ЗАКОН ПАРЕТО В БИЗНЕСЕ И В ЖИЗНИ

Закон Парето, также известный как «Правило 80/20», утверждает, что на достижение 80% результата требуется приложить всего лишь 20% усилий. Соответственно, для достижения оставшихся 20% результата (до 100%) потребуется затратить 80% ресурсов.

Некоторые примеры правила Парето:

  • 80% дохода фирма получает от 20% клиентов.
  • 80% преступлений совершают 20% преступников.
  • 80% ДТП случаются по вине 20% водителей.
  • 80% урожайности дают 20% наиболее сильных растений.
  • 20% словарного запаса позволяют понимать 80% иностранной речи и т. д.

Сразу уточним, что Закон Парето на самом деле вовсе не закон, а эмпирическое правило, т. е. закономерность, полученная путем практических наблюдений. Цифры 80 и 20 достаточно условны, в разных ситуациях соотношение может быть и 40/60, и 5/95. Неизменным остается главный принцип — большая часть результата достигается меньшей частью усилий.

ИСТОРИЯ ЗАКОНА ПАРЕТО

Как это часто происходит с гениальными идеями, Вильфредо Парето вовсе не собирался изобретать никакого закона. Он просто обратил внимание на интересную закономерность.

Будучи экономистом и социологом, Парето изучал распределение богатства среди населения Италии. Оказалось, что 80% финансов сосредоточены в руках 20% наиболее богатых бизнесменов. Такое же распределение было свойственно и для других стран, причем с самым разным уровнем развития, экономики и природных ресурсов.

За прошедшие 100 с лишним лет пропорция изменилась, и сейчас 5% людей владеют 95% мировых ресурсов. При этом стоит отметить, что уровень благосостояния — в абсолютном измерении — существенно вырос у всех, в т.ч. и у бедных слоев населения.

Дальнейшее изучение показало, что принцип Парето соблюдается не только для финансов, но и для других сфер человеческой жизни, и даже для многих природных процессов.

Парето не придал особого значения своему открытию, и долгое время оно оставалось неизвестным широкой публике. Лишь спустя 60 лет экономист Джозеф Джуран обнаружил наблюдения Парето в старых научных изданиях, оценил их важность и решил назвать правило по имени первооткрывателя.

ПРИМЕР И АНТИ-ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКОНА ПАРЕТО

Возьмем обычный магазин.

Для него справедливые следующие утверждения:

  • 80% дохода приносит 20% ассортимента товаров. Т. е. наиболее ходовые продукты (хлебобулочные изделия, молочка, овощи, фрукты, мясо).
  • 80% дохода приходится на 20% постоянных покупателей, которые проживают рядом с магазином.
  • Значительную часть торговой площади, склада и мест в холодильниках занимают товары, на которые приходится незначительная часть продаж. Другими словами, малоприбыльные товары «тянут» на себя приличную долю расходов на аренду, электричество и т. д.

Значит ли это, что можно отказаться от «неэффективных» 20% ассортимента для оптимизации процессов? Категорически нет. «Невыгодные» товары выполняют следующие функции:

  • Возможность выбора. Люди предпочитают покупать там, где есть широкий ассортимент продуктов.
  • Уверенность, что нужный товар всегда есть в продаже. Допустим, человек покупает какой-то продукт всего лишь раз в месяц. Если он не уверен в наличии товара, то в этот день пойдет не в привычный магазин, а к конкурентам. Раз, другой, а потом постепенно и вовсе станет постоянным покупателем новой торговой точки — ведь это удобнее, не нужно гадать о наличии, менять планы и маршруты.

Тем не менее, есть масса ситуаций, когда знание принципа Парето позволяет экономить усилия и финансы. О них мы расскажем ниже.

ЗАКОН ПАРЕТО В БИЗНЕСЕ И В ЖИЗНИ

КАКИЕ ЕСТЬ ПРИМЕРЫ И АНТИ-ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКОНА ПАРЕТО?
Читайте в нашем блоге:

Начать дискуссию