{"id":13571,"url":"\/distributions\/13571\/click?bit=1&hash=d83cff4565300d1a2d0608fa73dd700b196f4b77356ac6255703ca3cdf2503d0","title":"\u041a\u043e\u043b\u043b\u0430\u0431\u044b, \u0440\u0435\u044e\u0437\u044b, \u043a\u043e\u043b\u043b\u0430\u0436\u0438... \u0414\u043b\u044f \u0447\u0435\u0433\u043e \u0432\u0441\u0451 \u044d\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"bf0e0fe0-842c-5899-bb40-4efc00426ccf","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ольга Ганюшкина

Найм VS свой бизнес

Очень долгое время я работала в крупных компаниях на высокооплачиваемых должностях. Я быстро сделала карьеру как отличный спец в такой области, где таких немного - бухучёт, налоги, бизнес-процессы, финансы, аудит. Несмотря на высокую зарплату и уважение в коллективе, меня угнетала несвобода наемного работника. Поэтому моей мечтой был свой бизнес. Но решиться уйти я никак не могла.

Не было счастья - так несчастье помогло. Однажды со мной случилась беда - я тяжело заболела. Вопрос об устройстве на высокооплачиваемую работу отпал сам собой - этот путь мне был отныне закрыт. Так мне пришлось воплощать свою мечту в реальность.

С тех пор прошло уже девять лет, и теперь я могу рассказать, чем работа по найму отличается от своего бизнеса.

Доходы

Несмотря на довольно высокую зарплату при работе в найме, я вообще была не готова к тому, что доходы в своём бизнесе на порядок выше. Причём сразу, без разгона. Я не знала, что делать с такими деньгами, из-за этого было много потерь. Сейчас конечно я научилась рулить собственными финансами. Но тогда я умела распоряжаться только чужими. Мне понадобилось довольно длительное время привыкнуть к своим деньгам.

Клиенты

Самое трудное в начале - это клиенты, а именно поиск, переговоры, заключение договора.

С поиском более менее справилась, так как круг общения был огромный - это раз, а во-вторых спец я была хороший и известный, поэтому с рекомендациями проблем не было.

Вести переговоры научилась довольно быстро. Хотя и не без ошибок. Самое сложное был договор. А именно предмет договора, сроки и главное цена. Я старалась прописывать в договоре все подробно, особенно результат и его документальное оформление, так как к нему привязывала сроки оплаты.

Предоплату не брала и не беру принципиально. Знаю, многие скажут, что это рискованно, но у меня было два раза требование от клиентов вернуть оплату из-за разногласий по исполнению договора. В первом случае дело дошло до суда, и хотя я выиграла в двух инстанциях, нервов потратила целое ведро. Во втором случае путём уговоров и переделкой работ удалось уговорить клиента отозвать своё требование. Вот с тех пор не беру предоплату.

С ценой договора долго не могла определиться. Сейчас я уже знаю как прикинуть быстро в уме, сколько будут стоить мои услуги. Но в самом начале это было очень непросто. С одной стороны, я боялась продешевить, с другой стороны, клиента могла не устроить моя цена и пришлось бы уходить.

Теперь я уже знаю, что делать. Я не считаю цену в уме, а готовлю экономическое обоснование стоимости договора, раскладывая весь процесс оказания услуг на этапы с указанием их цен. Так клиент будет понимать, что я буду делать за определённые деньги, а что не буду, и если это надо делать, то нужно доплатить столько-то.

В найме клиентов нет вообще. То есть они есть конечно, но ты не несёшь ответственности за их наличие или отсутствие. Тебе нет нужно беспокоиться о договорах и ценах. Завтра ты уволишься и забудешь про клиентов.

Персонал

В какой-то момент мне потребовались работники. Это оказалось очень и очень сложной задачей. Не в том, что трудно найти, хотя и это тоже. С улицы по объявлению я брать никого не хотела. Слишком специфичный у меня бизнес. Я брала на работу своих бывших коллег, о профессиональных качествах которых знала не по наслышке.

Но оказалось, что профессионализма и хороших дружеских отношений мало. Нужны были личные качества, нехватка которых заканчивалась катастрофой. Я отдавала клиентов своим работникам, они не справлялись и клиент отказывался платить за их работу. В это была моя и только моя вина.

Был и удачный опыт работы с персоналом, не скрою. Я хоть и плохо разбираюсь в людях, но иногда мне везло. Поэтому я предпочитаю работать максимум втроем.

В найме все на одном уровне, все одинаково несвободны, от директора до уборщицы. Есть конечно разница между руководителем и подчиненным, но это совсем не то, что отношения между наемными сотрудниками и хозяином бизнеса.

Дебиторы и кредиторы

Несколько раз было, что меня кидали на оплату. То есть работы я делала, документы все подписывались, а оплату мне не делали. Так навскидку быстро вспомнила два случая. Да, два, больше не было. Почему я не пошла в суд? Нууу, не знаю... честно говоря было влом и не было 100% уверенности в выигрыше дела. Не хотелось тратить силы и время, не будучи уверенной в результате. В первом случае не заплатили 80 тыщ, во втором 150 тыщ. Пусть им будет хорошо.

Мне три раза пришлось не заплатить. И это была зарплата. Почему? Потому что работы, сделанные моими работниками, не были приняты и соответственно не были оплачены клиентом. Более того, в результате конфликта одного клиента я потеряла. А он приносил мне довольно большой доход. Может быть я не права, все может быть. Но я уже это сделала, и назад ничего вернуть нельзя.

В найме так тоже бывает, однако ты можешь в любой момент спрыгнуть с темы, просто взяв и уволившись. Будучи собственником бизнеса так сделать нельзя.

0
1 комментарий
Eugene Gudvin

Конечно лучше свой бизнес, вот только не каждому дано делать свое дело, некоторые просто не способны на это

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null