Экспресс-доставка убивает магазины у дома

Благодаря самоизоляции граждан в нашей стране рынок экспресс-доставки продуктов показывает просто взрывной рост. По оценкам компании «Infoline-Аналитика» по итогам 2020 года он может увеличится с 0,7 млрд. до 30 млрд. рублей, примерно в 43 раза! Очевидно, что экспресс-доставка продуктов питания (доставка в течении одного часа) очень быстро изменит розничный рынок в нашей стране.

Для этого рынка характерно два вида покупательского поведения – закупка впрок и дозакупка. В первом случае покупки совершаются раз в неделю в гипермаркетах, во втором случае чаще всего покупают продукты в соседнем магазине у дома. Именно на этот сегмент в первую очередь нацелена экспресс-доставка и сюда движутся главные игроки.

Экспресс-доставка убивает магазины у дома

«X5 Retail Group» на базе сети «Пятерочка» планирует разворачивать центры доставки, которые будут максимально приближены к местам проживания покупателей. На базе «Перекрестков» весной запустили новый сервис «Перекресток.Быстро», в котором ваш заказ доставят за 99 рублей в течении часа. В Санкт-Петербурге по такой схеме заказ можно сделать в каждом третьем гипермаркете этой сети в городе. Также работают «ВкусВилл» и «Магнит», которые активно наращивают свои ресурсы в области экспресс-доставки.

Интернет-сервисы «Самокат», «Сбермаркет», «Яндекс.Лавка», которые стали первопроходцами на этом рынке, встретив очень серьезных конкурентов в лице Федеральных сетей, продолжают свое активное развитие. Для них этот год станет решающим, поэтому в следующие месяцы мы точно увидим их активную экспансию и подключение новых районов к карте своей доставки.

Экспресс-доставка идет в регионы

Освоив технологии доставки продуктов в Москве и Санкт-Петербурге основные игроки нацелились на регионы. В первую очередь это города-миллионники, в которых широко представлен основной клиент таких сервисов – средний класс со сложившимися привычками к on-line покупкам. Так, например, Delivery Club уже сейчас доставляет продукты из ВкусВилла в Москве, магазины в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-На-Дону, Волгограде, Нижнем Новгороде и других городах России будут подключены к сервису доставки до конца 2020 года. Для заказа доступен весь ассортимент «Вкусвилла» (около 3 тысяч наименований). Минимальной суммы заказа нет, стоимость доставки — от 59₽ до 149₽. Обратите внимание, что клиенты «ВкусВилла» и их ассортимент очень хорошо подходят для целевой аудитории сервисов доставки.

Борьба за клиента

Типичный клиент для доставки продуктов – молодые люди с высоким и средним уровнем дохода. Они привыкли к on-line покупкам, кассам самообслуживания, их основной круг интересов и общения «живет» в смартфонах. Как правило это самые платежеспособные и самые интересные клиенты для классических магазинов у дома. Они не так чувствительны к цене на продукты и часто склонны к импульсивным покупкам. И именно эта целевая аудитория становится первой жертвой экспресс-доставки – они проще всего переключаются на такой способ дозакупки продуктов, для них совершенно нормально доплатить за сервис ради удобства и экономии времени. Переключив даже часть этой аудитории, экспресс-доставка «убьет» всю экономику магазинов у дома.

Если смотреть на перспективу в несколько лет, то на смену этому поколению придет еще более прогрессивное и зависимое от on-line поколение молодых студентов, для которых такие покупки продуктов через интернет станут обыденностью.

Очевидно, что для сегмента магазинов у дома остается единственный способ выживания – идти за запросами своей аудитории и конкурировать с безликими монстрами доставки индивидуальным подходом и повышенным качеством сервиса. Ну и такими же удобными технологиями. Ваши клиенты хотят удобную доставку. Значит вам нужно ее им обеспечить.

Начать дискуссию