Как Администрация Костромы перевела сотрудников на удаленку за два дня. Спойлер: готовилась заранее

2020-й год стал годом перемен для всех и каждого. Одно из самых заметных проявлений – переход сотрудников по всему миру на удаленную работу, где Россия не стала исключением.

О том, какое ПО выбрала Кострома, как проходил отбор нового решения и внедрение, а также как оно себя показало при срочном переходе 30% сотрудников на «удаленку», расскажет вам Дмитрий Диденко, начальник управления цифрового развития администрации Костромской области.

Дмитрий Диденко
Дмитрий Диденко

Цели и задачи

Основная цель перехода на отечественное ПО, в данном случае на Р7-Офис — это обеспечение безопасности и наращивание функциональности.

Безопасность в нашем понимании — это не только выполнение требований по технической защите информации, это независимость от изменений лицензионной политики иностранных компаний.

Функциональность в нашем случае — это возможность на базе одного продукта построить облачную платформу для всех органов власти.

Администрация Костромской области
Администрация Костромской области

Контекст

На рынке существуют разные офисные пакеты. Как правило, это классические офисные редакторы, которые устанавливаются на компьютер, а созданные и отредактированные в них файлы используются в системе электронного документооборота и, например, пересылаются по электронной почте. В общем-то, это все.

Сейчас российские регионы ориентируются на проектный подход к управлению, для этого нужны средства совместной коллективной работы. Для проектного подхода необходима возможность формировать проектные группы. Внутри этих групп должна функционировать коммуникационная платформа (чаты, видеочаты, хранилище документов, редакторы, CRM и т.д.). Для всего этого требуется комплексное решение, сам по себе редактор документов уже никого не интересует.

Для себя мы сформировали концепцию развития, в которой система управления проектами основывается на двух основных подходах:

- облачные продукты должны обеспечивать сотрудникам возможность работать из любого места, используя только браузер;

- продукты должны быть интегрированы друг с другом, чтобы у пользователя не было необходимости переходить из одного продукта в другой.

С чем пришли

Мы помониторили рынок, посмотрели облачные продукты Microsoft (дорогие, функционал не достаточный), посмотрели облачные предложения Google и Яндекс, и нигде не нашли решения, которое позволяло бы создать на базе используемого продукта или совокупности продуктов систему локального гособлака, которая была бы независима от платформ разработчиков продуктов. У Яндекса есть возможность создания похожей экосистемы, но нет собственного редактора, в системе используется Microsoft 365. Нам же нужно было купить отчуждаемый продукт, установить на своих ресурсах и организовать к нему коллективный доступ.

В итоге, остановились на Р7-Офис. Продукт разрабатывался давно, плюс в 2019 году вошел в Реестр отечественного ПО. Для нас это важно. Таким образом, нашли и функциональность, и решение задачи импортозамещения в одном пакете.

Решение

Следующим шагом для нас было развитие продукта в рамках гособлака. Мы интегрировали офисный продукт в СЭД CompanyMedia. Это одно из преимуществ Р7-Офис — не только большая функциональность, но и развитые API.

С точки зрения безопасности на этапе внедрения дело обстояло следующим образом:

Продукт российский, передается по отчуждаемой лицензии. Таким образом, мы не зависим от лицензионной политики компаний.

Второе важное преимущество — возможность развернуть систему у себя. При использовании облачных продуктов Microsoft или Google, если на их стороне произойдет какая-то утечка, сбой аутентификации, обеспечения безопасности и т.п., то мы на это никак повлиять не можем. Нас интересовал продукт, который разворачивается локально, и который мы можем полностью контролировать.

При этом в самом начале мы предполагали не просто замену одного решения на другое, а изменение самого подхода к организации работы сотрудников, смену парадигмы.

При построении любой новой системы важно обеспечить комфортные условия перехода для сотрудников. Люди привыкли выполнять свою работу определенным образом — скачал файл, отредактировал, отправил или загрузил. Резкая смена ПО может вызвать сопротивление у сотрудников. Кроме того, может не хватить ресурсов собственной техподдержки, для того, чтобы отработать все вопросы и нюансы, связанные с жестким переходом. Система госуправления не место для экспериментов, перерывы в работе недопустимы.

Мы это понимали, поэтому старые форматы оставили как есть, а новые сервисы стали развивать уже на новой платформе, и постепенно перемещали туда все свои основные задачи.

Сначала на новую систему перевели глобальный каталог с учетными записями пользователей и объектов, информационные сервисы, потом перенесли туда коммуникационные платформы, инструменты для проектной работы и т.д. Большинство изменений были прозрачны для пользователей, у людей не возникло необходимости что-то кардинально менять в своей работе. Они просто начали пользоваться новыми сервисами, а старые постепенно становятся невостребованными. Сейчас на некоторых участках работы мы меняем компьютеры (было принято решение в течение двух лет полностью заменить весь парк техники), и там уже установлен только Р7, подключенный к гособлаку.

Такой постепенный переход на новую систему занимает 2-3 года, и проходит легко и без стресса.

Кроме того, разработчики от Р7-Офис постоянно на связи, оперативно реагировали на все возникающие вопросы в ходе внедрения. То есть важный для нас момент — хорошо работала техническая поддержка.

План по импортозамещению официально завершили в этом году. У некоторых подразделений еще остаются востребованными старые продукты, но это, опять же, наше решение в рамках постепенного переключения на новую систему. Полный переход планируем осуществить до конца года.

Кострома
Кострома

Надо сказать, что пандемия Covid-19 заставила нас проверить всю систему в действии почти сразу. Благодаря развернутому у нас гособлаку нам не составило труда перевести пользователей в режим работы из дома. Для перехода на удаленную работу в связи с эпидемиологической ситуацией потребовалось, фактически, написать инструкцию и настроить некоторые бизнес-процессы в нашей системе. На все ушла неделя, может быть, две.

В регионе этот период прошел достаточно благоприятно, поэтому на удаленную работу перевели не более 30% госслужащих и работников учреждений. Но мы были готовы и к большему объему. Когда структура позволяет организовать домашний режим работы, переход заключается, в основном, в организационных мероприятиях. Дополнительных технических решений не потребовалось. Единственное требование — на домашнем компьютере должен быть установлен антивирус. И все.

Сейчас, когда ситуация нормализовалась, на удаленной работе осталось совсем немного сотрудников. Но привычка работать удаленно уже сформировалась. Мы видим, что многие госслужащие, приходя домой вечером, доделывают какие-то рабочие дела. Это дает больше свободы в действиях и гибкость и особенно важно для руководителей, которые даже в отпуске остаются на связи.

Сейчас мы по примеру Липецкой и Ульяновской областей рассматриваем возможность закрепить принцип удаленной работы на законодательной основе. На федеральном уровне разрабатывается законопроект, который будет регулировать этот вопрос. Технически мы к этому готовы.

Какие планы дальше

Мы плотно общаемся с коллегами из других регионов, обмениваемся опытом. Например, есть передовые регионы в плане цифровизации, такие как ХМАО, Тульская, Московская, Тверская области. Есть регионы, которые смотрят уже на нас как на своеобразный полигон, изучают наш опыт и ищут свои собственные решения.

Мы ведем базу знаний, список замечаний, вопросов, чтобы другие регионы могли использовать этот опыт. Например, в начале года у нас был коллективный мозговой штурм между регионами о том, какое количество пользователей для одновременного редактирования может быть оптимально для системы. Кому-то нужно было 20 пользователей, одновременно редактирующих документ, кому-то 40 и больше. Каких-то технических ограничений у продукта нет, мы их не нашли, но мы пришли к тому, что 20 человек — это разумный порог для одновременной работы.

Еще один пример. Сейчас для нас важно внедрение в систему видеочатов с возможностью одновременного протоколирования и получением итогового документа по результатам видеовстречи. Ответ на наш запрос к разработчикам Р7-Офис уже есть, такой продукт будет, но пока мы его не тестировали.

Чем дальше регионы будут продвигаться в этом направлении, тем больше будет новых вопросов и задач.

11
Начать дискуссию