01.01.2025 г. закончится срок установления седьмой подзоны приаэродромной территории

Всем привет! С вами Андрей Трубицын, один из создателей сервиса автоматического анализа и оценки земельных участков «Земеля».

Как известно, в 2021 году было существенное изменение санитарного законодательства, в частности вступил в силу «СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", а также изменения коснулись ст. 47 Воздушного кодекса РФ:

- Подпункт 7 изменен с 1 июля 2021 г. (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 191-ФЗ) который определил, что

«седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.»

- Добавлен пункт 3.2, который указывает на необходимость

«3.2. Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.».

- Добавлен пункт 5.4

«5.4. Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека (в случае, предусмотренном пунктом 3.2 настоящей статьи) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.».

В настоящий момент указанная Методика утверждена Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 декабря 2022 г. N 664 "Об утверждении Методики установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека".

При этом, настоящая методика согласно общего положения может применятся исключительно для аэродромов гражданской авиации. Методики для аэродромов эксперементальной и государственной авиации отсутствуют.

Таким образом, с 2021 г. изменился подход к установлению 7-й подзоны приаэродромной территории, пропала необходимость учета химических факторов и ЭМИ излучения от средств РТОП и АС, появилась обязанность оператора аэродрома по разработке проекта 7-й подзоны с учетом выделения секторов предусматривающих возможность размещения некоторых объектов с учетом реализации шумозащитных мероприятий, проведения оценки риска. Расчеты должны осуществляться согласно Методики установления седьмой подзоны приаэродромной территории (которая регламентирует порядок сбора данных, расчета, порядок измерений).

С 2022 г. согласно сведений на портале официального опублкования правовых актов размещено 192 приказа об установлении приаэродромной территории. Часть данных приказов утверждена в составе 1-6 подзон.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 ФЗ от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны":

«8. В случае, если до 1 июля 2021 года седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 1 января 2025 года в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.».

Поскольку новых нормативных актов не опубликовано, как и новых методик и разъяснений, в настоящий момент создается ситуация, при которой ряд аэродромов остается без утвержденной и согласованной в установленном порядке седьмой подзоны.

Начать дискуссию