Клиническая психология для HR

В чём преимущества подхода?

При понимании HR как функции, обеспечивающей решение запросов от бизнеса к сотрудникам и от сотрудников к бизнесу, слово Human приобретает ряд возможностей и ограничений, связанных с психологическими феноменами. Ведь пока это ещё HR, а не AIR😉

Клиническая психология вне клинических условий - это инструмент, который посредством клинического метода может способствовать трансформации дезадаптивных конструктов (поведение, установки, эмоции).
Клинический метод - это подход при котором используются понятия нормы, патологии, адаптации, дезадаптации.
Для потребностей HR эти понятия приобретают следующий смысл: Дезадаптивный, т.е. не способствующей адаптации нашей компании. Адаптивный, такой благодаря которому компания успешна на рынке.
Норма, способность содействовать адаптации.
Патология - то, что приведёт к дезадаптации.
Преимущества клинического метода в инструментах клинической психологии: диагностика (наблюдение, эксперимент, анализ) и коррекция (трансформации). Эти инструменты применимо к любой сфере (например, HR) направлены на то, чтобы от дезадаптивного состояния перейти к адаптивному (нормальному).
Почему так важно понять что для нашей компании есть норма?

Для того чтобы что-либо трансформировать сначала провести диагностику, это основа клинического подхода. А чтобы что-либо диагностировать нужно иметь классификации (норма/патология). Тут речь не о каких-то упрощённых и псевдонаучных популярных инструментах оценки личности/сотрудника🥱 тут речь об объективном понятии адаптации☝

Клинический подход к организационной деятельности использует два субъекта адаптации и соответственно клинической диагностики. Это люди, и организация (отдел), как коллективный субъект. Т.е. есть сотрудник со своими особенностями адаптации и этот же сотрудник является частью среды, некоторого коллективного субъекта. Субъекты в клинической психологии рассматриваются с позиций нормы и патологии. В отличие от психологии «нормы», клиническая психология способна выявить и скорректировать особенности так называемого патологического функционирования.

Понятие нормы

Рассмотрим некоторые подходы к пониманию «нормы», каждый хорош для своих целей. Исходя из ограничений этих вариантов, появляется ещё один, норма как адаптация. Адаптация – способность субъекта приспособиться, т.е. быть успешным при изменении условий функционирования.

Вариант клинической нормы.
Вариант клинической нормы.

Норма в виде показателей, основанных на данных статистики. Так, нормальной считается температура 36,6. Тем не менее, наверняка вам известны люди, для которых нормальное состояние это 36.0🥶 и 36.6🥵 уже субъективно ими воспринимается, как температура повышенная. Это всего лишь клинические показатели, основанные на огромной статистике. И они нужны для ряда задач, но не для всех. Если мы хотим способствовать адаптации конкретного человека, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. И это и есть клинический метод. На рисунке справа представлен клинический профиль MMPI, можно заметить, что значения шкал имеют разные значения, некоторые значения могут попадать в пограничную зону между нормой и патологией, зону акцентуаций. Итак, если акцентуация способствует адаптации, это будет норма. А может ли патология способствовать адаптации?🤔 Например, если у сотрудника есть склонность к перфекционизму, которая мешает ему завершать задачи в срок, может ли это не мешать? Да, если функцию тайм-менеджмента на себя возьмёт коллега.

<p>Вариант субъективной нормы.</p>

Вариант субъективной нормы.

Норма как некоторые особенности, характерные в целом для функционирования конкретного субъекта. Этот подход уже снимает ограничения предыдущего, однако не даёт понимания контекста функционирования. Да, может быть для какой-то старой машины скорость 60 км/ч это нормальная скорость. Но если гоночный автомобиль не сможет разогнаться свыше 60 км/ч, мы скажем, что он сломался. И если вдруг наша старая машинка поедет со скоростью 330 км/ч, это тоже не будет нормальным для неё. Т.к. для неё это аномальная скорость, то гипотетически если такое случится это приведёт не к самым адаптивным последствиям. И речь здесь не только про машины🧐 Например, для менеджера по продажам, процесс вычитки коммерческого предложения будет иметь совсем другие критерии по сравнению с маркетологом, который так же оценивает это предложение. И работая с одним документом, они смогут привнести разную ценность исходя из разных критериев нормы предложения для каждого из них.

<p>Вариант относительной нормы.</p>

Вариант относительной нормы.

Норма как особенности, определяемые контекстом. Офисный лук нормально воспринимается в офисе, но странно смотрится на пляже, и наоборот. Таким образом, сами по себе особенности не могут оцениваться как нормальные или нет, для такой квалификации необходимо понимание и оценка контекста. Тут интересный вопрос оценки условий как нормальных или аномальных⚖ опять-таки к оценке "нормальности" условий применимы те же подходы. Тут условия оцениваются как некоторые показатели среды. Среда может быть не только физической (как пляж или офис, или автобан), но и быть представленной субъектами, например, определённый коллектив. Например, в каком-то коллективе сарказм это элемент культуры, и у сотрудников есть понимание, когда этот элемент использовать во благо. Сарказм и другая подчёркнутая токсичность, именно благодаря осознанности и контролируемости может давать быстрые результаты в ситуациях, например, где нужно показать процесс со стороны.

В HR, клиническая психология, это фундаментальный подход, позволяющий строить процессы диагностики, онбординга, обучения и карьерного развития сотрудников исходя из модели адаптации. Используются клинические инструменты диагностики и коррекции.
Преимущество фундаментального подхода, в том, что не делаются поспешные выводы исходя из каких-то показателей, которые кажутся «ненормальными», ситуация оценивается в целом и в перспективе развития и, главное, используются научные инструменты для перехода от неуспешного состояния к выгодному для бизнеса. Фундаментальный подход даёт гибкость видения и позволяет выявить связи и закономерности, которые могут быть использованы исходя из целей бизнеса.

44
Начать дискуссию