Это самая распространенная ситуация в малом и среднем бизнесе. Бывает, что в команде даже нет маркетолога, руководитель сам время от времени берется продвигать продукт своими руками или ставит разовые задачи отдельным специалистам. Любые решения принимаются, скорее, интуитивно, в моменте. В итоге маркетинг похож на «лоскутное одеяло». Такой подход может работать у начинающего бизнеса, но, как только требуется масштабирование, без стратегии все трещит по швам.
Такая ситуация сложилась у российского производителя товаров для дома. Основатель компании – фанат своего дела и всегда готов внедрять что-то новое. Он может за один день решить, что компания меняет всю продуктовую линейку. Это влечет за собой перезапуск производства, разработку новых дизайнов этикеток и рекламных макетов, обновление текстов на сайте. Так как штатного отдела маркетинга нет, любая мелкая правка стоит денег, и на все новые идеи и эксперименты уходят внушительные суммы, которые можно было бы потратить на рекламный бюджет. Руководитель, тем временем, занят согласованием очередного визуала и не успевает решать операционные вопросы и управлять компанией.
Разработку стратегии собственник откладывает на потом: «сначала мы быстро оформим идею, поставим товар в маркетплейсы, а дальше продажи сами пойдут». Ошибка такого подхода заключается в том, что покупатели не хотят приобретать незнакомый товар, они отдают предпочтение продукции, которая уже известна на рынке. Чтобы привлечь их внимание, нужен четкий план действий: контекстная реклама, работа с отзывами, обзоры в тематических СМИ. И все эти инструменты должны быть объединены единой стратегией и понятным позиционированием.
Нашему герою повезло: у него появился партнер, который стал развивать прямые оптовые продажи крупным заказчикам. Это увеличило нагрузку на производство, а подписанные контракты обязали следовать срокам и выпускать заказанную продукцию. Ситуация сразу подсветила, что компания и ее партнеры должны понимать, что она производит, в каких объемах и в какие сроки, как позиционирует свои товары, каким ценностям следует, кто ее целевая аудитория, где она получает информацию и как принимает решение о покупке. Ответы на все эти вопросы фиксирует маркетинговая стратегия, к которой – потратив много времени и денег – под давлением партнеров пришел, наконец, наш клиент.