«Чтобы попасть на работу — нужен опыт, но чтобы получить опыт — нужно устроиться на работу». Ломаем систему

Два раза за последние 5 лет я начинала деятельность в новой для себя сфере абсолютно с нуля, и хочу поделиться инструментом, который позволил мне зайти в неизведанную доселе область. Оба раза этот прием срабатывал у меня — возможно, он сработает и у вас. Этот же способ работает и для студентов, которые попали в колесо Сансары “Чтобы попасть на работу — нужен опыт, но чтобы получить опыт — нужно устроиться на работу”.

*Эта статья основана исключительно на моем личном опыте и не претендует на единственно верную стратегию.*

Длинный путь в миллион шагов начинается с первого шага.

И этот шаг — желание. Ваше желание действительно сменить род деятельности. Желание заниматься именно этим, и ничем иным.

Все остальное вторично: то, что мешает — возможно перебороть или избавиться от этого. Тому, чего не хватает — можно научиться или приобрести. Но если у вас нет искреннего, настоящего желания — вам просто нечем будет себя кормить, когда вам будет казаться, что вы совсем обессилили на этом длинном пути из миллиона шагов.

Итак, прежде всего вам нужно признать, что то, чем вы занимаетесь сейчас — вам надоело, перестало увлекать и зажигать. И чтобы совсем не потухнуть, нужно найти, что рождает в вас искру любопытства. Возможно поначалу вы будете думать: хм, ну я не знаю, чем хочу заниматься, но вот этим — точно не хочу! Это нормально.

Есть такой анекдот:

— А вы умеете играть на пианино?

— Не знаю, не пробовал.

Так же и тут: пока вы не попробуете, не пощупаете, не укусите сами, вы не поймете — оно это или не оно.

*Важный момент: обе мои специальности — гуманитарные и связаны с коммуникацией, но, что-то мне подсказывает, что рецепт более или менее универсальный.

Итак, шаг первый. Готовим CV

Сейчас достаточно бесплатных сервисов, которые предлагают симпатичную верстку резюме, я уже лет 8 пользуюсь cvmaker — есть бесплатные шаблоны, при желании можно докупить премиум с расширенной версией. Важно: не пишите в CV весь ваш опыт, накопленный за годы трудовой деятельности. Вычлените навыки, которые могут быть востребованы в выбранной отрасли, опишите опыт, в котором вам удалось эти навыки применить. Даже если вы оформляли презентации для совета директоров, пока работали на судостроительном заводе, а хотите быть дизайнером. Все равно пишите, это тоже — опыт. Если есть дополнительное образование, которое может оказаться полезным в новой профессии — не забудь указать.

Шаг второй. Составляем рейтинг работодателей.

Лучше всего это делать в Гугл-таблицах — так информация будет всегда под рукой и вы сможете оперативно в нее вносить данные. В любой сфере есть рейтинги, премии, профессиональные ресурсы — не поленитесь провести research и составить базу лучших компаний/специалистов в новой для вас области. В табличку стоит внести информацию, которая поможет в дальнейшем ранжировать потенциальных работодателей:

  • название
  • сайт
  • адрес офиса (лучше сразу понимать, что в эту конкретную компанию придётся ездить на другой конец города — она автоматически опустится в вашем листе приоритетов)

Потом мы добавим с вами еще два пункта:

  • фамилия и имя
  • ссылка

А дальше вам придется стать немножко Шерлоком Холмсом.

Но сначала небольшой оффтоп. Есть эксперимент, который доказывает, что если просто кричать «Помогит! ”, то 90% людей проходит мимо. А вот если адресно обращаться “Мужчина в красном галстуке, вызовите врача!», то тут уже нет никакой размазанной коллективной ответственности, приходится помогать. Я предлагаю вам использовать эту же фишку в поиске работы.

По моему опыту, 99% писем, отправленных на адреса типа info@**** или hr@****, остаются без ответа. Либо приходит отписка «Спасибо, мы вам перезвоним.»

Поэтому берем быка за рога, включаем режим Шерлока и идем в Интернеты. Некоторые компании на своих сайтах делают раздел «О нас”/ “Команда» или что-то подобное. Именно там мы можем найти тех людей, которые нам нужны: это может быть руководитель департамента или же, если компания небольшая, даже сам собственник. Но, будьте готовы: есть большое количество тех, кто не считает нужным презентовать себя на своем сайте — и здесь вам придется проявить все чудеса изобретательности и в открытых источниках поискать нужных вам людей — в 9 случаях из 10 вы их найдете (при должном старании). Лучший инструмент для этого — Фейсбук, на нем можно найти кого угодно. Ищите профильные группы, не стесняйтесь спрашивать там: “А подскажите, кто занимается креативом в “Zebra Hero? ”. Люди или дадут ссылку на нужного человека или передадут сообщение адресату. Не забываем всех людей с ФИО и со ссылками на фб заносить в нашу Гугл-табличку!

Шаг третий. Составляем правильное письмо

Самое провальное, что можно совершить после всего проделанного до этого момента — написать сообщение «Здрасьте, я Вася, хочу у вас работать» — конец письма. Не надо так.

Скажу банальную вещь: потратьте час своего времени на составление хорошего, грамотного презентационного письма, которое позволит человеку на том конце понять кто вы, почему с вами стоит продолжить общение, и чем вы можете быть полезны.

Объясните ситуацию: вы меняете сферу деятельности, выбрали именно эту по таким-то причинам. Не стоит писать прямое «Хочу у вас работать”, лучше попросите о встрече, “чтобы познакомиться с ключевыми игроками рынка, возможно мы окажемся друг другу полезны» — это не будет никого из участников встречи ни к чему обязывать, и вы сможете не только рассказать о себе, но и задать все интересующие вопросы о том, как работает индустрия. Можно указать, что у вас нет опыта непосредственно в этой области, но зато вы обладаете софт-скиллами, которые могут быть полезны, а еще умеете это, это и это, и готовы идти ассистентом ассистента, чтобы научиться всем азам (но только если действительно готовы!). Не забудьте приложить свое красивое CV. Про проверку на ошибки, думаю, не стоит упоминать.

Шаг четвертый. Пожинаем плоды.

Дальше собираем всю свою волю в кулак, зажмуриваемся и отправляем это письмо (самое лучшее, самое прекрасное на свете!) тем, кому оно предназначается. Будет хорошо, если вы будете немного видоизменять шаблон, чтобы не бомбить всех совсем уж одинаковыми бездушными текстами, но это не обязательный пункт программы.

После того как вы отправили 10/20/50 писем, побегали по комнате в панике и триста раз проверили мессенджер в ФБ, успокойтесь. И ждите.

Кто-то прочитает ваше сообщение и оставит без ответа. Кто-то ответит, что очень занят и попросит написать на следующей неделе. А кто-то… предложит встретиться. Лично я отмечала цветом в той самой табличке статус переговоров: красный — отказ, зеленый — встреча назначена, желтый — жду ответ.Люди немного лучше, чем вы привыкли о них думать. Каждый из них был новичком, и кто-то из них не прочь помочь вам. Не стесняйтесь быть настойчивым — это полезное качество.

Дальше уже дело за подготовкой к личной встрече, умением поддерживать диалог, ну и опыт. Собеседования, интервью, презентационный встречи — это отличная практика, тренируйтесь, и поверьте, на восьмом интервью вы будете намного более уверенным, чем на первом.

С кем-то из контактов вы больше никогда не увидитесь, а с кем-то вас ждем увлекательное будущее и совместные проекты!

Я не могу гарантировать, что этот способ сработает, но мне он помог запрыгнуть в event-продюсирование, сделать там неплохую карьеру, а затем уйти в видео продакшен. И я считаю своим святым долгом поделиться им с вами — надеюсь, кому-то эта статья окажется полезной и поможет решиться на этот безумно увлекательный шаг в неизвестность.

Удачи!

44
Начать дискуссию