Мы неоднократно поднимали проблему, которая возникла после введения Западом потолка цен на российскую нефть: стремительное снижение котировок российской нефти сорта Urals. Bloomberg в начале января сообщал, что российская нефть отгружалась из балтийского порта по цене $37 за баррель, затем, по данным разных аналитических агентств, цена восстановилась до ~45-52$. В любом случае, такие цены предполагают огромный дисконт к Brent, который сейчас стабильно торгуется по >$80-85.
Однако ведущие аналитики в нефтяной отрасли, обсуждая эту проблему, указывают, что старая методология расчета цен на российскую нефть больше не работает, а новую пока еще не выработали.
Немного предыстории вопроса. В 90-х проблема ухода от налогов была массовой, в том числе со стороны российских нефтяных компаний. В процессе переговоров с правительством нефтяники согласовали следующую, обоюдно выгодную схему: независимые агентства типа Argus и Platts делают оценку стоимости российской нефти за определенный период, и эта цена использовалась для уплаты налогов.
В чем нюанс: методология Argus все это время предполагала оценку стоимости российкой нефти исходя из маршрутов из России в Европу, из Новороссийска в Августу (где на Сицилии располагается торговый хаб), и из Приморска в Роттердам. Проблема в том, что морские поставки нефти в Европу практически прекратились, а методология с тех пор пока так и не поменялась.
При этом те оценки, которые всегда исторически давал тот же Argus, были приблизительными, так как у аналитических агентств нет прямого доступа к данным о сделках с российской нефтью.
К чему это в итоге приводит: два наиболее популярных направления для российской нефти сейчас — это Индия и Китай, по которым данных о торговле нефтью очень мало. Ввиду закрытости статистики надежно установить реальную цену российской нефти сейчас очень трудно, но эксперты склоняются к тому, что наиболее вероятный диапазон — это $50-75 за баррель. Оценки Bloomberg, Argus и других агентств в районе $30-40 выгодны прежде всего российским нефтяным компаниям, так как продавая нефть по факту по $50-60-70, они опираясь на существующие неактуальные бенчмарки могут платить налоги как если бы они продавали нефть по $30-40. В данном случае проигрывает российский бюджет, из-за чего мы уже слышим об идее привязать уплату налогов к бенчмаркам Brent и Dubai, за вычетом некоторой скидки. В этом контексте такая мера будет оправданной, так как текущая ситуация напоминает 90-е, когда внятной методологии оценки стоимости нефти не было, а у компаний была куча способов уходить от налогов.
Что в итоге: скорее всего, российская нефть стоит куда дороже, чем официально декларируется, но для отражения “реальной” цены необходимы методологические изменения в оценке стоимости Urals и других российских сортов. Для российских инвесторов такая ситуация не шибко позитивная, так как даже если роснефтяники зарабатывают больше, чем на самом деле, эта прибыль не становится налогооблагаемой, и потому в том числе не будет должным образом отражаться в финансовой отчетности и считаться базой для выплаты дивидендов. Так что остается надеяться, что власти предпримут необходимые меры и уже в этом году цены на Urals будет рассчитываться так, чтобы соблюдались интересы и правительства, и инвесторов, и самих компаний.