Полноценное рабочее место с максимальной долей отечественного ПО: миссия выполнима

Задача импортозамещения в части программного обеспечения решается: к 2022 году, как ожидается, органы исполнительной власти Иркутской области будут пользоваться в основном ПО отечественной разработки. Проект создания цифрового рабочего места для сотрудников ИОГВ , аппарата Правительства региона уже вышел на стадию внедрения.

Цель проекта — обеспечение должного уровня информационной безопасности и, что не менее важно, автономности работы всех критически важных информационных систем.

Полноценное рабочее место с максимальной долей отечественного ПО: миссия выполнима

Работа над проектом создания рабочего места на ПО отечественных производителей началась фактически с лета 2018 года, с момента утверждения приказа Минкомсвязи России «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». К 2022 году переход на отечественное ПО в основном объеме должен быть завершен.

Исполнитель проекта — им выступило ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области» — отмечает, что до недавнего времени программного обеспечения, способного обеспечить надежное и полноценное функционирование информационных систем просто не было — к примеру, «Р7-Офис», один из основных компонентов создаваемой системы, появился в регионе лишь в 2019 году. Теперь, при помощи регионального интегратора, — перспектива создания полностью функционального рабочего места стала вполне реальной.

ПРОЕКТ

Рабочее место должно обеспечивать возможность выполнения всех базовых рабочих задач сотрудников аппарата правительства региона — это доступность системы работы с правовой базой, системы электронного документооборота и системы работы с офисными документами, такими как таблицы, тексты и презентации, доступность учетных систем «1С». Система электронного документооборота и делопроизводства «ДЕЛО» в органах исполнительной власти Иркутской области была внедрена еще в 2016 году, поэтому предстояло обеспечить совместимость нового ПО с уже используемой СЭДД. В основной состав используемых инструментов вошли «Р7-Офис», облако «1С» и сетевая версия программного продукта «Консультант плюс» по управление MS Windows Server.

Как сообщают внедренцы проекта, интеграция именно последнего компонента стала на деле самой серьезной задачей, но в результате он все-таки заработал должным образом. Платформа, на которой функционирует рабочее место, — либо операционные системы семейства Windows, либо дистрибутив GNU/Linux отечественного производства (используется Alt Linux).

Сейчас проект находится в стадии внедрения — получены около 250 лицензий «Р7-Офис», которые развернуты на соответствующем количестве рабочих мест. Также ведется работа по запуску десяти пилотных рабочих мест в среде Alt Linux для одного из подразделений аппарата Губернатора. В целом же потенциальная площадка для развертывания системы — это все рабочие места в ИОГВ и подведомственных им учреждениях. Корректируется дорожная карта перехода на отечественное ПО органов исполнительной власти региона.

Сконфигурированное рабочее место не является в полном смысле этого слова удаленным — такой задачи изначально не стояло; тем не менее, сотрудники могут без проблем подключаться к нужным сервисам с использованием такого инструмента как ViPNet, обеспечивающего безопасную работу с надежной криптографической защитой.

РЕШЕНИЯ

В выборе операционной системы в числе важнейших факторов было наличие локального партнера, компании, которая смогла бы обеспечить качественную техническую поддержку и обучение для сотрудников на первом этапе внедрения. Удаленно, по словам иркутских внедренцев, сделать это практически невозможно — по телефону многие вопросы решить проблематично.

«Мы беседовали с многими интеграторами, но полноценную работу ИС на АРМ взялся обеспечить лишь один, — говорит Сергей Ущаповский, заместитель директора ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области». — Кроме того, поскольку мы имеем дело с отечественным ПО, нам хотелось обеспечить поддержку по принципу «одного окна», чтобы не обращаться с проблемами по поводу интеграции систем к разным производителям. Удаленная поддержка нам не очень подходит — часто необходимо, чтобы специалист физически посетил заказчика, это особенно востребовано на первоначальном этапе внедрения любого нового ПО».

В качестве альтернативы «Microsoft Office» рассматривались несколько офисных отечественных продуктов. По результатам тестирования выбор пал на «Р7-Офис».

Полноценное рабочее место с максимальной долей отечественного ПО: миссия выполнима

«Продукт «Р7-Офис» обладает достаточным уровнем зрелости для полноценного применения, несмотря на то, что присутствует на рынке меньшее количество времени — практически на год младше, — говорит Сергей Ущаповский. — «Р7-Офис» оказался более близок по интерфейсу и функциональности к Microsoft Office, к использованию которого привыкли пользователи. Он более интуитивен, и в нем работают практически все необходимые функции».

Полноценное рабочее место с максимальной долей отечественного ПО: миссия выполнима

Внедренцы отмечают, что некоторые недочеты — например, не вполне правильное отображение в некоторых случаях сложных таблиц, созданных в системе Microsoft Office — присутствуют, но в рамках тестирования об этих фактах сообщают разработчикам.

На сегодня в процессе реализации проекта осталась одной из важных нерешенных проблем — один из компонентов СЭД в среде Linux не запускается, поскольку требует для своей установки отсутствующего в среде Linux браузера Internet Explorer. Поэтому подписание электронной цифровой подписью юридически значимых документов, реализовать пока невозможно.

________________________________________________________________

«Дважды в год Офис-Р7 обновляется, и мы видим, что наши пожелания были услышаны и учтены, — говорит Сергей Ущаповский. — Кроме того, опытным путем мы установили, что СЭД «ДЕЛО» на самом деле работает в связке с «Р7-Офис», хотя официально разработчик СЭД такой возможности не декларирует.

Полноценное рабочее место с максимальной долей отечественного ПО: миссия выполнима

Пока не будет обеспечена кросс-платформенность в плане работы под Linux, нормально работать с ЭЦП в этой среде не получится. Хорошо, что возможность ставить цифровую подпись необходима далеко не всем сотрудникам — она нужна прежде всего тем, кто согласовывает и подписывает нормативные правовые документы, издает приказы и распоряжения, то есть на уровне как минимум руководителей отделов и управлений. Исполнители же уже, в принципе могут начать работать с тем комплексом ПО, который мы сформировали.

«Разработчик СЭД в курсе этой проблемы и работает над ее решением, — говорит Сергей Ущаповский.»

22
Начать дискуссию