{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое Будда?

Духовные темы привыкли считать религиозными, однако глубокая философия буддизма выходит за пределы нашего понимания о религии. Суть буддизма в том, что каждый человек и любое крупное и крохотное живое существо обладает природой Будды. Так что же такое Будда или природа Будды? Во всех языках существует много красивых слов, описывающих любящую доброту, сочувствие, сострадание, мудрость и любовь. Самую суть невозможно описать словами, какой бы язык мы ни выбрали. Поэтому вместо слов так называемые буддисты используют медитацию для развития их сознания изнутри. Будду не найти снаружи, только внутренний взор покажет и откроет вам Будду в вас самих.

Но как определить, что это Будда? Делая первые шаги в медитации и познании себя каждому нужен проводник, — наставник, дающий методы, действующие именно сейчас, и понимающий, на каком этапе внутреннего развития вы находитесь. Этим наставником по началу может быть Гуру или Лама в облике человека. Однако на более глубинных просторах исследования себя, каждому нужно будет найти наставника внутри своего сердца и даже дальше в бескрайних просторах осознавания за пределами любых концепций.

Что такое Будда?

Природа Будды называется на санскрите Татхагатагарбха — вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего. Это истина о том, что каждое большое или малое живое существо — ничто иное, как сосуд, содержащий все самые просветлённые качества: добросердечие, сострадание, высшее блаженство, радость пространства, безусловная любовь.Чтобы открыть в себе Будду, нужно в первую очередь узнать— Что же такое Будда?— Кто я?— Как стать Буддой в этой жизни?— Зачем нам становиться Буддой?Здесь необходим путь из одной точки в другую: как добраться, например, из Москвы в Санкт-Петербург. Нужно знать, куда ехать, как ехать, на каком транспорте. И зачем нам нужно туда приехать? Причин может быть много.Но какой же образ у вас появляется в мыслях, когда речь идёт о Будде? Может быть, это изображение Будды Шакьямуни, Будды нынешней эпохи? Может быть, это просветлённый монах? Или это просто человек, не подверженный влиянию эмоций? Может быть, у вас в голове возникают очень красивые изображения светящейся ауры, красивая форма Будды? Конечно же, Гаутама Будда — чаще всего представляемое изображение в наших умах в ответ на этот вопрос.Нам повезло, что мы живём в Благую Кальпу, когда придёт 1000 исторических Будд, и Будда Шакьямуни лишь четвёртый среди них. До него были Будда Кракуччханда, Будда Канакамуни, Будда Кашьяпа. После него будет Будда Майтрейя, а затем Будда Симха (ныне Кармапа) и остальные Будды Благой Кальпы. Кальпа — это эон существования вселенной, он начинается с момента создания вселенной и заканчивается её разрушением, длится несколько миллиардов земных лет.Каждый из прошлых Будд имеет разный облик, если говорить о внешности: они принадлежат разным видам сословий, носят разные одеяния аскета и достигают полного пробуждения под различными видами деревьев, именуемыми Деревом Бодхи в Магадхе, на земле просветления всех Будд, ныне это Бодх-Гайя в индийском штате Бихар. Так, например, 21-й по счёту с конца в прошлой кальпе Будда Дипанкара был из касты Брахманов (браминов) и достиг просветления под деревом пиппала. Сидхартха Гаутама в то время рождался богатым брамином по имени Сумедха (Сумати, Мегха Маанава).«Бхагаван сказал:– Сарвашура, слушай. Неисчислимую кальпу спустя в мире появился Татхагата, Архат, Истинно Совершенный Будда Дипамкара. В то время я был сыном брахмана, по имени Мегха (Облако). Когда Будда Дипамкара появился в мире, я, [имея] тело сына брахмана, вел чистый образ жизни. Узрев Татхагату Дипамкару, я бросил [ему под ноги в знак почтения] семь цветков меконопсиса (утпалы) и посвятил [заслуги этого действия] высшему, истинно совершенному Пробуждению. Татхагата Дипамкара предрек мне: «Сын брахмана, в будущем, неисчислимую кальпу [спустя], ты в этом мире станешь Татхагатой, Архатом, Истинно Совершенным Буддой, по имени Шакьямуни». (Цитата из Благородной Двойной Сутры, Arya Sanghata Sutra https://www.oum.ru/literature/buddizm/dvoynaya-sutra/ )

Все исторические Будды, Татхагаты, были обычными людьми, это означает, что каждый человек в силах достичь подобного состояния пробуждения и избавления от страданий. Путь Сиддхартхи Гаутамы, к примеру, был наполнен многогранными переживаниями и испытаниями. Родившись в царской семье единственным наследником, придворными астрологами было предсказано, что он либо станет Императором всего мира, либо величайшим духовным лидером, избавившим от страданий бесчисленных живых существ.«В то время у подножия Гималаев жил, вместе со своим племянником Нарадаттой, великий риши Асита, обладающий пятью сверхъестественными способностями. И в момент рождения Бодхисаттвы он увидел множество чудесных явлений.

Увидел нисшедших с неба и витающих в воздухе сыновей богов, радостно возглашающих имя Будды. И подумал: «Следует вникнуть в причину этого». И, окинув взглядом божественного ока всю Джамбудвипу, увидел в великом городе Капила в доме царя Шуддходаны новорождённого царевича, вызвавшего сто проявлений сверхъестественной силы, — почитаемого во всём мире, с телом, украшенным тридцатью двумя признаками великого человека. Увидев это, он сказал Нарадатте: «Знай же, о юноша, в Джамбудвипе явилось великое сокровище. В великом граде Капилавасту во дворце царя Шуддходаны родился царевич, вызвавший сто проявлений сверхъестественной силы, почитаемый во всём мире и украшенный тридцатью двумя признаками великого человека. Если он останется дома, то станет Правителем мира, владыкой четырёх армий, справедливым правителем, могущественным, отважным и украшенным семью драгоценностями. Семью его драгоценностями будут колесо-драгоценность, слон-драгоценность, конь-драгоценность, жена-драгоценность, камень-драгоценность, казначей-драгоценность и полководец-драгоценность. Таковы эти семь превосходных драгоценностей. Будет у него и тысяча сыновей, могучих, отважных, непобедимых, способных одолеть [любое] войско. Он сможет покорить эту великую землю, омываемую со всех сторон океаном, без насилия и без оружия — силою своей непобедимой Дхармы, и стать высшим из правителей. Если же он оставит дом и станет странствующим аскетом, быть ему Татхагатой, Арханом, Совершенно пробуждённым, величайшим из подвижников, несравненным наставником. Потому сейчас мы отправимся туда, дабы увидеть его». (Отрывок из Лалитавистара Сутры, о жизни Будды Шакьямуни, глава 7 «Рождение» https://www.oum.ru/literature/buddizm/lalitavistara-glava-7-rojdenie/ )

Так 29 лет Сидхартха прожил полной роскоши жизнью в четырёх стенах дворца республики Шакьев. И однажды, выйдя из дворца в качестве исключения из правил, предписанных его отцом, ему довелось встретить четырёх людей, которых ему суждено было увидеть:

— Старого человека,

— Больного человека,

— Мёртвого человека,

— Счастливого и мирного отшельника.

Первые три человека очень огорчили нежное сердце Бодхисаттвы, и он погрузился в глубокое смятение. Однако четвёртый человек, не имеющий ни дома, ни имени, ни роскошной одежды, выглядел таким счастливым, Сиддхартха очень вдохновился его спокойным душевным состоянием, что в его сердце зародилось желание вести подобный образ жизни. Так, оставив дворцовую суету и семейные интриги, он отправился на духовные поиски, чтобы найти способ, как избавить этот мир от страданий. Первым его учителем стал Алара Калама, у которого он научился медитации Шине (Шаматха) и быстро достиг высокой реализации на уровне наставника. После этого ему пришлось продолжить духовные поиски, где он встретил своего второго учителя, Рудрака Рамапутра. Здесь он быстро достиг мастерства в медитации на уровне мира форм и мира без форм, преподаваемой Гуру Рамапутрой, однако это также не было видением истины, к которой стремился Сидхартха. Гаутаме пришлось оставить и этого учителя, он ушёл искать средства спасения всего человечества от страданий самостоятельно. К нему присоеднились пятеро духовных братьев, учеников Рудрака Рамапутры: Анджана Каундинья, Бхарика, Баспа, Маханама и Ашваджит, — они последовали за Сиддхартхной как за духовным наставником, практикуя на протяжении последующих шести лет такие же аскезы, что и он. Всё это время Сиддхартха жил лишь на одно зёрнышко риса, одно семечко кунжута или одну ягоду можжевельника, в конце концов он перестал есть и это, он даже перестал пить и уже было дышать… — Как однажды ему открылся Срединный путь о том, что если струна слишком сильно натянута, то если попытаться играть на ней, — она лопнет, а если она будет натянута слишком слабо, — то музыки не будет. Сделав вывод, что для достижения полного просветления ему нужно здоровое тело, Сиддхартха принял приготовленную еду от деревенских девушек на берегу реки Найранджана. Этих десятерых девушек звали: Суджата, Бали, Балагупта, Суприйя, Виджайясена, Атимуктакамала, Сундари, Кумбхакари, Улувилика, и Джатилика. Они продолжали с уважением подносить аскету Гаутаме разнообразную еду каждый день до того дня, когда Суджата поднесла ему рисовый пудинг в золотой чаше… Это предзнаменовало скорейшее достижение Сиддхартхой полного просветления. Подробную историю об этом можно прочесть в Лалитавистара сутре https://www.oum.ru/literature/buddizm/lalitavistara-oglavlenie/ , переписанной по памяти Анандой, одним из главных учеников Будды Шакьямуни.

Во время 49-дневной медитации в возрасте 35 лет Сиддхартха достиг совершенного просветления под баньяновым деревом в Магадхе, деревне Сенапати возле города Урубильва. Он узнал, кто он на самом деле, ему открылась высшая истина, которую в дальнейшем он передал своим ученикам. Придя в олений парк в Варанаси, Будда даровал Учение о Четырёх Благородных Истинах его всё тем же пятерым духовным братьям: Анджана Каундинье, Бхарике, Баспе, Маханаму и Ашваджиту, с которыми он практиковал суровые аскезы на протяжении шести лет.Четыре Благородные Истины открыли путь к спасению людей от их страданий, это был Первый Поворот Колеса Учения в Сарнатхе.

Четыре Благородные Истины звучат, как:

1) Существует страдание,

2) Причина страданий — желания,

3) Можно избавиться от страданий,

4) Существует Путь, чтобы избавиться от страданий

— Восьмеричный Святой Путь:

1. Правильное воззрение,

2. Правильное намерение,

3. Правильная речь,

4. Правильное поведение,

5. Правильный образ жизни,

6. Правильное усилие,

7. Правильное памятование,

8. Правильное сосредоточение.

Полностью прочувствовать вкус Первой проповеди Будды вы можете, прочитав Дхамма-чакка-паваттана сутту. https://dhamma.ru/canon/sn/sn56-11.htm

Эта сутта (сутра) входит в состав Трипитаки (трёх корзин Учения Будды): Винайя-питаки (корзины дисциплины), Сутта-питаки (корзине сутр) и Абхидхарма-питаки (теоретической системы основ Учения и космологии). Так буддийский путь к просветлению любой традиции основан на трёх практиках: Шила, Самадхи, Праджня (дисциплина, медитация, мудрость). Особое внимание уделяется осознанному поведению, о котором подробно описано в Махасатипатханасутте. http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn22-mahasatipatthansa-sutta-01-ivahnenko.htm

Статья написана на основе мастер-класса Чогьяла Ринпоче на непальском языке "Могу ли я стать Буддой за одну жизнь? — Да, можешь! — А кто это говорит?" https://www.facebook.com/chogyalrinpocheinnepal/

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда