Уровни восприятия

Существуют два общих уровня восприятия.

Базовый и продвинутый. Носителей, для удобства, назовём: (Б) и (П).

Базовый: уровень, на котором объект воспринимается довольно предметно, цельно. Субъект (Б) в состоянии воспринять и оценить его не как бессвязный набор информации, а как цельные образы, составляющие конкретные предметы. Но, тем не менее, в силу отсутствия опыта, субъект не владеет такими свойствами восприятия объекта как: структурность, избирательность, осмысленность (селекция, категоризация).

Продвинутый: этот уровень характеризуется наличием полного спектра восприятия. Субъект (П) в состоянии абстрагироваться и воспринимать, идентифицировать объект не только в общих чертах, но и полностью оценить структуру: выделить её составляющие, сравнить их между собой; осмыслить объекты, селектировать их и отнести к определённой категории.

Ключевым отличием этих уровней является наличие опыта в определённой области. В зависимости от этого, мы воспринимаем, идентифицируем и оцениваем один и тот же объект по-разному.

«Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными.»

Эти уровни распространяются на все сферы деятельности.

Музыкант, либо человек с музыкальным бэкграундом (П) воспринимает песню/ музыкальное произведение отлично от человека, который в этой сфере профан (Б). В силу опыта, (П) способен идентифицировать и различать мельчайшие структурные детали в музыке. Факт: Музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2 тона.

Человек (П), который изучает структуру фильма: трёхактное строение сюжета, основы хорошего сценария, актёрской игры, операторской работы, человек с развитой насмотренностью, имеет больший «арсенал», шире круг восприятия фильма и соответственно, получает больше удовольствия от просмотра (ниже подробнее), чем субъект (Б), у которого базовое представление о кинематографе.

В области дизайна, при взаимодействии исполнителя (дизайнера) и заказчика, важно помнить, что дизайнер это (П), а заказчик — (Б).

При разработке, например, логотипа, очень легко забыть, что заказчик, скорее всего, не поймёт решения, предлагаемые исполнителем, поскольку он: а) не прошёл путь разработки, пройденный самим дизайнером, b) не владеет тем уровнем восприятия, которым владеет дизайнер, в силу отсутствия определённого опыта. Именно по этому все свои решения нужно объяснять, чтобы восполнить этот пробел в знаниях клиента. Если этого не сделать, он будет воспринимать вашу работу, как обычную графику, за которой ничего не стоит. Что, в принципе, тоже допустимо, но тогда и ценность вашей работы будет соответствующая. Эта отрасль не является исключительной, но её особенности мне наиболее известны.

Согласно Теории Потока, чёткие правила, наличие сложной структуры (соответствующей способностям человека) и концентрация способствуют состоянию оптимального переживания, в конечном итоге — счастья.

Постепенно усложняя структуру объекта, мы расширяем диапазон нашего восприятия (Б)→(П), тем самым увеличиваем удовольствие субъекта, получаемое от деятельности.

Не быть экспертом во всех сферах абсолютно нормально. Куда важнее получать удовольствие от деятельности, ограничиваясь несколькими областями, которые нам интересны, развиваться в них, переходя от Базового к Продвинутому уровню восприятия

Начать дискуссию