Ценности и смыслы в экспертных коммуникациях

Публичная активность служит социальным доказательством экспертности и профессионализма, помогает клиенту и профессионалу найти друг друга. Трансляция вовне ценностей и принципов, подходов к работе, решаемых экспертом задач выделяет среди тысяч прочих профессионалов интеллектуальных и помогающих профессий. Ядром выстраивания публичной позиции эксперта, развития его личного бренда являются его личность, глубина суждений, смыслы. Когда личные смыслы эксперта сформулированы, проявить их в публичности и найти свой индивидуальный голос в информационном потоке легко. Поговорим о простых шагах выстраивания системного и гармоничного присутствия в публичном пространстве.

Понять свои цели и запланировать системность

В начале пути в публичность хорошо бы понять свои мотивы: хочу расширять свой круг последователей, «утеплять» и продавать? Или, может быть, делиться накопленными знаниями – это способ сделать мир лучше? Нужно договориться с самим собой о стратегии: кто я, какова суть моего послания миру, кто моя целевая аудитория, что я хочу рассказать. Поняв себя, подобрать инфоканалы и определиться с темами будет просто. Нужно понимать, что одного редкого поста или разовой публикации в СМИ недостаточно. Чтобы добиться необходимого результата, достичь умеренного присутствия в публичном пространстве, необходима регулярность усилий. В качестве ориентира могу рекомендовать восемь постов в соцсетях и одну публикацию в СМИ в месяц.

Заявить о темах и придерживаться их

Эксперт позволяет ясно увидеть то, чего не видно без него, либо ускоряет путь к знанию или пониманию. В бизнесе это описывают так: «Мы, компания Х, помогаем решить клиентам типа Y в ситуации Z проблему P с помощью технологии N и получать ценность M». Важно внятно заявить о своих экспертных зонах, простроить связи между именем и тематикой. В чем вы помогаете? Какие проблемы решаете? С какими запросами и какими методами работаете? Читая или слушая эксперта, станет понятно, сможет ли он решить проблему и подходят ли используемые методы потенциальному клиенту. Это – первоначальный тест на созвучие. Технически это могут быть кейсы, новости с личной оценкой, мнения, рассуждения на заданные темы.

Преодолеть фильтры

К сожалению, в эру интернета и легкодоступной информации ценность экспертизы теряется: в поучительном тоне учительница может рассуждать о диетах, а офтальмолог – об инвестициях. Кому из них доверять, за кем следовать? Явление обесценивания хорошо описано в книге Т. Николса «Смерть экспертизы. Как интернет убивает научные знания». Чтобы обезопасить себя среди информационного шума, аудитория включает фильтры. Задача эксперта – преодолеть их, а значит, рассказывать о своем образовании, опыте, случаях из практики и не сбиваться в банальности, не переходить на чужие темы.

Дробить контент

Чтобы стать экспертом в своей области, профессионал потратил пару десятков лет на получение знаний и накопление практического опыта. Есть соблазн обрушить на аудиторию все и сразу – в одном посте или одной статье. Однако большой информационный кусок аудитория просто не осилит. Нужно помнить, что между экспертом и аудиторией пролегает существенная дистанция в те самые многие годы погружения в тему. Информацию лучше выдавать частями. В помощь к обузданию информационной «жадности» существуют лимиты в количестве знаков – до 600-800 знаков с пробелами в посте, до 7000-9000 – в колонке.

Раскрывать свое мировоззрение и культурный код

Выбирая «своего» специалиста, аудитория оценивает не только профессионализм, но и человеческую суть предполагаемого партнера. Поэтому в коммуникации можно и нужно раскрывать свои жизненные ценности, культурный код. Для этого прекрасно подходят соцсети, в которые легко встраивается контент о понравившихся книгах, фильмах и спектаклях, проведенном отпуске, прочие семейные и лайфстайловые сюжеты.

Задействовать омниканальность

Существует масса каналов для продвижения информации о себе. Пожалуй, самый простой и доступный способ – писать о себе в соцсетях. В работе со СМИ эксперты не могут конкурировать в новостной повестке с крупными корпорациями, но им доступны комментарии и экспертные колонки. Существует целый пул СМИ, который пишет о малом бизнесе и экспертах. Присутствие в СМИ повышает статус, работает на репутацию и охват. Читательская аудитория СМИ заведомо больше количества «френдов» в соцсетях, к тому же вы присоединяетесь к репутации СМИ. Порталы продвигают лучшие материалы, повышая их читаемость за счет своих ресурсов.

Стоит обратить внимание на развивающиеся проекты Яндекса: Дзен (блоги) и Кью (ответы на вопросы), Wikipedia. Это тоже каналы коммуникации.

Прекрасно воспринимается информация в виде коротких видео (Reels от Instagram, Дзен, Youtube). Конечно, видео затратны в производстве. Также востребован аудиоконтент: подкасты удобно слушать в машине или когда занимаешься бытовыми делами. Эксперты, комфортно ощущающие себя в разговорном жанре, обязательно должны задействовать голосовые каналы.

Вдумчиво работать с текстом

Если видео- и аудиоконтент готовится с непосредственным участием эксперта, то ситуация с текстом может быть разной. Некоторые профессионалы прекрасно пишут сами, другие предпочитают использовать услуги копирайтеров. Авторский текст легко отличить от шаблонного, написанного потоковыми smm-щиками. Он будет обладать глубиной, смыслом и лексикой автора, даже если он написан не лично им.

Контент-план не обязателен

Информационные поводы окружают нас на каждом шагу, нужно лишь научиться видеть в них возможности и темы коммуникации в рамках генеральной информационной линии. Если есть навык видеть темы в обычной жизни, коммуникация будет живой и контент-план не нужен. Однако он может быть полезен для самодисциплины и в качестве блокнота для фиксации идей возможных тем: возможно, именно сегодня вас посетила муза и выдала материала на три месяца вперед.

11
1 комментарий

Мне было очень полезно! Благодарю 🙏 

Ответить