Найм VS свой бизнес

Очень долгое время я работала в крупных компаниях на высокооплачиваемых должностях. Я быстро сделала карьеру как отличный спец в такой области, где таких немного - бухучёт, налоги, бизнес-процессы, финансы, аудит. Несмотря на высокую зарплату и уважение в коллективе, меня угнетала несвобода наемного работника. Поэтому моей мечтой был свой бизнес. Но решиться уйти я никак не могла.

Не было счастья - так несчастье помогло. Однажды со мной случилась беда - я тяжело заболела. Вопрос об устройстве на высокооплачиваемую работу отпал сам собой - этот путь мне был отныне закрыт. Так мне пришлось воплощать свою мечту в реальность.

С тех пор прошло уже девять лет, и теперь я могу рассказать, чем работа по найму отличается от своего бизнеса.

Доходы

Несмотря на довольно высокую зарплату при работе в найме, я вообще была не готова к тому, что доходы в своём бизнесе на порядок выше. Причём сразу, без разгона. Я не знала, что делать с такими деньгами, из-за этого было много потерь. Сейчас конечно я научилась рулить собственными финансами. Но тогда я умела распоряжаться только чужими. Мне понадобилось довольно длительное время привыкнуть к своим деньгам.

Клиенты

Самое трудное в начале - это клиенты, а именно поиск, переговоры, заключение договора.

С поиском более менее справилась, так как круг общения был огромный - это раз, а во-вторых спец я была хороший и известный, поэтому с рекомендациями проблем не было.

Вести переговоры научилась довольно быстро. Хотя и не без ошибок. Самое сложное был договор. А именно предмет договора, сроки и главное цена. Я старалась прописывать в договоре все подробно, особенно результат и его документальное оформление, так как к нему привязывала сроки оплаты.

Предоплату не брала и не беру принципиально. Знаю, многие скажут, что это рискованно, но у меня было два раза требование от клиентов вернуть оплату из-за разногласий по исполнению договора. В первом случае дело дошло до суда, и хотя я выиграла в двух инстанциях, нервов потратила целое ведро. Во втором случае путём уговоров и переделкой работ удалось уговорить клиента отозвать своё требование. Вот с тех пор не беру предоплату.

С ценой договора долго не могла определиться. Сейчас я уже знаю как прикинуть быстро в уме, сколько будут стоить мои услуги. Но в самом начале это было очень непросто. С одной стороны, я боялась продешевить, с другой стороны, клиента могла не устроить моя цена и пришлось бы уходить.

Теперь я уже знаю, что делать. Я не считаю цену в уме, а готовлю экономическое обоснование стоимости договора, раскладывая весь процесс оказания услуг на этапы с указанием их цен. Так клиент будет понимать, что я буду делать за определённые деньги, а что не буду, и если это надо делать, то нужно доплатить столько-то.

В найме клиентов нет вообще. То есть они есть конечно, но ты не несёшь ответственности за их наличие или отсутствие. Тебе нет нужно беспокоиться о договорах и ценах. Завтра ты уволишься и забудешь про клиентов.

Персонал

В какой-то момент мне потребовались работники. Это оказалось очень и очень сложной задачей. Не в том, что трудно найти, хотя и это тоже. С улицы по объявлению я брать никого не хотела. Слишком специфичный у меня бизнес. Я брала на работу своих бывших коллег, о профессиональных качествах которых знала не по наслышке.

Но оказалось, что профессионализма и хороших дружеских отношений мало. Нужны были личные качества, нехватка которых заканчивалась катастрофой. Я отдавала клиентов своим работникам, они не справлялись и клиент отказывался платить за их работу. В это была моя и только моя вина.

Был и удачный опыт работы с персоналом, не скрою. Я хоть и плохо разбираюсь в людях, но иногда мне везло. Поэтому я предпочитаю работать максимум втроем.

В найме все на одном уровне, все одинаково несвободны, от директора до уборщицы. Есть конечно разница между руководителем и подчиненным, но это совсем не то, что отношения между наемными сотрудниками и хозяином бизнеса.

Дебиторы и кредиторы

Несколько раз было, что меня кидали на оплату. То есть работы я делала, документы все подписывались, а оплату мне не делали. Так навскидку быстро вспомнила два случая. Да, два, больше не было. Почему я не пошла в суд? Нууу, не знаю... честно говоря было влом и не было 100% уверенности в выигрыше дела. Не хотелось тратить силы и время, не будучи уверенной в результате. В первом случае не заплатили 80 тыщ, во втором 150 тыщ. Пусть им будет хорошо.

Мне три раза пришлось не заплатить. И это была зарплата. Почему? Потому что работы, сделанные моими работниками, не были приняты и соответственно не были оплачены клиентом. Более того, в результате конфликта одного клиента я потеряла. А он приносил мне довольно большой доход. Может быть я не права, все может быть. Но я уже это сделала, и назад ничего вернуть нельзя.

В найме так тоже бывает, однако ты можешь в любой момент спрыгнуть с темы, просто взяв и уволившись. Будучи собственником бизнеса так сделать нельзя.

1 комментарий

Конечно лучше свой бизнес, вот только не каждому дано делать свое дело, некоторые просто не способны на это

Ответить