Как и зачем открывать частный детский сад в России

Частные детские сады улучшают экономику, позволяя большему числу матерей выходить на работу, а также являются привлекательным бизнесом — поэтому они приобретают все большую популярность в нашей стране. Одна из создательниц сети детских садов English Preschool Discovery Виктория Боева рассказывает о том, как открыть по франшизе частный детский сад в России: на что обращать внимание, сколько денег придется потратить и на какую прибыль можно рассчитывать.

Детские сады на изоляции

Во время пандемии коронавируса детские сады закрылись. Учитывая, что уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста к 2020 году вырос до 67%, многие были вынуждены совмещать удаленную работу с круглосуточной заботой о детях. Большинство государственных садов не предлагало никакой онлайн-программы, в то время как частные детские сады оперативно перестроились на дистанционный режим. Частные учреждения проработали онлайн-формат, занимая детей не только без ущерба для здоровья, но и с пользой для их развития.
Как итог, в августе — на фоне общей посткарантинной стагнации в экономике — спрос на частные детские сады в России вырос на 23% к предыдущему месяцу, в то время как предложение — только на 9%. Но и до пандемии частный сегмент постепенно наращивал популярность. С 2016 года доля частных детских садов выросла почти в полтора раза. При этом рынок далек от насыщения — общее количество частных дошкольных учреждений, по разным оценками, пока не превышает 2% от общего их числа. Значит, это вполне перспективная ниша для открытия своего бизнеса.

Частные сады VS государственные

С 2010 года число детей в России постоянно увеличивается — результат демографической политики с маткапиталом и другими поощрениями за рождение младенцев. Как итог, к первому полугодию 2020 года доля малышей до 4-х лет выросла до 28% от всех несовершеннолетних граждан, а детей 5-10 лет — до 24.3%, достигнув своего максимума за последнее десятилетие.

Строительство государственных детских садов не поспевает за темпами рождения детей, многие новые учреждения открывают наспех, что сказывается на качестве дошкольного образования — и поэтому 37% семей либо не попадают в сады вовсе, либо отказываются от них. По данным EdExpert, люди отказываются от услуг государственных учреждений из-за нехватки мест (по официальным данным, 205 тысяч семей с детьми до 3-х лет так и не получили места в саду в этом году), коррупции, неудобной локации, большого количество воспитанников в группе и отсутствия индивидуального подхода.

Частные детские сады могут помочь в решении этих проблем — нехватки мест и невысокого качества услуг государственных садов. По данным ВШЭ, в них работают наиболее квалифицированные кадры с высшим образованием, а количество детей в группе меньше в 1.5 раза по сравнению с государственными садами. У няней частные учреждения при сопоставимой стоимости выигрывают за счет социализации ребенка в среде сверстников и разнообразия образовательных кружков. Частные детские сады высвобождают женщинам с детьми время для карьеры, а также создают для других женщин хорошо оплачиваемые рабочие места в сфере дошкольного образования. Наконец, позволяют интересующимся детьми и бизнесом людям, среди которых немало женщин, заняться «детским» предпринимательством. Все эти причины ведут к росту сегмента частных детсадов — а это увеличивает обеспеченность семей России садами, а также идет на пользу экономике и ВВП страны.

Открываем свой детский сад: расходы, окупаемость, потенциальный заработок

Зарабатывать только на одном дошкольном учреждении можно от 100 до 600 тыс. рублей в месяц. Срок окупаемости частного детского сада по франшизе — от 6 месяцев до 2-3 лет (в случае English Preschool Discovery, например, 1.5 года), а уровень рентабельности может достигать 20-30%. Если вас интересует сфера образования и работа с детьми, заниматься таким бизнесом будет еще и приятно. Но если вы не работали в этой сфере, даже при наличии предпринимательского опыта будет проще начать с покупки франшизы.

Частный детский сад требует от покупателя франшизы полного погружения и ответственности — это полноценный бизнес, который вам придется выстраивать самостоятельно, хоть и при поддержке франчайзера. Вот пять главных моментов, на которые нужно обратить внимание:

1. Сколько стоит франшиза

Для заключения договора коммерческой концессии согласно ст. 1027 ГК РФ, которым в РФ регулируются отношения между франчайзером и франчайзи, последнему нужно заплатить паушальный взнос. Это единовременный платеж за право работать под брендом сети частных детских садов.

В зависимости от известности бренда, обязательств владельца бренда перед франчайзи и планируемой прибыли паушальный взнос может составлять от 200 тыс. рублей до 2-3 млн рублей. Каждый месяц покупатель франшизы обязан также выплачивать роялти — от 10 тыс. до 100 тыс. рублей, или примерно 4-15% от прибыли. Если роялти исчисляется в процентах, этот платеж может иметь верхнюю планку — сумму, больше которой платить не придется. Нередко франчайзеры дают своим франчайзи «каникулы» по выплате роялти на несколько первых месяцев.

2. Первоначальные инвестиции

Поверх паушального взноса франчайзи придется потратить еще 7-8 млн рублей — эти инвестиции пойдут на открытие сада и первые месяцы работы до выхода на окупаемость. Их объем зависит от города, заработных плат сотрудников (ориентироваться можно на конкурентов), требований франчайзера к помещению и оборудованию, цен на аренду и ремонтные услуги, рекламу. Так, минимальные вложения во франчайзинговую сеть частных детских садов «Маленькая страна» начинаются от 1.5 млн рублей, а в English Preschool Discovery — от 7 млн рублей. Ниже основные статьи расходов на открытие частного сада на примере франшизы Discovery:

  • аренда помещения — от 400 тыс. рублей (ежемесячно);
  • коммунальные услуги — от 20 тыс. рублей (ежемесячно);
  • ремонтные работы — от 1-2 млн. рублей;
  • покупка мебели — от 800 тыс. рублей, игрушек и канцелярии — от 250 тыс. рублей;
  • затраты на питание — от 200 тыс. рублей в месяц;
  • ФОТ — от 600 тыс. рублей (ежемесячно);
  • маркетинг — от 100 тыс. рублей (ежемесячно, затем сумма может меняться в зависимости от различных факторов, в том числе, рекламной активности конкурентов).

Желательно помимо денег на все вышеперечисленное заложить в смету еще от 200 тыс. рублей в месяц на непредвиденные траты.

Оснащение частного детского сада должно соответствовать стандартам франчайзера, нормам безопасности, СанПин 2.4.1.3049-13 и 2.4.1.3047-13, СНиП 21-01-97. Один из плюсов франшизы как раз в том, что франчайзеру предоставляются списки закупок всего необходимого, контакты проверенных поставщиков и оптовые цены — не нужно лишний раз ломать голову, к тому же, можно свести начальные инвестиции к минимуму.

3. Как выбрать хороших воспитателей и сколько им платить

Качество любой услуги — это люди, которые ее предоставляют. В случае частного детского сада проблема подбора персонала выходит на первый план. Дети и родители очень остро реагируют на смену педагогического состава, поэтому отношения с воспитателями должны быть долгосрочными. Желательно, чтобы педагоги удовлетворяли следующим требованиям:

  • высшее профильное образование: педагогическое или психологическое;
  • релевантный опыт работы;
  • понимание образовательных методик и готовность к работе по методическим стандартам частного детского сада — в хороших франшизах они весьма строгие;
  • любовь к детям и искреннее желание работать с ними.

Зарплата востребованных и квалифицированных педагогов в Москве начинается от 55-65 тыс. рублей, в регионах — от 45-55 тыс. рублей. Зачастую сотрудники частных детских садов являются носителями английского языка — они создают для воспитанников языковую среду, что является популярным требованием родителей. Зарплата преподавателя из США стартует от 160 000 рублей, из Англии — от 200 000 рублей.

4. Как сформировать стоимость услуг

Франчайзер, который заботится об успехе всех партнеров, во избежание демпинга ведет единую ценовую политику. В таком случае цены в близлежащих точках не должны отличаться слишком сильно. Поэтому точная или примерная цена нередко прописана в договоре. На ней строится финансовая модель и бизнес-план частного сада, которые, кстати, являются еще одним преимуществом франшизы.

Обычно на цену влияют:

  • ситуация на рынке, которую необходимо тщательно анализировать;
  • уровень спроса;
  • цены других частных детских садов в вашем районе;
  • целевая аудитория и уровень ее дохода;
  • количество детей в группе и время ее работы;
  • степень разнообразия и востребованности детских занятий.

В Москве, например, месяц посещения частного детского сада полного дня будет стоить от 20 тыс. до 180 тыс. рублей. В регионах цена начинается от 10-15 тыс. рублей ежемесячно.

5. Нужны ли дополнительные услуги

Желательно, чтобы частный детский сад имел регистрацию предпринимательства по коду ОКВЭД 85.11 — для работы по лицензии образовательного учреждения. Она позволит вести образовательную деятельность. Это необязательная, но полезная опция — правильный выбор дополнительных услуг выделит вас среди конкурентов.

Самый большой спрос сейчас на английские частные детские сады — таких франшиз больше всего. Лучше всего, когда сад имеет уникальные методические разработки, обеспечивает детям билингвальную среду — и, в дополнение к этому, предлагает клиентам разнообразие направлений: например, танцы, шахматы, музыку, творческие мастерские, занятия с детским психологом и развивающие группы, как в English Preschool Discovery. Цена за полный день в детсадах сети стартует от 70 тыс. рублей, что обеспечивает франчайзи выручку от 500 тыс. рублей ежемесячно.

В России доля частных детских садов активно растет и продолжит расти в будущем — в конечном итоге их количество может дойти до половины рынка дошкольных учреждений. Откуда такая уверенность в этом? Во-первых, родители все больше готовы вкладываться в образование детей, воспринимая оплату недешевых услуг как инвестиции в будущее. В мире и в России качественное дошкольное образование приобретает все большую популярность. Во-вторых, пандемия коронавируса актуализировала преимущества частных садов перед государственными, повысив спрос, предложение за которым пока не поспевает. Содержание детей в частных учреждениях куда эффективнее: воспитанники получают индивидуальный подход, а благодаря тому, что группы небольшие, они меньше болеют и не так активно разносят вирусы. В-третьих, российское государство проводит политику увеличения рождаемости, и очереди в государственных садах растут — частные детсады могут стать единственной опцией для многих семей в ближайшем будущем. Наконец, правительство активно поддерживает социальное предпринимательство в сфере детского образования. В Москве существует проект льготной аренды помещений под частные учреждения для детей по ставке «1 рубль за м2 в год». А в некоторых регионах России (например, Башкирии, Бурятии, Москве и Московской области, ХМАО, Дальнем Востоке и т.д.) есть пилотная программа, в рамках которой государство выделяет семьям сертификаты на частичную оплату частных детских садов — это помогает родителям решить проблему с устройством ребенка и позволяет предпринимателям получить больше платежеспособных клиентов.

Частные детские сады — один из инструментов повышения трудовой занятости женщин, а также развития экономики. А для тех, кто хочет заниматься «детским» бизнесом — хороший вариант заработать, даже сейчас, в момент экологической и эпидемиологической неопределенности.

Начать дискуссию