные предложения. И, в итоге, пытаться разгадать, что же делать дальше. Если вы хоть раз себя ловили на мысли, что кто-то искусственно цену завышает, чтобы подзаработать на вас - значит, ходили уже по этому пути и для вас вполне предсказуем финал. Почему один предлагает сделать за 100к, а другой за 1 млн - загадка.
Второй вариант (неочевидный и эффективный): обратиться в одну компанию, проработать с ней варианты решения, попросить провести агрегацию требований и подсчитать бюджет. А потом, уже с этими заранее подготовленными требованиями, можно выходить на рынок и проводить мониторинг цен.
На первый взгляд, это может показаться медленным и муторным процессом, но! Увеличенные временные затраты на старте позволяют сократить финансовые потери в будущем. И репутационные. Потому что в итоге получится более качественный и осмысленный продукт. При выборе первого пути проблема определения исполнителя стоит максимально остро. Мало того, что нужно пройти испытание шквалом звонков и сообщений с вопросами от потенциальных исполнителей, так еще и на руках оказывается 10 предложений в совершенно разных ценовых категориях. Второй же путь наиболее осмысленный и понятный: конкретизация требований даст возможность получить +- одинаковые КП, которые уже можно сравнивать и позволит избежать повторяющихся вопросов.
Весьма резонное возражение, но смеем вас расстроить. Это так не работает, от слова «совсем». Но ответ на вопрос тянет на отдельный материал. Если интересно, можем рассказать - сигнальте в комментах.
Ок, определились с вариантом. Искренне надеемся, что мы вас убедили пойти по второму пути. И дальше начинается самое интересное...
Какие принципиально важные моменты необходимо отметить на старте общения с потенциальными исполнителями?
Не будем тратить время на очевидные вещи по типу: базовый функционал, количество страниц или, не дай Бог ещё вышлют бриф, который нужно будет заполнить самостоятельно… Итак, первое:
С кем идет обсуждение проекта?
Вы заполнили заявку, а вам звонит продажник, которому вряд ли есть, что сказать, а тем более - спросить, о вашем проекте. Его цель - продать. Но никак не вникнуть и помочь. Возможно, он даже кинет вам бриф и не спросит, что именно хотите-то. Беда, однозначно. Не наш вариант.
Как минимум, это должен быть проект-менеджер, потому что он уже ближе к делу и способен провести первичный анализ задачи. Если речь идет о разработке серьезного сервиса или интеграциях - то вообще бизнес-аналитик. Это не просто человек, который считает деньги, но и специалист, который может помочь сформулировать бизнес-задачи, определить, какие технологии подходят и предложить наилучшие варианты.
Если вам предложили встречу с бизнес-аналитиком, это знак хорошей компании. Наличие этого специалиста в штате говорит о том, что IT-компания серьезно подходит к вопросу анализа и пониманию бизнеса своего заказчика
Так что, все просто, на самом деле: если вы обсуждаете проект с продажником — это плохо, с проект-менеджером — хорошо, а с бизнес-аналитиком — это просто супер.
"Какой результат Вы ожидаете получить?"
Важный вопрос, за которым часто скрывается этап жизненного цикла проекта. Рабочий продукт? MVP? Рестарт? Ответ на этот вопрос предполагает определение формата работ:
- быстро и на коленке;
- нормально, но уложится в бюджет;
- надо прям “best of the best”, чтобы запаса хватило на 3-5 лет.
"На какую нагрузку рассчитан проект?"
Еще один неочевидный, но важный вопрос. Ответ на него определяет архитектуру и стоимость проекта. Нагрузка на проект существенно влияет на его реализацию. Если вы ожидаете 1 000 пользователей в сутки и некую стабильность с отсутствием прогрессии или же старт аналогичен, но в планах 1 000 000 пользователей в сутки через год — то это совершенно разные проекты с кратно отличимой стоимостью.
"В какие сроки хотим реализовать?"
Просто знайте: стоимость 3-х человек на 9 месяцев сильно меньше стоимости 9-ти человек на 3 месяца. Здесь законы математики чуть-чуть пошли наперекосяк.
Например, если сроки сильно ограничены, то зачастую нужно искать готовые решения или запускать MVP. С ними отдельная история и далеко не всегда она заканчивается хорошо. Ну или выделять дополнительные ресурсы на реализацию. А дополнительные ресурсы требуют дополнительного согласования, администрирования и управления (вы же не думаете, что разработчики сами себе ставят задачи и сами их выполняют?). И это напрямую влияет на стоимость. В принципе, это один из ключевых моментов — может ли компания за указанный срок завершить проект.
"На какой бюджет рассчитываете?"
В определенных кругах этот вопрос видится неприличным. Ответ позволяет определить, на каких технологиях можно реализовать проект, учитывая его функционал и требования по нагрузке. Ведь одну и ту же задачу можно решить разными способами.
"Есть ли техническое задание или постановка?"
И только после того, как у вас попросят разжевать все эти вопросы, аналитик вернется с предложением и обоснованием технологии, этапами и сроками, а также вилкой цен.
Теперь давайте проясним все эти вопросы на примере.
Представьте, вы хотите автомобиль для перевозки грузов. С кем же вы разговариваете? Если это перекуп — он предложит вам то, что у него есть в наличии. Если это какой-то продажник, специализирующийся на сельхозтехнике — он порекомендует вам что-то бОльшее и мощное. А если это официальный дилер, у него есть в арсенале весь спектр автомобильной техники, да еще и с некоторыми гарантиями, ТО и прочее.
Вот где начинаются нюансы. Если ваша задача — перевезти несколько ящиков офисных документов в день, вам может подойти мотороллер. Но если вы хотите перевозить стройматериалы или продукты на регулярной основе, мотороллер, скорее всего, не справится. Здесь уже нужен грузовик. И какой именно, зависит от объема и характера груза.
С другой стороны, если у вас миллионы ящиков офисных документов в день, вам нужен целый парк грузовиков, а не один кроха-мотороллер.
Очень плохо, когда вы ожидаете самосвал, а получаете в конце мотороллер с корзинкой. А время на разработку уже прошло, что для бизнеса простой = упущенная выгода.
Также не стоит удивляться, если аналитик скажет, что в ваших рамках задача не решается, и нужно менять постановку или корректировать бюджет. Это нормально и говорит о профессионализме команды. К счастью, у нас такой человек есть, он славится своей прямолинейностью и объективностью.
Итак, лучше один раз посчитать реализацию с экспертом, чем пытаться разобраться во всех тонкостях IT-мира. Это потребует времени и усилий, но зато обеспечит качественный результат. Удачи в выборе исполнителя и создании вашего IT-продукта!
Это наша первая статья. И мы будем благодарны за реакцию! А если интересно, как устроена внутрянка в IT — жми “сохранить”, лайк, шер. Ну и добро пожаловать в наш молодой и, надеемся, быстрорастущий телеграмм-канал!