Как упороться в проект и выполнить свой же прогноз на 2 месяца раньше

О чем будем говорить в статье:

Всем привет! На связи Павел Загородников, проект-менеджер агентства поискового маркетинга kite. Парадокс: иногда провал — это шаг на пути к успеху. И сегодня я расскажу историю о том, как мы пережили жесткий и внезапный провал, после которого перевыполнили план по проекту (да, так бывает).

Действующие лица:

  • Клиент
  • Разработчики
  • Сеошник
  • Тимлид
  • Проект-менеджер
  • А также ценнейший сотрудник — Волшебный Подорожник.

Пару слов о проекте и целях

Егор Летов нам соврал о том, что всё идет по плану. Идет далеко не всё и не всегда. Планы в SEO — не исключение. Но с этим можно и нужно бороться сообща.

Клиент — сайт www.1cont.ru «Проверка контрагентов», один из сервисов медиагруппы «Актион», запущенный весной 2019 года.

1cont — это не обычная база данных по проверке контрагентов. Сервис предоставляет актуальную и архивную информацию о юридических лицах и ИП только из официальных источников. Это ФНС, Росстат, картотеки арбитражных дел и т.п.. На основе этих данных он оценивает риски сотрудничества с тем или иным контрагентом. Проект помогает бухгалтерам, финансовым директорам и прочим труженикам экономической и юридической сферы.

Наша работа над проектом началась летом 2019.

Высокая планка и цель впередиувеличить органический трафик в 24 раза за 6 месяцев, примерно до 600 тыс. переходов в месяц. В нашем распоряжении был боекомплект из прогнозов, стратегии, рабочих рук и опыта.

С чем мы столкнулись и при чем тут подорожник

Проект — это SPA, т.е.одностраничное приложение, с главной страницы которого загружаются JS, CSS. Поисковые системы обрабатывают такие сервисы плохо и долго.

Проблема была в том, что поисковые боты не могли быстро индексировать карточки контрагентов на сайте клиента. HTML-версия сгенерированной страницы загружалась дольше пяти секунд, и поэтому бот отправлял их в очередь.

Мы сравнили количество проиндексированных страниц в поисковых системах с количеством страниц на сайте. В индексе Яндекса отобразилось примерно 2 млн. страниц, а вот в Google — около 800 тысяч. Большинство из них были просканированы, но не проиндексированы. Проще говоря, бот о странице знал, но в поисковую выдачу не добавлял.

Сеошник закатал рукава и:

  • Составил ТЗ на исправление карты сайта — sitemap.xml. В ней остались только страницы с кодом ответа «200 ОК». Страница доступна, с ней все хорошо. Это экономит краулинговый бюджет поисковых ботов.
  • Проанализировал шаблоны карточек контрагентов, выделил java-скрипты, которые выполнялись в теле страницы.
  • Предложил убрать их из кода и выводить только результат их выполнения.

В результате облегченные страницы стали загружаться быстрее, а боты начали активно их индексировать.

Но внезапно исчез трафик:

Как упороться в проект и выполнить свой же прогноз на 2 месяца раньше

Через две недели мы заметили, что новые страницы хоть и индексируются по ~ 400-500 тыс. в день, трафик из поисковых систем — падает.

Ещё перестал работать слабый сервер клиента. Из-за частоты обращений он не успевал обрабатывать запросы от поискового бота. В панелях вебмастеров замелькали ошибки 500. Трафик при этом упал уже на 90%.

Мы проверили всё и вся. К карте сайта вопросов не было — там просто технически невозможно накосячить. Дошли до Яндекс.Метрики и заметили резкий рост «внутренних переходов». И грянул гром осознания.

Когда разработчики выпиливали все тяжелые JS-фрагменты с карточек контрагентов, под горячую руку попал и счетчик Метрики. При этом они не подозревали, как важен этот кусок кода. Разумеется, трафик испарился вместе с ним.

Нам, конечно, было очень неловко. Ведь к анализу базовых вещей на проекте приступают в самом начале. А наличие счетчика Метрики — как раз базовая вещь.

Как упороться в проект и выполнить свой же прогноз на 2 месяца раньше

Настало время приложить Волшебный Подорожник — Т3 на исправление. Сайт выздоровел. Трафик вернулся и пополз вверх. На самом деле, он там и был, просто не отслеживался. Клиент оптимизировал сервер, добавив мощности, — исчезли ошибки. А сеошник теперь регулярно проверяет, чтобы всё, кроме сайта, лежало на своих местах.

Как упороться в проект и выполнить свой же прогноз на 2 месяца раньше

Проблемы коммуникации

Одной из самых неожиданных причин неудач оказалась… коммуникация. Наша команда была разбросана по всему миру. И это обернулось:

  • отсутствием четких границ в зонах ответственности;
  • инертностью со стороны разработки;
  • небрежностью при выполнении технических задач;
  • недопониманием между SEO и разработчиками (то, что важно для сеошника, не всегда очевидно для разраба: см. историю с Метрикой).

Менеджер должен говорить на языке, который понимает вся команда. Вовремя заметить, что кто-то из участников процесса не разобрался даже с крошечной деталью — половина успеха.
И это не преувеличение, ибо факапы в мелочах обязательно превратятся в:

  • исполнение задач не по ТЗ, а «как нравится»;
  • гибернацию и лавину ошибок 500 во время оптимизации;
  • падение базы данных;
  • поиск на сайте, работающий только с карточками платной версии;
  • исправления, которые действуют недолго, пуская ошибки по кругу;
  • клиента, который и не понимает, как движется проект и движется ли вообще.

Как мы все исправили

  1. Шаг первый: никакого хаоса в скайп-планерках. У нас появилась рубрика «Поговорим о наших чувствах». Каждый рассказывал о трудностях, с которыми столкнулся при выполнении задач. Все в команде помнят, что несерьезных проблем не бывает. Совместно продумывали варианты решений. Участвовал каждый разработчик и, что важно, — менеджер со стороны клиента.
  2. Шаг второй: фиксировали все договоренности. Наглядность имеет значение. Сначала мы использовали пайплайн — задача, описание, статус. Для разработчиков он годился, но вскоре обзавелся кучей непонятных столбцов, типа тысячи комментариев и комментариев к комментариям. Информация не была достаточно наглядной и понятной для клиента.
    Роадмап — другое дело. Отслеживание процессов стало прозрачным, выполнение каждой задачи — запланированным спринтом.
  3. Шаг третий: выбрали единый формат взаимодействия. Мы определились с протокольными документами. Произошла притирка между SEO и DEV’ом. Мы выбрали регулярный груминг: ежедневная связь с разрабами, проверка статусов задач, обсуждения, детальные разборы. «Спасибо» лишним не бывает и всегда мотивирует.

Когда совместно начинают работать две компании со своей системой менеджмента, своими правилами, нужен период адаптации друг к другу. Важно не стать как «лебедь, рак и щука», а достичь понимания, скоординировать все процессы, выстроить их максимально прозрачно, держать под контролем. Разговор на «разных языках» приводит к ошибкам. Действительно ли все стороны понимают друг-друга — можно узнать только на практике.

Kite обозначил это как основную проблему и ее решением стала оптимизация процессов общения между всеми отделами и специалистами участвующими в продвижении.

В итоге, мы научились работать друг с другом, добились поставленных целей с опережением и далее, уже проверенной командой, реализовываем наши планы.

Эдита Серегина, Издатель сервиса Проверка контрагентов

Подводя итоги

Мы добились прозрачности работы и для нас, и для клиента. Вдумчивое обсуждение задач творит чудеса, прокачивает доверие и продуктивность. Количество накладок на проекте реально уменьшилось. Как результат — мы достигли цели на два месяца раньше плана.

Напоследок немного приятных цифр:

Как упороться в проект и выполнить свой же прогноз на 2 месяца раньше
Видим цель — идем к ней
Видим цель — идем к ней

Выводы из этой ситуации:

  • Всегда работай головой.
  • Что для тебя мелочь, то для проекта ахтунг;
  • Больше подорожника богу позиций.
  • Упарываться можно, но это плохо;
  • Не переработаешь — не перегоришь.
  • Да не выпилит Метрику разраб всяк кодЯщий.
  • Главное — здоровье, остальное можно сверстать.
Павел Загородников
Проект-менеджер Kite
2929
9 комментариев

Ох уж эта вечная война  SEO vs DEV)).

7
Ответить

Да))

Ответить

Интересно почитать. Спасибо за статью Павел

5
Ответить

Крутой опыт) Спасибо)

4
Ответить

Я ждал все-таки больше деталей по SEO..

1
Ответить

Данный кейс получился больше про отношения в команде и с клиентом) В следующих кейсах, там где актуально,  уделим больше им внимания)

1
Ответить

:)

Ответить