Журналистика «не под копирку» в COVID-ной реальности

Журналистика «не под копирку» в COVID-ной реальности

Коронакризис поставил крест на многих сферах деятельности. Тяжело актёрам. Фитнес-тренерам тоже трудновато. Попробуй вести занятия или снимать кино – в четырёх стенах или в онлайне. Непросто спортсменам. На грани выживания туроператоры. Вынужденный простой по вполне понятным причинам у представительниц древнейшей профессии. А у журналистов?

Печатные СМИ всю весну терпели бедствие. Газеты и журналы не были включены в правительственный реестр необходимой для выживания граждан продукции. Поэтому между словами «схожу за газеткой» и «схожу в разведку» (с риском не вернуться домой) можно было ставить знак равенства. Интернет-сайтам повезло больше. Логично. Что ещё делать, если не ковыряться в интернете, когда сидишь взаперти и не можешь выйти?

Онлайн-медиа, вроде нашего, в период тотальной самоизоляции убедились в справедливости поговорки «Нет худа, без добра». Запретили выходить на улицу? Что ж. Есть два варианта. Первый – провокационный. Брать камеру в руки и шагать навстречу своей судьбе. Отстаивать своё конституционное право на свободу перемещения, предусмотренное статьёй 27 Конституции России. Множество блогеров так и сделали. И были оформлены по 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ.

Наше издание решило судьбу не искушать, под угрозу заражения COVID-19 здоровье сотрудников не ставить. Закрыв офис на ключ, поблагодарив гостеприимных арендодателей, мы разбрелись по домам и начали вещание из собственных кабинетов, кухонь и спален. Оказалось, что без совещаний, без толкотни в метро, без выяснения отношений с полицейскими и доказывания, что журналисты имеют право совать свой нос везде даже в период коронакризиса, прожить, всё же, можно.

Высвобождается огромное количество времени. Его можно провести с пользой. Писать статьи, аналитические материалы, брать интервью (это можно делать в онлайне, что уже успело стать модным) и поднимать просмотры. Парадоксально, но любая эпоха, в том числе, эра Covid-19, помимо ошеломляющих минусов, известных всем, имеет скромные плюсы.

Нынче модно не торчать в душном офисе, не наживать «царскую болезнь», сидя в кресле, не слушать на многочасовых совещаниях начальников среднего звена, как оказалось, приглашённых в редакции изданий именно для проведения этих совещаний, а не с целью достижения новых результатов.

Высвобожденное время уходит на труд, и, конечно же, на отдых, что делает работу качественнее, а людей добрее. COVID-19 можно легко переводить в цифры. Можно подсчитать, сколько сэкономлено на завтраках в местных забегаловках с их заоблачными ценами, метро или такси, если ты трудишься, не выходя из дома.

А как быть тем, кто только стремиться попасть в журналистику? Во-первых, забыть про слово «журналистика». Сегодня это, увы, архаизм. Статус средства массовой информации можно получить, имея свою страницу в сети или YouTube-канал, а вместе с этим статусом прилетит и объём прав, обязанностей, а также эшелон ответственности.

Однако главный вопрос: о чём писать?

Ошибочно мнение, что в современной журналистике выживает только тот, кто оказался на месте события первым, успел написать (или отснять, смонтировать) и затем опубликовать материл в течение 20-30-ти минут.

Рерайт-журналистика может оказаться хорошим подспорьем для людей, которые потеряли работу. Вторичный материал с хорошей аналитикой, весомыми выводами, экспертным мнением бывает посильнее первичного. А написанная красиво, дерзко и смело статья может быть прекрасно монетизирована. Иногда 6-ю годами лишения свободы, административной ответственностью и штрафами. Но бывает и средствами.

Как писать? Чью сторону принимать? Заходя на сайты оппозиционных и «правильных» изданий, в YouTube- и Telegram-каналы либеральных и провластных корифеев журналистики, мы примерно знаем, с какими именно взглядами на окружающую реальность нам придётся столкнуться, читая или просматривая их очередной продукт.

Живая легенда СМИ имеет колоссальные обязательства перед своей аудиторией. Он или она в огромной степени предсказуемы. А эффектного «разворота» позиции на 360° от них ждать точно не стоит. А СМИ «среднего звена» или дебютант-блогер? Такие «борзописцы» имеют перед аудиторией куда меньше обязательств. И потому обладают значительным запасом личной творческой свободы. Они никому ничего не должны.

За 7 лет своего существования мы меняли ориентиры минимум четырежды. Что ж. Поиск своего пути никто не отменял, как никогда не отменялась и попытка переосмыслить редакционную политику. К чему мы пришли?

На излёте 80-х и в 90-е бытовало такое понятие, являвшееся частью перестроечной государственной политики — «плюрализм» (то есть, разность) мнений. За диаметрально противоположные точки зрения, изложенные на страницах одного издания или звучащие с экрана одного телевизионного канала, никто не предавал анафеме и порчу не насылал.

Современные зрители и читатели, появившиеся на свет после 1991 года, будут безмерно удивлены, но факт есть факт: смелая и дерзкая статья в те времена не была поводом для возбуждения уголовного дела. За острый материал журналиста могли предательски застрелить, взорвать или отравить, списав всё на уличную преступность, но никак не оштрафовать и не посадить.

Частичку этих времён можно попробовать вернуть в «журналистику не под копирку», пытаясь рассмотреть находящийся в поле зрения вопрос с разных точек зрения, а не с одной лишь либеральной или кремлёвской колокольни. Так делаем мы. И верим в то, что это правильно.

Чем более резким и однозначным является мнение, излагаемое на страницах интернет-издания, тем меньше интеллектуальной работы возлагается на читателя или зрителя.

Что произойдёт, если не приглашать читателя к размышлению, к сотрудничеству с автором материала в поиске ответа на вопрос, который находится в фокусе зрения.

Ответ кроется в дебрях интернета, в колонках «комментарии». Разжёванное до рвоты и навязанное читателю мнение отупляет. Не это ли причина превалирующей в комментариях обсценной лексики, свидетельствующей о некотором оглуплении масс, находящихся под воздействием диаметрально противоположных, радикальных и агрессивно навязываемых позиций? А ведь именно такая «журналистика» доминирует в информационном поле.

И, напротив, каналы информации, где происходит попытка всесторонне и непредвзято рассмотреть проблему, набирают обороты очень быстро. Это говорит о том, что спрос на истину никуда не ушёл. Почему? Всё просто. Сказано когда-то: «И познаете истину, и сделает она вас свободными».

Быть разным, быть непредсказуемым, быть интересным и свежим. А ещё стараться говорить людям правду, дарить им истину, пусть и без красиво обёртки, вот формула успеха для хорошего старта и успешного продолжения работы в абсолютно любой реальности.

В том числе, в реальности COVID-19.

Начать дискуссию