Кажется, IDFA уже не вернуть. Но можно ли его заменить через Facebook API?

TL; DR

Нельзя, но мы пытались 🙃

Привет, меня зовут Дима, я со-основатель Adapty. Как и многие в мобильном маркетинге, наша команда пристально следит за процессом отказа Apple от IDFA. Мы обдумываем и рассматриваем обходные пути, которые позволили бы сохранить эффективность атрибуции.

В материале ниже — одна из попыток найти такие способы. Мы кратко пройдемся по важности IDFA и попытаемся найти ему замену анализируя Facebook API.

Что изменилось с WWDC 2020?

На WWDC 2020 в Apple объявили о том, что в скором времени разработчики потеряют доступ к IDFA по умолчанию и будут вынуждены запрашивать явное согласие каждого пользователя на отслеживание. С того момента планы немного поменялись – компания отложила нововведение на начало 2021 года, а также поменяла текст и расположение кнопок в App Tracking Transparency prompt:

App Tracking Transparency prompt changing
App Tracking Transparency prompt changing

Уведомление о трекинге стало мягче, но вряд ли оно существенно изменит изначальные прогнозы экспертов, согласно которым 8/10 пользователей будут выключать трекинг. Летом мы подробно разбирали как атрибуция происходила до iOS 14, что изменится сейчас, и оценивали инструменты, которые Apple предлагает взамен IDFA (спойлер: они не очень помогают). Пройдемся кратко по основным моментам.

Реклама в социальных сетях и поисковых системах является основным источником продаж для мобильных приложений. IDFA — ключевой элемент этой системы. Формально, это уникальный идентификатор устройства, который используется для атрибуции рекламы, ретаргетинга, создания look-a-like аудиторий и других задач аналитики.

C IDFA вы можете точно понимать, как работает ваши кампании и креативы, делать рекламу более персонализированной и, в конечном итоге, полезной и рентабельной. Иначе говоря, без IDFA много рекламных объявления будет показано не тем пользователям, что снизит конверсию в установки, триалы и, следовательно, в покупки.

Взамен Apple предлагает рекламодателям и сетям пользоваться собственной рекламной платформой SKAdNetwork. Сама тема достойна отдельной статьи; пока отметим, что SKAdNetwork по сути делает невозможной (ре)таргетированную рекламу, давая лишь агрегированные данные для общего анализа.

Очевидно, что рекламные сети такая ситуация не устраивает, и они ищут возможные обходные пути. К сожалению, на данный момент никаких подобных решений нет (или мы о них пока не знаем).

Поможет ли Anon_id?

Если проанализировать Facebook API для трекинга активностей (в том числе установок), в попытке найти хоть что-то заменяющее IDFA, то можно увидеть, что существует anon_id — он же anonymoysID в iOS Facebook SDK — который возможно может помочь решить проблемы, созданные отказом Apple от IDFA. Такое предположение имеет право на жизнь из-за чрезмерной лаконичности описания параметра в официальной документации Facebook API Application Activites:

Facebook anon_id description
Facebook anon_id description

Подобное описание можно трактовать следующим образом: этот ID нужен (можно использовать) для идентификации как раз тех самых пользователей, которые отказались от трекинга и не отдают свои IDFA.

Как работает anon_id?

Разберемся в назначении anon_id. Для этого просто посмотрим запросы от нескольких приложений к API Facebook.

anon_id in App1
anon_id in App1
anon_id in App2
anon_id in App2

Видим, что этот anon_id — разный для каждого приложения. Более того, если приложение переустановить, то мы увидим, что anon_id будет обновлён. То есть, anon_id может идентифицировать только конкретную установку приложения, и не более того.

Если у вас нет IDFA, то может ли anon_id как-то его заменить?

Нет, не может. Ключевым свойством IDFA является то, что он постоянен для одного устройства и однозначно его идентифицирует. Это позволяет связать факт клика на рекламу, установку приложения и дальнейшую конверсию в триалл/оплату. Как мы выяснили выше, anon_id этим свойством, увы, не обладает.

Но хоть где-то anon_id помогает?

В случае, если вам доступен IDFA, вероятно Facebook может отслеживать факт реинстала и, кажется, что собственно всё. (Если вы знаете ещё применение, напишите, пожалуйста, в комментариях)

Итоги

  • Apple смягчили дизайн запроса на доступ к IDFA, но вряд ли это сильно поможет.
  • Даже намека на замену IDFA в Facebook API найти не удалось.
  • Anon_id не похож на IDFA, и в целом не очень полезен.

С выходом iOS 14.5 роль мобильной атрибуции сильно упадет. В этой среде возрастает вес качественных A/B тестов (как цен, так и периодов подписки) и таргетированной работы с оттоком и конверсией фримиум-пользователей.

22
Начать дискуссию