Индустрия 4.0: как цифровая зрелость помогает эволюционировать компаниям?

Согласно исследованию Deloitte, организации, находящиеся на высоких уровнях цифровой зрелости, почти в 3 раза чаще, чем организации с более низкой зрелостью, сообщают о высокой чистой прибыли и годовом росте доходов, которые значительно превышают средние показатели в их отрасли. Получается, что современные технологии все чаще выполняют роль драйвера роста в компаниях.

Исследования показывают, что на сегодня только 2% брендов достигли полной цифровой зрелости, при этом они: на 20% получают больше прибыли, на 30% снижают затраты.

Индустрия 4.0: как цифровая зрелость помогает эволюционировать компаниям?

Многие компании, внедряя новые цифровые инструменты и платформы, обнаруживают, что они остаются неиспользованными или неспособными оказать целевое преобразующее воздействие из-за низкого уровня цифровой зрелости в организации. Ведь цифровая трансформация в первую очередь представляет собой изменение культуры и мышления в команде. Что в результате закономерно и приводит к внедрению технологий.

Поэтому цифровую трансформацию лучше сразу обозначить как процесс внедрения новых или иных бизнес-процессов и способов мышления, которые помогают организации адаптироваться и эффективно конкурировать в постоянно меняющемся цифровом мире.

Цифровая зрелость и цифровая трансформация часто используются как синонимы, но это неверно. Цифровая трансформация - это процесс, который теоретически может привести к повышению цифровой зрелости. Начать цифровую трансформацию очень просто. Намного труднее довести это дело до конца.

Цифровая зрелость - это не просто статическая конечная точка и не цель, которую можно достичь, а затем положить в корзину.

В определении стадии цифровой зрелости и в процессе цифровой трансформации компании важны 4 ключевых составляющих:

4 аспекта в определении уровня цифровой зрелости SystemZ
4 аспекта в определении уровня цифровой зрелости SystemZ

1. Бизнес-модель. Каким способом компания генерирует прибыль, насколько ее бизнес-модель эффективна, конкурентоспособна и готова гибко перестраиваться под изменения рынка? Например, в зрелых IT-компаниях стремятся продавать не лицензии, а регулярные подписки, что несомненно улучшает показатели LTV (Lifetime value); или же предоставлять какую-то часть продукта бесплатно, а дополнительный функционал или расходники уже за деньги, что увеличивает вовлеченность потенциальных клиентов, готовых попробовать, но пока еще не сформировавших для себя ценность продукта. Также сегодня в тренде бизнес-модель, выполняющая роль платформы-посредника, на которой встречаются покупатель и продавец. Она отлично вписывается в старые рынки с устойчивым спросом (Avito, AirnBnb, Uber)

2. Работа с клиентами. Насколько эффективно компания управляет жизненным циклом клиента и полученными данными о нем, персонализирован ли ее подход к покупателю, и есть ли у нее возможность вести коммуникации в любых удобных для клиента цифровых каналах (омниканальность). Здесь конечно напрашиваются в пример компании, которые во время карантина смогли не растерять и даже нарастить свою клиентскую базу. И это был не случайный успех, а результат цифровой зрелости в области маркетинга и продаж. Если говорить о трендах в работе с клиентами, то это конечно «виртуальное» знакомство с продуктом: туры, примерки, трехмерная визуализация и VR-технологии. А также интеллектуальные системы видеонаблюдения, которые позволяют анализировать перемещения клиентов, очереди и доступность товаров на полках.

3. Вовлеченность сотрудников. Есть ли в компании возможность для удаленного командного взаимодействия, при этом чтобы эффективность такой работы не падала. Здесь опять уместно вспомнить, как в пандемию некоторые компании перешли на удаленку за несколько дней, а кто-то до сих пор так и не смог освоить такой формат. Для этого в компании должны быть внедрены удобные инструменты совместной работы, эффективная программа адаптации новых сотрудников, общая база знаний, а также автоматизирована обработка типовых запросов (заявки в helpdesk, бухгалтерию и администрацию). Уже сегодня передовые компании взяли курс на создание цифровых рабочих мест, которые не привязывают сотрудника к физическому месту, но позволяют компаниям объединить на общей платформе все свои внутренние и внешние цифровые операции в единую согласованную стратегию.

4. Оптимизация операций. В большей степени этот аспект важен для производственных компаний. Усилия по оптимизации нацелены обычно на: сокращение срока вывода товара на рынок, прирост производительности, сокращение времени простоя, снижение расходов, повышение точности прогнозирования спроса, эффективность и безопасность труда. Сюда же можно отнести и постпродажное обслуживание, которое опять же помогает повышать лояльность клиентов и обеспечивать дополнительные продажи в компании. Тренды этого направления: машинное зрение и видеоаналитика, которые выявляют нарушения в производственных цепочках и отслеживают соблюдение качества и техники безопасности.

Оценивая состояние перечисленных областей, можно сделать вывод о том, на какой стадии цифровой зрелости находится сейчас компания и через какие необходимые изменения ей важно пройти.

Цифровая зрелость

Если процессы трансформации проходят в компании успешно, то цифровая зрелость должна повышаться и проходить через определенные этапы. Ниже иллюстрация общепринятой классификации по версии Acatech, которая используется с момента появления термина «Индустрия 4.0»

Стадии цифровой зрелости по результатам исследований Acatech Данил Савин
Стадии цифровой зрелости по результатам исследований Acatech Данил Савин

Информатизация и связанность. С этих этапов начинается путь к цифровой зрелости. Стадия информатизации, пожалуй, самая распространенная в компаниях России: здесь основные бизнес-процессы автоматизированы, а ручного труда практически нет или он минимизирован. На этапе связанности не просто автоматизированы процессы, а уже интегрированы друг с другом информационные системы, и исключен повторяющийся ввод данных, т.е. важные данные из одной информационной системы автоматически переходят в другую. Дальнейшие этапы показывают, насколько успешно компания внедряет современные трендовые цифровые технологии.

Наглядность. Уровень наглядности позволяет видеть в режиме реального времени, что происходит в компании и принимать управленческие решения на основе актуальных данных. Но зачастую трудность состоит в том, что отсутствует единый источник достоверных данных, или таких данных собирается мало. Еще одна проблема: доступ к ним имеет ограниченный круг лиц. А такие условия противоречат основной задаче этапа – развитию гибкого постоянно развивающегося предприятия. Например, своевременное выявление проблем помогает спрогнозировать более точные сроки поставки, при этом уведомляя заранее партнеров и оптимизируя внутреннюю логистику компании.

Проницаемость. Следующий этап помогает понять, почему происходят те или иные процессы в компании. На первый план тут выходит big data, которую уже невозможно анализировать традиционными способами. Как правило, инструменты и приложения для обработки больших данных развертываются параллельно с корпоративными системами и, образуя общую платформу, позволяют выполнять анализ случайных данных с целью выявления закономерностей, поиска общих событий и зависимостей. Все это позволяет проводить профилактику возможных проблем и инцидентов.

Предсказуемость. На этой стадии компания демонстрирует свой уровень подготовленности к любым изменениям в будущем и полностью базируется на положительном опыте предыдущего этапа. Компания уже может моделировать возможные сценарии и определять наиболее вероятные из них, предотвращать негативные события, такие как поломки оборудования, простой и намечающиеся проблемы с логистикой.

Самокоррекция. Топовый этап развития для компании – использование данных для достижения наилучших результатов в кратчайшие сроки в автоматическом режиме и без участия человека. Такой уровень зрелости кажется немного фантастическим, но именно он обеспечит жизнеспособность предприятию в ближайшем будущем!

Цифровая трансформация включает в себя серию шагов, которые дополняют друг друга по мере внедрения технологий. Для достижения прогресса на пути к трансформации необходимы правильная стратегия и ресурсы, а затем и последующая оптимизация всех процессов. Также важно, чтобы в компании был цифровой лидер, который сможет постоянно подталкивать компанию первой осваивать технологии и искать умные решения.

Если Вы уже давно думаете о цифровой трансформации в Вашей компании, но не знаете, с чего начать, рекомендуем сделать первый шаг в сторону определения Вашего текущего уровня. В этом помогут специальные анкеты и чек-листы. Далее через стратегические сессии и воркшопы с экспертами Вы сможете локализовать текущие проблемы и провести генерацию идей. После чего уже можно будет приоритизировать задачи и сформировать дорожную карту проектов, по которой будет происходить цифровая трансформация.

Вы можете пройти тест на цифровую зрелость уже сейчас. Он составлен на основе нашего опыта по внедрению современных цифровых инструментов в ведущих компаниях России.

Ольга Гутрова
Product marketing manager SystemZ
11
Начать дискуссию