«Знай я об этом девять лет назад, уже давно работал бы на другом уровне»: Махмуд Абдуллаев о тренинге «СЭБ»

Lazzat — ресторан в Южной Корее, городе Сеуле. Там работает 5 человек во главе со владельцем — Махмудом Абдуллаевым. В декабре 2021 Махмуд пришёл на тренинг СЭБ, чтобы понять, как усилить свой бизнес. В интервью Юлии Дубровиной, консультанту Visotsky Consulting, предприниматель рассказал о результатах прохождения.

Высоцкий Консалтинг СЭБ отзывы
Высоцкий Консалтинг СЭБ отзывы

Махмуд, почему вы открыли ресторан именно в Южной Корее?

Я нахожусь здесь с 2009 года. До этого жил в Узбекистане, владел там большим бизнесом по продаже автозапчастей. Приехал в Южную Корею, когда друг сказал, что тут более качественные запчасти и при этом цены на них ниже.

Всем, кто хочет заниматься бизнесом здесь, нужно получить инвестиционную визу. Я сделал это легко, начал закупать запчасти и пересылать в Узбекистан. В 2013 году я переехал сюда полностью, потому что в этой стране намного больше возможностей для бизнеса. Что меня тут удивило — во всём Сеуле не существовало ни одного узбекского ресторана. Помимо этого, стало меньше работы с запчастями — мои партнёры перешли на китайские рынки. И я решил заняться ресторанным бизнесом, хотя это было для меня чем-то новым и непонятным.

Моя жена как раз была поваром в Узбекистане и забрал её в Корею, чтобы она помогала мне с бизнесом. Также перевезли сюда детей, чтобы они получили достойное образование. Так и появился в 2013 году ресторан Lazzat.

Расскажите, как вы запустили ресторан?

Когда открывал бизнес, я вообще не понимал, как работать в этой сфере. В первую очередь надо было понять, что я хочу создать: ресторан, столовую или кафе. Когда остановился на ресторане, то стал изучать детальнее специфику работы: составление меню, оформление помещения, приборы.

Моя жена — очень хороший повар, поэтому блюда у нас всегда были на высшем уровне. Но возникла сложность с названием: мой выбор сразу пал на Lazzat (на узбекском «Смак»), но друзья отговорили. Сказали, что люди не поймут, ведь это первый узбекский ресторан в Сеуле. Я решил назвать попроще — Bon Appetit, но клиенты ничего не поняли. Их привлекало французское название, а потом они видели, что еда узбекская и это не оправдывало их ожиданий — мы теряли людей. Так продолжалось почти полгода, клиенты у нас были только за счёт «сарафанного радио» и мы по уши застряли в долгах: надо было отдать 15 000$ за аренду и коммуналку.

Тогда мы обратились в компанию, которая помогает привлекать клиентов за комиссионные. Они выдвинули условие: понизить цены, чтобы заманивать людей скидками. Я был категорически против: денег и так не было, куда ещё урезать стоимость? Но мы пришли к компромиссу, и они согласились дать рекламу. С неё пришло много клиентов и мы стали популярнее.

В 2015 о нас сняли передачу и к нам пришло столько людей, что ресурсов не хватало всех обслужить. Мы не могли обслужить всех. Я знал, что люди не винят нас за это, ведь видят, что мы работаем только вдвоём. Но всё равно понимал, что мы их теряем.

До программы «Система эффективного бизнеса» я не понимал, как работать с подчинёнными, добиваться согласия, делегировать задачи. Я руководствовался принципов «лучше сам всё сделаю». Александр Высоцкий говорил о таком на тренинге.

Как ваш бизнес развивался дальше?

Мы стали очень популярны после выхода передачи с нашим участием. Нас звали на другие съёмки и разные фестивали. Мы принимали участие в этом, чтобы продвигать свой бизнес. Клиенты говорили, что 80% информации в интернете по запросу «узбекский ресторан» именно о моём заведении. В 2015 мы всё-таки переименовались в Lazzat, как и хотели.

Но у меня всё ещё были проблемы с управлением. Я также мало знал о ресторанном бизнесе. Не умел планировать: бывало такое, что продукты заканчивались прямо в разгар рабочего дня и нужно было бежать за ними срочно. Не было оргсхемы и системы найма.

Как после прохождения «СЭБ» изменился ваш бизнес?

Я научился постановке задач. До «СЭБ» мои подчинённые не всегда понимали, чего я от них хочу. Но сейчас мы сразу на стадии найма обсуждаем, какой результат я жду от их работы. А потом кандидаты выходят на испытательный срок.

Раньше я всегда болезненно реагировал, если человек отказывался у меня работать. А сейчас воспринимаю нормально, если сотрудники говорят, например, что им сложно долго добираться до работы, поэтому они поищут место ближе к дому.

Мы управляем бизнесом вместе с женой и до «СЭБ» постоянно ставили задачи друг другу. Но когда я понял как работает оргструктура, то стало очевидно, что нельзя допускать перекрёстного подчинения, жена не может мной руководить.

Также понял, что нельзя доделывать работу за сотрудниками. Так они приучатся перекладывать всю ответственность на вас, но при этом продолжат получать деньги. Теперь я перестал заниматься рутиной и вопросы типа «какие помидоры лучше купить» — больше не моя забота. У нас с подчинёнными письменная коммуникация и сейчас на этапе внедрения у нас электронный учёт продуктов.

Какие ещё инструменты хотите внедрить?

Мне не хватает сотрудников, поэтому нужно выстраивать систему найма. «СЭБ» открыл мне глаза на то, что сотрудников нужно набирать с запасом, чтобы бизнес быстрее рос.

Ещё хочу внедрить автоматизацию. Например, установить на каждом столе по планшету, чтобы клиенты смотрели на них информацию о блюдах и делали заказы.

Сейчас получаю много предложений по запуску франшизы и открытию филиалов в разных городах, но не готов к этому, пока полностью не налажу работу своего главного ресторана.

После прохождения «СЭБ» вы как-то изменили свои взгляды на ведение бизнеса и построение команды?

Продавать автозапчасти было намного легче: звонишь, заказываешь, отправляешь клиенту, получаешь комиссионные. А ресторан я изначально открывал, чтобы получить возможность остаться в Южной Корее подольше и перевезти сюда семью. Но потом я по-настоящему полюбил это дело. Я много где обучался, проходил разные курсы, но только после «СЭБ» задумался о расширении.

Моя мечта — стать эффективным руководителем. По факту, мне не нужна большая команда, даже если я буду работать один, то смогу платить за аренду, покрывать расходы на налоги и даже на зарплату самому себе останется. Но так я не смогу расширять бизнес и обслуживать много клиентов.

У меня изменилось отношение к деньгам. Раньше я считал, что мне нужен минимум средств: на еду, одежду и жильё. Но сейчас я осознал, что если буду много зарабатывать, то смогу быть спонсором общественных проектов и заниматься благотворительностью.

Какие векторы развития компании вы наметили для себя сейчас?

Я хочу превратить свой бизнес во франшизу. Так как у меня именно узбекская кухня, первое время было сложно найти продукты для наших традиционных блюд в Южной Корее. Но мне помог мужичина из Саудовской Аравии и теперь он хочет, чтобы мы открылись в этой стране. Также есть запрос на создание такого ресторана в Японии. Если я смогу это сделать, то мне будет намного проще в дальнейшем.

Какой совет вы дадите предпринимателям, которые хотят развивать свои компании?

Перед тем, как открыть компанию, вы должны усвоить базовые знания о ведении бизнеса. А для этого посещайте такие тренинги, как «СЭБ». Если бы я получил эти знания ещё 9 лет назад, то сейчас мой бизнес был бы на уровень выше. Первое, с чего нужно начать построение бизнеса — построить организующую структуру и определиться, кто какие функции в компании выполняет.

Спасибо больше Александру Высоцкому и команде Visotsky Consulting за работу. Я всем друзьям отправляю полезную информацию, которую узнал у вас и они мне благодарны.

— Александр Высоцкий

88 показов
7474 открытия
Начать дискуссию