Как записывать подкасты. Как запустить свой подкаст: пошаговый план, оборудование и платформы

Сейчас модно запускать свои подкасты, что вы видите это по своим любимым ютуберам, практически каждый из которых уже запустил свой подкаст. Сегодня я хочу рассказать, как же это сделать.

Привет! Меня зовут Майкл Бородин!

Как записывать подкасты. Как запустить свой подкаст: пошаговый план, оборудование и платформы

Сегодня я хочу поговорить с вами о теме, которой я сейчас непосредственно занимаюсь сам. Я запускаю подкасты, у меня их уже не один и не два. Я являюсь продюсером этих проектов, и поэтому знаю примерно все о том, как запустить свой подкаст.

С чего начинается

Каждый подкаст начинается с идеи или концепции. То есть перед тем, как что-то записать, вы должны придумать: а что же это должно быть?

В концепцию должны быть заложены ответы на три вопроса: что я хочу рассказать, кому я хочу рассказать, и зачем им это слушать.

Сформулируйте в голове понимание о том, кто ваш зритель, вернее слушатель, что вы ему будете рассказывать, с кем вы будете беседовать, будет ли это формат вашего монолога. Вариантов масса. Итак, прежде всего вы должны максимально чётко описать, что, для кого и зачем вы делаете.

Подготовка

Следующий этап – это подготовка. Этап подготовки или препродакшн включает в себя и написание сценариев, и поиск героев, и договорённость с ними о записи, и многое другое. Давайте разберём на моем примере.

У меня есть подкаст Лухари Виллаж. Это подкаст про дорогие статусные вещи, понятные даже деревенщине. В одну строчку я уместил всю концепцию своего подкаста. Вам я советую тоже сделать такое коротенькое описание:

  • Когда я его придумал, я сделал Google таблицу, где написал все темы, которые пришли мне в голову. Их оказалось порядка 50-60, наверное. Это те темы, на которые можно поговорить в подкасте.
  • Что я сделал дальше? Я понял, какие из экспертов у меня уже есть: то есть я либо на них подписан, либо я их лично знаю, либо я знаю их через кого-то, либо что-то слышал про них, читал и так далее. Я выписал в соседнюю колонку всех этих экспертов.
  • Следующей колонкой был контакт: то есть где и как я с ними могу коммуницировать, как я могу с ними связаться. И дальше я сформировал пул первого сезона: 10 выпусков. Я связался с каждым из интересующих меня героев и договорился о записи подкаста.
  • Когда мы утвердили конкретную дату записи, по каждому из гостей мы написали список вопросов. Это может быть 10, 20, 30 вопросов — как угодно. Мой подкаст имеет формат интервью. Конечно, как автор и интервьюер, я делюсь своим опытом, переживаниями, мыслями, но большую часть времени говорит все же гость. Я задаю ему вопросы и веду беседу. Поэтому в моем случае формат — это просто вопросы к гостю. В вашем случае, если у вас будет какой-то нарратив или какая-то история, которую вы будете рассказывать, или монолог, вы должны будете написать себе сценарий или хотя бы какие-то опорные точки, по которым вы будете идти во время подкаста.

Тема подкастов новая в целом, и вокруг неё есть небольшой хайп на рынке, поэтому по своему опыту скажу, что люди охотно соглашаются на подкасты, им всем интересно. Пожалуй, у меня не было ещё ни одного отказа от гостей прийти в мой подкаст. Несмотря на то, что на моем канале было ноль подписчиков, и у нас ещё не было ни одного выпуска, все с радостью пришли, мы сделали крутые интервью, и все в общем-то получилось.

Как записывать подкасты. Как запустить свой подкаст: пошаговый план, оборудование и платформы

Запись

После качественной подготовки мы переходим к записи. И это, наверное, самый страшный пункт для нас всех: как записать подкаст. И я вас прекрасно понимаю на самом деле. Но хочу сразу успокоить и сказать, что подкасты — это сильно проще, чем видео.

Во-первых, сам формат подразумевает более расслабленную атмосферу, потому что ты не паришься, как ты выглядишь в кадре, ты не паришься, что у тебя сегодня на голове, во что ты одет и так далее. Гости проще принимают приглашение, возможно, еще из-за того, что это только формат голоса. Конечно, в YouTube есть формат и видео подкастов, но в большинстве своём подкаст подразумевает только аудиозапись.

Так вот, для того чтобы записать аудиоподкаст, я предполагаю три опции, которые у вас могут быть по оборудованию. Это минимальная, средняя и максимальная. Сейчас про них про всех и поговорим.

  • Самая минимальная опция, которая может быть — это телефон. В вашем телефоне есть запись звука, рекордер какой-то. Не важно, это Android или Apple, во всех телефонах есть запись звука. Я предполагаю, что и во всех ноутбуках есть запись звука, потому что там есть встроенный микрофон. Им можно пользоваться, но нужно сразу учесть, что это не даст вам какого-то хорошего качества. Хотя если взять телефон, накрыться каким-то одеялом и в очень тихой комнате записать себя одного, то в целом, наверное, можно получить нормальное качество звука. Что касается ноутбука, запись через зум — это провал в большинстве случаев.
  • Средняя опция, которая требует небольших затрат, то есть какое-то дополнительное оборудование к вашему телефону — это телефон + петличный микрофон. Есть специальные петличные микрофоны, которые подключаются по Lightning в iPhone, то есть они подсоединяются в тот порт, через который вы заряжаете свой телефон. Также на многих Android до сих пор есть выход 3,5 джек, куда вы можете подключить просто обычный петличный микрофон. Эта опция сильно улучшит качества вашего звука. Многие подкастеры в России и, я думаю, в мире пишутся именно с таким набором техники, и это абсолютно не лишает их шансов попадать в топ подкастов, не лишает их аудитории. Напротив, они постоянно делают какие-то интересные штуки, наращивают свою базу, и в общем-то все у них хорошо.
  • Ещё к среднему набору для записи я мог был отнести рекордер, такой как Zoom H1. Его, наверное, можно отнести к самому дешевому сегменту: он стоит порядка 100 долларов. У него есть стерео микрофон, и в целом он уже сильно лучше будет писать звук, чем ваш телефон. Также в него можно подключить петличку, и это тоже будет сильно лучше, чем запись петличка + телефон. Есть ещё такая вещь, которая называется «кошка». Она надевается сверху на стерео микрофон рекордера, чтобы, когда вы будете записывать, он не ловил ваши плевки в микрофон (я это очень люблю делать в своих подкастах). В общем, она будет хорошо сглаживать звук и помогать вам записывать свои подкасты.
  • Ну и максимальная опция, которая может быть, — это уже профессиональный микрофон, профессиональный рекордер порядка Zoom H6 или выше. Это может быть подкастерский пульт Rode Caster Pro. Также возможно пользование профессиональными студиями звукозаписи, студиями записи подкаста. В Москве такие есть, одна из них — наша. Мы недавно её открыли, и вы можете воспользоваться ей. Пишите в личку, и я вам покажу, как она выглядит, сколько стоит запись и так далее.
  • Для людей из регионов: вы всегда можете воспользоваться студией каких-то рэперов или просто студией звукозаписи, прийти туда и записать подкаст. Потому что такая запись сильно повысит уровень вашего подкаста. На студии, наверняка, есть какая-то звукоизоляция, профессиональные микрофоны. И я думаю, что это стоит не очень дорого, но качество записи будет наилучшим.

Кроме того, как в любом продакшене, в подкасте есть постпродакшн. Что для этого нужно? Вы либо должны изучить программу Adobe Audition или подобные: в ней вы должны как-то отредактировать свой звук, вставить начальную заставку, которая называется джингл (это может быть какое-то интро, которое записано у вас на все выпуски подкаста, это могут быть перебивки, это могут быть ваши комментарии автора). Также вы можете вырезать что-то лишнее, что вы сказали во время подкаста.

Либо же вы должны найти какого-то звукорежиссера, который обработает вам этот звук, сделает громкость общую на одном уровне, почистит шумы и так далее. Тут уже вы выбираете сами. Либо вы изучаете программу для постпродакшна звука, либо вы прибегаете к помощи профессионала.

Лайфхак: до подкаст платформ ещё не добрались авторские права, поэтому вы можете использовать любую музыку, какие-то вырезки из видео, эпизодов и так далее, и в общем-то вам ничего пока за это не будет. Но потом, когда грозный Apple или кто-нибудь придёт, конечно, начнут банить. Так что пока это все работает, вы можете вставлять популярную музыку в свои подкасты, ссылаться на неё, в общем так делают крупные подкастеры типа Kuji. Они в эпизоде сидят и слушают альбом какой-то группы и обсуждают его. Вот вам просто к сведению.

Публикация

У нас на руках теперь есть готовый звуковой файл, звуковая дорожка, которую нужно опубликовать в интернете. И это следующий этап.

Сейчас я попробую по-простому объяснить, как устроен мир подкастинга на примере YouTube. Вы сейчас смотрите это видео на ютюбе или на других платформах. Но мы используем плеер YouTube, потому что YouTube является видеохостингом. Изначально YouTube задумывался как видеохостинг. Это значит, что видео, которое я загрузил на YouTube, хранится на сервере YouTube.

В подкастинге хостинг и то место, где публикуется контент — зачастую две разные вещи. Популярные подкаст платформы типа Apple music, Яндекс.Музыка, Spotify — они не хранят у себя файл подкаста. Значит, для того, чтобы опубликовать свой файл, вам нужно использовать какой-то хостинг. Зачастую пользователи обращаются к Soundcloud и Anchor. Мы лично в своих проектах пользуемся Anchor, потому что это площадка, которая позволяет загрузить туда свой файл и сразу в автоматическом режиме опубликовать на восьми, кажется, платформах. Конечно, некоторые платформы нужно в ручном режиме настраивать — такие как Apple и Яндекс.Музыка, но в принципе на все остальные популярные платформы ваш подкаст сразу же попадает.

Конечно, в России тоже сейчас стали появляться сервисы для русскоязычных подкастеров, например, mave.digital, но мы по привычке пользуемся Anchor. Если вы хотите, чтобы я снял отдельное видео про то, как опубликовать свой подкаст на Яндекс.Музыке (потому что там есть свои нюансы), как это сделать на Apple, напишите это в комментариях, я с радостью сниму, покажу, как я это делаю.

Готовь Anchor заранее

После того, как вы загрузили видео в Anchor, оно не сразу появляется на подкаст платформах. Примерно неделя нужна, чтобы оно везде появилось. Планируйте это, когда загружаете свой первый файл подкаста. Если вы хотите запланировать выход вашего подкаста 15-го февраля, то я рекомендую, например, выложить заранее тизер вашего подкаста, тизер сезона или какую-нибудь минутную информацию про ваш подкаст, чтобы она постепенно загрузилась, везде создались правильные ссылки, Anchor со всеми платформами подружился, и тогда 15-го февраля вы конкретно нажмёте на кнопочку «опубликовать», и буквально в течение часа ваш подкаст будет на всех платформах. То есть подготовьте ваш Anchor заранее.

Вот и все, наш подкаст на всех платформах. Поздравляю вас с выходом вашего первого подкаста!

Итог

Мне очень нравится формат подкастов за то, насколько он удобен. Многие говорят «я не воспринимаю информацию на слух» и подобные вещи. Я был точно таким же человеком, как и вы. Но в какой-то момент я стал слушать аудиокниги на прогулке, за рулем. То есть за рулем, если ты смотришь в телефон, смотришь видео на YouTube, ты создаешь аварийно-опасную ситуацию. Поэтому ты можешь слушать видео на YouTube, но тогда ты пропускаешь какие-то титры, всплывашки, ещё что-то, и тебе все равно приходится постоянно отвлекаться от вождения в телефон, что не безопасно. Поэтому я перешёл в формат подкастов. Подкаст подразумевает под собой именно аудио. И вот два места, где я постоянно слушаю подкасты: это машина и прогулка с собакой. Так как прогулка с собакой обычно происходит два раза в день, и она достаточно длительная, подкастов я слушаю много.

Также хочу в плюсы подкастинга и производства подкастов занести относительную дешевизну производства подкастов. С помощью телефона и петлички вы реально сможете сделать подкаст на хорошем уровне — а это затраты в районе 1000 рублей. Чтобы снять хорошее видео, вам и ста тысяч рублей не хватит, потому что вам нужна хорошая камера, хороший свет, микрофон. Его тоже можно снимать на телефон, но качество будет так себе. А в подкасты можно зайти на минимальном бюджете.

И ещё один из важнейших плюсов подкастинга заключается в том, что интерес к этой нише сильно растёт. В 2020 году невероятно выросло количество слушателей подкаста. Их все еще мало по сравнению с тем, сколько людей смотрят YouTube и вообще видео, но в плюс подкастам я вам скажу, что реально многие слушают видео, а не смотрят их. То есть вы включаете видео фоном, готовите себе покушать, ставите в дороге (как я уже ранее говорил, я сам в дороге часто слушаю видео), и в общем-то это тоже относится скорее к аудио жанру, а не к видео. Поэтому подкаст платформы развиваются.

Яндекс.Музыка активно промотирует подкасты в своих продуктах, типа Яндекс.Колонки. То есть можно послушать дома и сказать: «Алиса, включи мне подкаст». И во всех iPhone есть подкаст приложение. В общем эта индустрия очень сильно растёт, и интерес к ней есть. Бренды приходят, дают денег и интегрируются к подкастерам. Причём не только к топовым. Приведу свой пример: ко мне в Лухари Виллаж пришёл рекламодатель, и мы продали спонсорство всего второго сезона, имея небольшие просмотры и прослушивания.

Тема новая, интересная, прикольная. Пожалуйста, оставляйте комментарии к этой статье. Возможно, у вас возникли какие-то вопросы. Подписывайтесь на мой канал. Многие видео на нем посвящены тому, как делать контент на YouTube. В общем, подписывайтесь, оставайтесь на связи и пока, до новых встреч!

33
Начать дискуссию