Стартапы во время пандемии: как «готовить» и с чем «есть»

О том, каким должен быть бизнес в новой реальности, самые эффективные стратегии его развития и откуда взять на это деньги

Много вопросов возникает у бизнесменов, как у начинающих, так и у более опытных. Какие бизнесы теперь окажутся наиболее востребованы — дома престарелых, сервисы доставки или платформы для удаленной работы команд? Какие стратегии выбирают венчурные фонды в период кризиса, и почему социальным предпринимателям не нужны инвесторы? Что глобально изменилось за 2 месяца карантина в индустрии венчуров, стоит ли сейчас инвестировать и во что, или лучше переждать? Какие направления сильно переоценены, как отличить очередной пузырь от качественного объекта для инвестиций?

Свои варианты ответов предложили эксперты в области бизнеса: директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев, исполнительный директор Фонда поддержки социальных проектов Дмитрий Богданов, CEO одного из самых успешных стартапов в области бионического протезирования MaxBionic Тимур Сайфутдинов, бизнес-ангел, СЕО клуба инвесторов Angelsdeck.co Игорь Калошин и шеф-редактор телеканала РБК Кирилл Токарев.

В целом, считают эксперты, для индустрии стартапов и венчуров за два месяца карантина мало что изменилось. Более того, по мнению Дмитрия Калаева, именно сейчас — оптимальное время для инвестиций. Потому что, с одной стороны, выживают только т.н. «верблюды» — наиболее устойчивые, зрелые стартапы, которые могут без внешней подпитки пройти тяжелые времена и предложить более интересные объекты для инвестиций. С другой стороны, фантастические оценки компаний, которые строились исходя из непрерывного оптимистичного роста рынка, спадают, и у инвестора есть возможность зайти в проект на более реалистичных оценках и по более выгодной цене.

Так стоит ли рассматривать отечественные стартапы как объект для розничных инвестиций? Можно ли попытаться на них заработать, не будучи профессионалом?

Игорь Калошин уверен, что да, если соблюдать нескольких правил: диверсифицировать риски, то есть инвестировать портфелем; портфель точно формировать рядом или вместе с профессиональными игроками — в рамках фонда или синдиката; и иметь доступ к качественным сделкам, которые не лежат на поверхности. Поэтому так важно быть внутри клуба профессиональных венчурных инвесторов. И, получив удачный опыт инвестирования в рамках команды, можно попытаться самому отыскать заветного «единорога» — или теперь уже «верблюда».

Но есть и элемент риска: IT-стартапы могут показаться многим инвесторам особо перспективными. Они будут существенно переоценены, что с большой долей вероятности станет почвой для следующего пузыря.

При этом кризис открывает возможности выхода на новый финансовый уровень продуктам и целым отраслям, которые прежде находились на периферии внимания инвесторов: это медтех, сервисы ухода за пожилыми, ухода на дому, альтернативная энергетика, электротранспорт, а также все инструменты, которые способствуют повышению эффективности дистанционной работы и обучения.

Что касается социальных предпринимателей, чьи проекты сосредоточены в основном в оффлайне, то большинство не слишком заинтересованы в портфельных инвестициях. Для качественного осмысленного бизнеса, который не планирует завоевывать мир и переворачивать Землю, не обязательно нужен венчурный инвестор, считают эксперты. Более того, социальный предприниматель сам знает, где найти деньги, и не инвестиционные, уверен Тимур Сайфутдинов, поэтому заинтересован в первую очередь в стратегических партнерах, кто вложится не только рублем, но и своими связями, возможностями в плане выхода на рынок.

ЧТО ДЕЛАТЬ СТАРТАПУ В КРИЗИС?

Тимур Сайфутдинов:

— Заполнить заявку на грант. Всегда можно найти государственные деньги. Последовательность может быть, например, такой: запускаете грант в ФАСИ (это Фонд развития, малый фонд предпринимательства) на 500 тысяч, этого достаточно, чтобы развить какую-то идею. Если доходит до более серьезного уровня, переходите в Сколково, там можно получить до 4 миллионов в год. И есть еще «Старт-1» — уже около 5 миллионов, то есть вы уже закрываете грантами одного бизнес-ангела. Для стадии побольше и постарше есть «Старт-2».

Дмитрий Богданов:

— Продолжать работать и взять субсидию. Сядьте и напишите заявку на государственную субсидию, вам дадут те же самые деньги или даже больше, чем сказал Тимур, и их не надо возвращать. Просто начните работать, без денег, как угодно! И посмотрите меры господдержки, они всегда есть на региональных и федеральных сайтах органов исполнительной власти.

Дмитрий Калаев:

— Делайте то, за что вам готовы платить. Гранты — хорошо, инвестиции —хорошо, но в любом случае, чтобы клиенты платили, им надо приносить пользу. Инвесторы все-таки призваны не спасать, а масштабировать бизнес. А значит, должна существовать состоятельная бизнес-модель, и если она достаточно успешна, инвестор вкладывает в то, чтобы она просто захватила мир.

Таким образом, базовые принципы остаются незыблемыми. Погрешность на текущий момент существует, и её нужно учитывать, однако законы всё те же, и если действовать в соответствии с ними, до успеха уже гораздо ближе.

1 комментарий

То, что живет и делается в интернете, наоборот даже продвинулось во время пандемии и кризиса. Даже ту же крипту взять. Многие новые проекты стали популярнее, тот же геккоин. Все ж бабки хотят

Ответить