4 благородные истины и 8-ричный святой путь

Ступа Дхамек в Сарнатхе Венера Васькова
Ступа Дхамек в Сарнатхе Венера Васькова

Завтра тибетские буддисты отмечают праздник Чокор Дючен – День, когда Будда вперые поведал людям свое учение по просьбе Брахмы и Индры.

В оленьем парке Сарнатха, неподалеку от Варанаси, Будда нашел тех пяти отшельников, с которыми он практиковал суровые аскезы в Магадхе вдоль реки Найранджана. Они постоянно уменьшали количество принимаемой пищи, отказывались от воды и даже пытались не дышать.

Вскоре такой способ постижения Истины Сидхартха Гаутама счел бесполезным, ибо для глубочайшего прозрения нужно крепкое и здоровое физическое тело. Пятеро мурецов увидели, как Сидхартха принимает еду у Суджаты, местной девушки, совершавшей поклонение неподалеку. Они подумали, что он сошел с верного пути и, разочаровавшись, решили покинуть его.

Сидхартха тем временем нашел подходящее место под баньяновым деревом у города Гайя. Он дал клятву не вставать, пока на него не снизойдет просветление. Глубоко медитируя, он сразил Мару (эго) и его дочерей (пагубные желания) без малейших усилий. Дотронувшись правой рукой до земли (бхумиспаршамудра), Сидхартха постиг Высшее Знание.

Прошло уже семь недель, Будда купался в неизмеримом блаженстве и великолепном сиянии Абсолютной Истины. Брахма, Индра и небожители осыпали Будду небесными цветами и умоляли даровать Учение о подобном постижении всему миру. Так Будда отправился к его собратьям на пути.

Изумленные божественному сияющему ореолу, исходящему от Будды, пятеро разочаровавшихся в Сидхартхе отшельников приняли его своим Учителем. В Первой Проповеди Будда провозгласил Четыре Благородные Истины:

  1. В мире существуют страдания,
  2. Известна причина страданий – пагубные желания,
  3. Каждый способен покончить со страданиями,
  4. Для этого есть Восьмеричный Святой Путь:

___________________________________________________

  1. Правильное воззрение (samyag dṛṣṭi),
  2. Правильное намерение (samyak saṃkalpa),
  3. Правильная речь (samyag vāca),
  4. Правильное поведение (samyak karmānta),
  5. Правильный образ жизни (samyag ājīva),
  6. Правильное усилие (samyag vyāyāma),
  7. Правильное памятование (samyak smṛti),
  8. Правильное сосредоточение (samyak samādhi).

После этой проповеди все пятеро аскетов обрели плод Архатства (Освобождение) и распространили Учение Будды в разных направлениях Джамбудвипы. Кстати, эти пятеро Архатов: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман и Бхадрика. Они были детенышами той изголодавшейся тигрицы, которой Махасаттва отдал свое тело на съедение из глубокого сочувствия. Сидхартха был в одной из прошлых жизней Махасаттвой. Махапраджапати, приемная мать Сидхартхи, была тигрицей. Но это уже другая история, она сохранилась в Сутре Золотистого Света, в 18-й главе в русском варианте.

А как вы себя дисциплинируете, соблюдаете правильное поведение телом, речью, умом? Поделитесь в комментариях ;)

11
Начать дискуссию