Почему персонал сопротивляется изменениям и как с этим бороться

Сопротивление изменениям — это нежелание людей менять привычные процессы и методы работы. Проще говоря, стремление сохранить то, что есть. Почему сотрудники часто не хотят мириться с нововведениями, какие стадии принятия неизбежного проходят и что в этот момент делать руководителям? Мнением по теме поделилась Кристина Оленева, HR-менеджер iConText Group.

Почему персонал сопротивляется изменениям и как с этим бороться

Источник: iConText Group Media.

Стратегические, организационные изменения — неизбежный процесс, необходимый для адаптации компании к новым условиям, технологическим нововведениям и достижения успеха. Однако, несмотря на необходимость перемен, сотрудники часто проявляют сопротивление. Проще говоря, выражают нежелание или вовсе отказываются менять привычные методы работы.

Для наглядности приведем пример. Руководитель приходит с очередного обучения и говорит: «С завтрашнего дня будем работать так… Это поможет достичь крутого результата». В этот момент он, конечно, ожидает, что все сотрудники скажут: «Потрясающая идея! Мы в деле!». В действительности же коллектив начинает шептаться по углам: «Да что они вообще придумали», «У нас другая специфика», «В нашей сфере это работать не будет».

Такое сопротивление персонала изменениям проявляется в различных формах. Например, может быть пассивным и выражаться в снижении производительности, мол, пусть делают, что хотят, а я буду работать, как раньше. Второй вариант — активный протест, саботаж. Такое поведение сотрудников может значительно замедлить или даже сорвать процесс внедрения новых идей, процессов, технологий, ставя под угрозу успех компании.

Какие действия руководителя в этой ситуации? Во-первых, нужно быть к ней готовым и осознавать, что это нормальная реакция людей на изменения. Во-вторых, важно понять, чего именно сотрудники бояться, и найти к ним правильный подход.

Но для начала поговорим о том, почему люди в принципе не любят перемены.

Почему люди сопротивляются изменениям

Рассмотрим основные причины:

  • Страх неизвестности. Люди боятся того, чего не знают, а изменения часто влекут за собой неопределенность. Например, новые обязанности, перемены в руководстве, структуре компании. Все это может вызывать у сотрудников чувство тревоги, неуверенности в завтрашнем дне.
  • Нежелание выходить из зоны комфорта. Люди привыкают к определенным процессам, условиям работы, а любые перемены нарушают этот устоявшийся ритм, вызывая дискомфорт.
  • Недостаток информации. Когда сотрудники не получают достаточной информации о причинах, целях изменений, это приводит к появлению слухов и домыслов, усиливающих сопротивление.
  • Опасения за работу. Люди могут опасаться, что изменения приведут к сокращению штата или уменьшению их роли в компании.
  • Недостаток вовлеченности. Когда сотрудники не участвуют в процессе принятия решений, связанных с нововведениями, они не чувствуют себя вовлеченными. Как следствие, их мотивация снижается.
  • Плохой опыт в прошлом. Негативный опыт предыдущих изменений может усилить сопротивление персонала. Сотрудники, столкнувшиеся с неудачами в прошлом, будут скептически настроены к новым инициативам.

Теория стадий принятия неизбежного

У любых изменений есть плюсы и минусы. Масштабные процессы трансформации в компании могут значительно повысить эффективность работы, но они дороже, а также связаны с большими рисками. Постепенные изменения более безопасны, вызывают меньше сопротивления со стороны сотрудников, но не обеспечивают резкого роста эффективности.

Так или иначе, любые нововведения, даже положительные, запускают в психике людей процесс переживания потери. Например, повышение в должности или расширение полномочий, новые перспективы, возможности. Получается, то, что было хорошо известно и понятно, остается в прошлом, впереди — неизвестность, вызывающая много вопросов, переживаний.

На пути принятия этих изменений человек проходит несколько стадий. Подробно о них в своей книге «О смерти и умирании» рассказала Элизабет Кюблер-Росс, швейцарско-американский психиатр. Эти стадии отражают эмоциональные реакции людей на осознание неизбежных перемен. Они могут применяться не только в контексте смерти, но также в любой другой ситуации, связанной с переменами в жизни или на работе.

Какие это стадии:

  • Отрицание. Люди не верят, что это происходит с ними, и избегают обсуждения темы. Например, сотрудники могут отрицать необходимость изменений в компании, игнорировать сообщения о них или утверждать, что их это не коснется.
  • Гнев. На этом этапе проявляются сильные эмоциональные реакции. Люди начинают винить других за происходящее. Например, сотрудники могут сердиться на руководство и выражать негодование по поводу новых условий.
  • Торг. На этом этапе люди пытаются найти способы избежать неизбежного или смягчить последствия, чаще всего через поиск компромиссов. Например, могут предлагать альтернативные варианты, договариваться о новых условиях или искать способы отложить внедрение изменений.
  • Депрессия. Когда становится ясно, что избежать трансформации невозможно, наступает депрессия. В этот момент люди могут испытывать грусть, апатию, они теряют мотивацию, интерес к работе. Проще говоря, начинают плыть по течению.
  • Принятие. На последнем этапе люди принимают неизбежное. Они ищут способы адаптироваться к новой реальности, чтобы двигаться вперед. Сотрудники начинают работать в новых условиях, находят положительные аспекты и стремятся использовать новые возможности.

Важно понимать, что человек не всегда проходит эти стадии последовательно. Он может возвращаться на предыдущий этап, делать шаг назад, еще назад, потом снова вперед. Для эффективного управления изменениями важно помочь сотрудникам быстрее пройти все стадии принятия неизбежного и снизить сопротивление новому. Как это сделать, подробнее расскажем дальше.

Как бороться с сопротивлением изменениям

Рассмотрим методы преодоления сопротивления со стороны персонала, которые помогут обеспечить плавный переход к новому:

  • Информирование. Чтобы снизить страх, предоставляйте сотрудникам как можно больше информации о предстоящих изменениях, объясняйте необходимость этого и рассказывайте о выгодах, которые они получат.
  • Повышение вовлеченности, мотивации. Создайте культуру прозрачного общения, вовлеченности. Регулярные встречи, обратная связь, открытые обсуждения помогут сотрудникам почувствовать причастность к процессу изменений. Вовлекайте их в принятие решений, чтобы уменьшить уровень неуверенности и слухов.
  • Обучение, поддержка. Убедите сотрудников в безопасности их позиций. Объедините людей в группы, организуйте тренинги, семинары для обучения новым методам и навыкам. Предложите программы профессионального развития. Объясните, как изменения улучшат карьерные возможности. Предоставьте необходимые ресурсы, поддерживайте на всех этапах. Это поможет сотрудникам адаптироваться к новому с минимальным стрессом.
  • Признание, поощрение. Поощряйте персонал за усилия и успехи в процессе изменений. Признание, вознаграждение помогут укрепить положительное отношение к новому, а также будут мотивировать других. Люди, видя признание коллег, станут более открыты к изменениям.
  • Лидерство и пример. Руководители должны быть примером для персонала и демонстрировать свою приверженность нововведениям. Убедите сотрудников, что все будет реализовано эффективно и прозрачно. Покажите конкретные планы, стратегии, подкрепленные успешными примерами. Это повысит доверие к компании, мотивацию сотрудников, их уверенность в успехе.
  • Работа над ошибками. Если ваши сотрудники уже сталкивались с неудачным внедрением изменений, проанализируйте прошлые ошибки. Объясните персоналу, какие уроки из них были извлечены, и подчеркните, что нововведения учитывают предыдущий опыт.

Внедрение изменений в организации — сложный процесс, требующий внимания к потребностям, эмоциям, опасениям сотрудников. Чтобы снизить риск появления сопротивлений, осуществляйте все шаги последовательно. При таком подходе сотрудники могут давать обратную связь, а у вас будет возможность вносить корректировки на каждом этапе.

Главное, что нужно знать о сопротивлении изменениям

  • Сопротивление изменениям — это естественная реакция сотрудников на любые процессы трансформации в компании, выражающаяся в нежелании менять привычные методы работы.
  • Причины сопротивления: страх неизвестности, недостаток информации, вовлеченности, опасения за работу, нежелание выходить из зоны комфорта, плохой опыт в прошлом.
  • На пути принятия нового каждый человек проходит пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
  • Для снижения сопротивления руководителю следует включить в план изменений ряд действий, которые помогут сотрудникам быстрее пройти через пять стадий принятия неизбежного.
  • Методы преодоления сопротивления: информируйте сотрудников, вовлекайте их в процесс изменений, мотивируйте, признавайте и награждайте их усилия, проводите тренинги, предоставляйте необходимые ресурсы.
  • Внедряйте нововведения постепенно. Это снизит количество причин для сопротивления со стороны персонала и уменьшит эмоциональную нагрузку, связанную с возможными потерями.
  • Если усилия по преодолению сопротивления превышают выгоду от изменений, возможно, стоит пересмотреть планы. Ответьте себе на вопрос: нововведения действительно приведут к успеху или это мыльный пузырь, который лопнет при столкновении с первыми трудностями?

Следуя этим рекомендациям, вы сможете снизить уровень сопротивления и успешно трансформировать процессы. В конечном счете это приведет к росту и развитию вашей компании.

Источник: iConText Group Media.

11
Начать дискуссию