Важность аккаунт планирования в управлении B2B enterprise продажами

Многие знают, что у компаний, продающих в B2B, должен быть четко выстроен процесс работы с клиентской воронкой — pipeline management. Но есть часть процесса управления продажами, которую я встречаю очень редко, а в определенных вертикалях практически никогда. Эта часть – аккаунт планирование. Расскажу о том, как оно должно происходить и какие моменты стоит учесть.

Био-справка:

Ольга Сердюкова — директор по B2B маркетингу Ozon, руководитель медиа проекта по венчурным инвестициям The Garage. Более 7 лет тесно работает со стартап-средой. Ранее являлась Директором по глобальному B2B Enterprise маркетингу в Лаборатории Касперского, отвечала за маркетинг-инициативы в 6 регионах. Более 10 лет работала в компании Microsoft. Живет в России и США.

Ольга Сердюкова, Директор по B2B маркетингу Ozon, руководитель медиа проекта по венчурным инвестициям The Garage
Ольга Сердюкова, Директор по B2B маркетингу Ozon, руководитель медиа проекта по венчурным инвестициям The Garage

Начнем с того, что если вы закрываете своими продажами весь B2B сегмент, то он должен быть разбит как минимум на 2 части:

  • B2B SMB - работа с клиентами среднего и малого бизнеса
  • B2B Enterprise - работа с крупными клиентами

В этих двух саб-сегментах маркетинг и продажи должны происходить принципиально по-разному.

ПРОДАЖИ В SMB СЕГМЕНТ

При продажах в SMB конкретный список потенциальных клиентов обычно или очень большой, или его может вообще не быть в начальной - широкой части клиентской воронки. Это зависит от индустрии и размера Target Addressable Market. При больших размерах ТАМ список не составляется, и работа ведется по методологиям, близким к B2C сегменту.

Типичные инструменты работы с клиентом в B2B SMB:

(1) хорошо настроенные маркетинг воронки / автоворонки

(2) работа TAM-ов (Tele Account Managers) - телефонные проактивные продажи сейлами, покрывающими большое количество клиентов определенной территории или индустриальной вертикали

(3) работа через партнерскую сеть

ПРОДАЖИ В ENTERPRISE СЕГМЕНТ

Но мы сегодня поговорим о более интересном - о построении работы с клиентом в B2B Enterprise!

Продажи в Enterprise сегменте – это ВСЕГДА работа с поименованным списком конкретных клиентов. Если у вас его нет, то вы делаете что угодно, но только не продаете в Enterprise. Вот ответы на ключевые вопросы:

Как составляется этот список?

Из аналитических отчетов по рынку берутся топ 100/200/300 клиентов по интересующему вас региону.

Сколько точно клиентов вносить в список?

Столько, сколько вы способны закрыть сотрудниками вашего отдела продаж, исходя, в среднем, из 10 клиентов на одного продавца (цифра сильно зависит от индустрии, но будьте с ней осторожны, сейл этого сегмента не должен «долбить по территориям», его цель – идти «вглубь» клиента. Т о если у вас сидит 5 enterprise сейлов, то закроете вы порядка 50 топ клиентов, а дальше уже надо будет детально считать ROI.

Сегментация - наше все?

Очень плохо, если список клиентов вашего B2B Enterprise не разбит на несколько частей, потому что чаще всего существует еще более детальная сегментация по подтипу клиента - по вертикали/отрасли или оргструктуре, или еще каким-то бизнес-процессам, технологиям. Например, непрерывное и дискретное производство – два принципиально разных сегмента, с которыми работают сейлы, знающие особенности каждого.

Сейлы… дорогие вы мои!?

Как правило, сейл, работающий с Enterprise клиентами, практически уникален и очень дорого обходится компании. Его ценность - в контактах из конкретных клиентов и в отличном знании особенностей клиентов, с которым он работает. Он нанимается ИЗНУТРИ клиентского саб-сегмента и должен чувствовать себя там полностью своим. Например, IT компании нанимают продавцами директоров по IT из крупных заказчиков. И да, это дорого. Очень!

АККАУНТ ПЛАНИРОВАНИЕ

Как вы уже поняли, каждый крупный клиент называется аккаунтом, а его персональный сейл – аккаунт менеджером. Для контроля работы аккаунт менеджера обязательно делается аккаунт планирование по каждому из его клиентов.

Обычно аккаунт планирование - это встреча раз в квартал-полгода-год. На первой такой встрече обязательно задаются вопросы, на которые у сейла уже должен быть ответ, в противном случае ответ требуется найти в ближайший период.

Вот эти вопросы:

(1) Какова структура клиента с точки зрения входящих в него компаний (холдинг) или подразделений, как они связаны и влияют друг на друга? Какова структура принятия решений на самом верхнем уровне – уровне клиента в целом?

(2) В какое подразделение мы продаем и почему именно туда (исходя из ответа на вопрос 1)? Какая оргструктура внутри подразделения – отделы, должности?

(3) Кто входит в закупочную команду? Вот тут поясню – закупочная команда в теории «Больших продаж» — это не отдел закупок клиента, а все люди, которые официально или НЕОФИЦИАЛЬНО влияют на принятие решения по покупке вашего продукта. У сейла должен быть список этих людей, и если в списке до 5 человек, сейл точно не отработал этот вопрос. В действительно большом клиенте список всех людей, которых надо учитывать в построении продажи составляет около 10-15 человек. Если сейл принес меньше – пусть идет дорабатывает.

(4) Список людей из закупочной команды клиента – это ФИО, контакты, должность и РОЛЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ. Обратите внимание, что роль в принятии решения – это НЕ должность, а гораздо больше. Вы можете столкнуться с ситуацией, когда ЖЕНА главного инженера окажется у вас в одной из ролей закупочной команды клиента. И сейл обязан это знать. Приведу пример, типовых ролей: внутренний носитель проблемы, которую решает ваш продукт; внутренний заказчик; спонсор; агент влияния; агент анти-влияния и проч. Говоря короче – это все люди в клиенте, которые имеют отношение к вашему взаимодействию с ним.

(5) После прописывания закупочной команды и ролей надо понять, В КАКИХ ОТНОШЕНИЯХ с людьми из закупочной команды мы находимся. Знакомы? Есть контакты? Насколько хорошо знакомы? Насколько полно они о нас знают? И главное – понимаем ли мы боли каждого из них и есть ли конкретный офер каждому по решению именно его проблемы.

(6) Следующий вопрос связан с планированием цикла отношений с клиентом – когда у клиента начинается финансовый год и когда стартуют тендера. Подготовка к тендеру начинается ЗА ПОЛГОДА по подачи. К моменту подачи вы должны сидеть в клиенте «по самые уши» и знать очень много!

(7) Также важно понять, кто еще «сидит в клиенте» вместе с вами (конкуренты) и как строятся их отношения с заказчиком.

(8) И заметьте, я даже не начала разговор о вашем продукте…

САМОЕ ВАЖНОЕ:

На первом аккаунт-планировании вы собираете всю информацию, которую сможете собрать – это ваша точка А. Чего-то из этого списка у вас не будет, конечно. Ваша точка Б – подготовленная подача на тендер. Время задается финансовым и прочими циклами клиента.

И тут вам нужен план, как попасть из точки А в точку Б, например, за 6 месяцев. Он может включать конференции, референс визиты к текущим клиентам, пилоты, обучения заказчика и прочие чаепития. А в этом уже помогает… хороший… правильный… профессиональный… B2B Enterprise маркетолог! Лучший друг сейла! Именно он должен помочь сейлу составить правильный account-based маркетинг план, бюджет и календарь его реализации.

ИТАК, ПОВТОРИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ:

- В B2B существуют SMB и Enterprise саб-сегменты, продажи и маркетинг в которых сильно различны

- Важной частью Enterprise sales и marketing процесса является аккаунт планирование

- Аккаунт планирование – это, с одной стороны, определение точки, в которой мы изначально находимся в отношении конкретного клиента, с другой стороны, это построение процесса, который позволит нам прийти в точку закрытия сделки.

- Enterprise маркетолог всегда является частью процесса аккаунт планирования и входит в команду продажи вместе с конкретным аккаунт-менеджером.

2424 показа
5K5K открытий
1 комментарий