Готовь бэклог летом, а разработку зимой. 5 простых правил работы с клиентским бэклогом в заказной разработке

Правила работы с бэклогом<br />
Правила работы с бэклогом

4 квартал – горячий деловой сезон. Клиенты завершают годовые проекты, планируют новые, а подрядчики стараются все успеть. Но иногда возникают проблемы связанные с дефицитом идей для развития. В этой статье мы поделимся своим опытом как подходить с умом к формированию бэклога проекта.

Егор Сизяков
Управляющий партнер Hawking Bros

Привет, VC!

Рынок заказной разработки в последние годы стал очень конкурентым. Появилось много молодых и активных игроков, которые «отбирают работу у ветеранов». Многим приходиться мимикрировать и адаптироваться под новые реалии. У нас в Hawking Bros исторически сложилось так, что тот подход, который мы заложили в проектное управление и клиентский сервис, остается актуальным и сегодня.

В статье я постарался собрать квинтэссенцию нашего опыта по работе с бэклогом IT-продуктов, и заложить первый камень в оформление собственного управленческого фрэймворка. Поехали!

1. Проактивность – путь к вечной работе с клиентами

Проактивность
Проактивность

По статистике, отсутствие проактивности продакшена – одна из самых частых причин смены подрядчика. Кто-то решает эту проблему дополнительными аккаунт-менеджерами, кто-то частыми встречами, но если это не несет пользы клиенту, то декорации долго не простоят и все равно рухнут.

Есть множество путей развития проактивности, но ее фундаментом является экспертиза. Откуда ее взять, чтобы потом сформировать бэклог, написано множество статей, но самым важным я считаю следующий пункт.

2. Насмотренность и кругозор

Насмотренность
Насмотренность

Я очень люблю посещать отраслевые выставки и общаться с представителями различных бизнесов. Это помогает мне понимать истинные потребности экономики в данный момент, общие проблемы и задачи, а также находить новые идеи для развития клиентских проектов.

Например, мы посетили Кооперационную биржу, где за различными круглыми столами был один и тот же вайб: «дайте людей, помогите купить оборудование и вы не узнаете нашу экономику».

После этого мы начали активно помогать нашим клиентам исследовать потребности их соискателей и формировать нужный месседж в их цифровых продуктах, что позволяет решать текущую задачу в дефиците кадров, переходить к новым этапам разработки и наполнять бэклог.

СПОЙЛЕР: Мы готовим большое исследование по пищевой промышленности и скоро поделимся крутыми инсайтами. Подписывайтесь на блог и STAY TUNED!

3. Избавьтесь от процессных и должностных клише

Избавьтесь от клише<br />
Избавьтесь от клише

На днях коллеги из компании IT-pelag выпустили исследование о спросе на аутстафф-специалистов в 3 квартале 2023 года. Из него следует, что спрос на системных- и бизнес- аналитиков продолжает расти.

Я считаю, что это, в том числе, обусловлено процессным клише: «бизнес анализ – системный анализ – разработка». Среди прочих причин: отсутствие продуктовой экспертизы на стороне заказчика, дефицит продуктовых кадров в целом, отложенный спрос, перегрев экономики, сезонные факторы. Мы в Hawking Bros решили отойти от подхода, когда для проектной аналитики в 80% случаев используются стандартные интервью и опросы. Далее я приведу 2 кейса, которые подсветят, почему это верно.

4. Не смешивайте интересы аналитика в исследовательской работе и реальные потребности бизнеса

Потребности бизнеса<br />
Потребности бизнеса

Кейс № 1: понять причины низких продаж интернет-магазина автозапчастей, имеющего развитую сеть офлайн-точек.

Предложение аналитика: провести глубинные интервью с офлайн покупателями, чтобы понять, почему они не делают заказы в онлайне + проанализировать Метрику и выявить проблемы в интерфейсе.

Итоговое предложение нашей команды: провести 8 UX-тестов на критическом пользовательском пути, выявить инсайты, барьеры и гипотезы, отобразить их на прототипах, и протестировать прототипы на новых восьми пользователях. В случае необходимости повторить процедуру.

Наш опыт подсказывает, что не все исследования одинаково полезны, а глубокое погружение на этапе брифинга и большое количество вопросов гораздо лучше работает в долгую, чем разовые работы в моменте времени.

Егор Сизяков

Кейс № 2: построить новый экспресс-CJM (за 5-7 дней) для модного ритейла, с учетом того, что их конверсия выше средней по рынку.

Предложение аналитика: провести коридорные исследования в офисе, конкурентный анализ, проверить конверсии по товарным группам и попытаться сократить пользовательский путь.

Итоговое предложение нашей команды: у проекта в целом отличные продажи, смыслы в коммуникации меняться не будут, но повышен ДРР, откуда и родилась гипотеза клиента, что нужно менять CJM. Здесь требуется работа маркетолога, а не аналитиков и разработчиков, поэтому задача не по нашему профилю.

5. Если нарушение правил какого либо подхода в управлении проектами идет на пользу проекту – нарушайте

Нарушайте правила<br />
Нарушайте правила

Важный момент: речь идет не о разрушении всей системы управления проектом. Речь идет о пограничных случаях, когда нужно немного отступить от правил. Например, увеличить/уменьшить стандартный размер спринта. Или отказаться от диаграммы сгорания в пользу диаграммы Гантта.

Особенно я ценю, когда из каденции убирается «бесполезное» уикли- или дэйли- совещание (если нет апдейтов в статусах), в пользу пары лишних часов эффективной работы команды.

Подведем итоги

Мне не хотелось делать из статьи лонгрид, а сделать выжимку своего опыта по развитию клиентского бэклога, поэтому я собрал всё вышеописанное в короткую памятку, которую вы сможете скачать, распечатать и повесить в офисе.

  • Проактивность. Предлагай новые идеи для развития проекта, но помни, что они должны быть своевременны и актуальны.
  • Будь компетентен. Изучай клиента и его отрасль, общайся с представителями других бизнесов и никогда не опирайся на субъективные данные.
  • Переспрашивай и будь критичен. Работа «в стол» не нужна ни вам ни заказчику. Правильно расставляй приоритеты в бэклоге и считай деньги.
  • Ускоряй прохождение работы. Устраняй действия без результата и никогда не мысли процессом.
  • Польза для проекта в приоритете. Не бойся менять воркфлоу, если это улучшит показатели проекта.
  • Груминг бэклога. Задачи в бэклоге имеют свойство «протухать», поэтому груминг не менее важен, чем наполнение.

Памятка для печати:

Также подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я делюсь эксклюзивным контентом о жизни Hawking Bros и заказной разработке, а если вы хотите позвать нас в тендер, то для этого есть почта [email protected].

Спасибо за внимание!

1.6K1.6K показов
475475 открытий
22 комментария

Ля что за статья, автор молодец

Ответить

сам себя не похвалишь...))

Ответить

Егор, вы настоящий эксперт!

Ответить

Ну сразу видно дизайнер постарался, такие картинки к статье нарисовал, кайф просто

Ответить

Вторая статья подряд, где дизайнер получает зрительские симпатии!

Ответить

Не читал, но одобряю

Ответить