Как выбирать экспертов для запуска онлайн-курсов?

Пошаговая инструкция для начинающего продюсера.

Анна Чащина, директор по маркетингу онлайн-школы EdMarket, делится советами, как выбирать экспертов для запуска онлайн-курсов.

Здравствуйте. Меня зовут Анна, и я продюсер с опытом запуска онлайн-школ с нуля. В статье я хочу поделится алгоритмом моих действий по поиску эксперта для онлайн-курса.

Вначале расскажу о том, кто такой продюсер. Это человек, который вместе с экспертом как носителем знаний запускает онлайн-курс. Продюсер становится партнером эксперта или даже нанимает эксперта в штат для разработки курса и проведения уроков.

Предположим, что есть хороший эксперт в своей теме (например, знает, как в 40 лет выглядеть на 25, и готов этому учить), но он не разбирается в маркетинге, продажах, финансах и других важных вещах, без которых бизнес-проект не получится.

За него эти задачи может выполнить продюсер, который при запуске курса придумает идею, изучит целевую аудиторию и ее запрос, выстроит маркетинговую воронку, займется стратегическим и финансовым планированием, наймет команду

(например, фрилансеров на часть задач).

Как выбирать экспертов для запуска онлайн-курсов?

Шаг 1. Глобальный поиск

На одном из проектов, где я работала, нужно было найти экспертов по «женским» направлениям: антистарение, женская психология, косметология, женское здоровье. Что я делала, чтобы найти экспертов:

  • Собирала список ключевых слов для поиска экспертов
  • Составляла требования к профилю эксперта
  • Писала шаблон первого сообщения, а далее
  • В Youtube и Instagram вводила в поиск ключевые слова «психолог», «косметолог», «antiage», «антиэйдж», «женское здоровье»
  • находила профили экспертов, которые пишут на эти темы.

Далее я внимательно изучала профили. Что мне важно было увидеть:

  • Хотя бы 1,5-3 тыс. подписчиков в аккаунте (в идеале — не меньше 10 тысяч).
  • Наличие контента на профтематику. Потому что в шапке можно написать «психолог», а контент будет «про жизнь».
  • Активность читателей в профиле. Лайки, комментарии под постами. Комментарии даже важнее, особенно содержательные комментарии. Лайкать могут, например, фото милого кота автора, а вот, почитав комментарии, вы увидите, насколько аудитория лояльна к эксперту, насколько интересуется его мнением, обращается ли к нему за советами.
  • Активность самого эксперта. Хорошо, если он делает посты или прямые эфиры не меньше 2-3 раз в неделю, а сториз — каждый день. Лучше больше:)
  • Грамотность. Если вы, конечно, не готовы вычитывать каждую публикацию после эксперта или писать посты за него.
  • Качество контента. Важно, о чем пишет эксперт, насколько его подход вам близок.
  • Отсутствие политических и бульварных тем. Лучше, если в профиле эксперт никак не высказывается на тему политики и другие «горячие» темы.

Важная вещь, которая остается за рамками формального списка: это должен быть «ваш» эксперт. Ощущается примерно так: вы заходите в профиль, и вам интересно читать посты. В записях эфиров вы видите приятное лицо человека, который умеет работать на камеру и говорит небанальные вещи. «У такого эксперта и я бы с удовольствием учился (лась)», — говорите вы себе.

После отбора можно переходить к следующему этапу и писать эксперту.

Шаг 2. Первое знакомство

Вы пишете эксперту личное сообщение примерно с таким текстом:

«Здравствуйте, меня зовут Анна. Я продюсер и сейчас ищу эксперта, чтобы вместе запустить онлайн-курс по английскому языку для детей (или любой другой теме). Если вам это интересно, предлагаю созвониться и обсудить детали».

Шаг 3. Первая встреча

Итак, предположим, что эксперт откликнулся и воодушевлен. Вы договариваетесь о первом звонке или онлайн-встрече. Во время этой встречи не забудьте прояснить следующие моменты:

  • Есть ли у эксперта опыт преподавания?

Подойдет любой опыт от 1 года: ведение тренингов, вебинаров, уроков в школе и пар в вузе, даже работа вожатым в летнем лагере. Важно, чтобы эксперт умел взаимодействовать с аудиторией.

  • Есть ли доказательства профессионального владения темой?

Образование, дипломы по теме, участие в профессиональном сообществе, публикации в уважаемых СМИ, членство в ассоциациях. Эти сведения вы сможете поместить на лендинг в рубрике «Об эксперте».

  • Есть ли у эксперта свободное время на работу над онлайн-курсом?

Разработка курса потребует как минимум 4-5 часов ежедневно. Убедитесь, что эксперт это понимает и готов инвестировать свое время в результат.

  • Какие задачи будет выполнять эксперт на проекте?

Чем точнее вы это обговорите, тем лучше. Будет здорово, если вы составите понедельный план развития проекта и задачи, которые будет брать на себя каждый из вас.

  • На каких условиях вы сотрудничаете?

Договаривайтесь «на берегу» о том, как вы будете делить прибыль и расходы. Возможные варианты:

  • фикс за работу эксперта. Например, вы можете договориться, что эксперт получает фиксированную сумму независимо от продаж. Например, вы обязуетесь выплатить ему 100 тыс. руб. за запись 20 уроков по 15-20 минут. Эксперт создает программу (с вашей помощью), записывает уроки, а вы становитесь правообладателем созданной им интеллектуальной собственности. Также вы берете на себя расходы на рекламу, «упаковку» и продвижение курса. Далее вы проводите этот курс, получая доходы.
  • фикс + проценты. Этот вариант похож на первый, только тут вы, например, можете договориться об оплате за каждый проведенный экспертом вебинар (около 5 тыс. руб.) и проценты, которые спикер получает с каждой продажи на вебинаре. Такие условия могут стать дополнительной мотивацией для эксперта качественно вести вебинары.
  • 50/50. В этом случае продюсер и эксперт делят пополам и прибыль, и расходы на создание и продвижение курса, а также выполняют задачи по развитию курса, то есть выступают полноправными партнерами.
  • 10-20% от выручки школы. В этом случае эксперт не вкладывается в найм команды или в маркетинг, но он берет на себя создание контента, сопровождение учеников, ведение соц.сетей и проведение вебинаров. Его доход зависит от результатов школы.

Важно: любые договоренности прописывайте в договоре. Очень важно на старте обсудить объем работ, условия сотрудничества и кому принадлежит контент курса.

На что еще важно обратить внимание на первой встрече?

  • пришел ли эксперт вовремя?
  • насколько он заинтересован? Не работайте с экспертами, которые темой “не горят”. Почти наверняка они начнут пропускать дедлайны, переносить договоренности, а затем и вовсе растворятся в тумане.
  • какие вопросы задает эксперт во время встречи? Он хочет создать качественное обучение или интересуется только, когда получит деньги?

Шаг 4. Тестовый запуск

Предположим, что вы с экспертом обо всем договорились. Что делать дальше? Прежде чем ввязываться в такую долгую историю, как создание онлайн-курса, лучше протестировать эксперта и идею проекта. То есть провести тестовый запуск.

Как это сделать? Вы предлагаете эксперту проверить, насколько его аудитория готова покупать:

  • договариваетесь, что он делает пост или видеообращение примерно с таким текстом «Здравствуйте. Многие в комментариях просят меня сделать курс о том, как в домашних условиях делать натуральные маски для лица. И я подумала, что это отличная идея. Сейчас я занимаюсь разработкой 30-дневного курса по этой теме. Хотите узнать первыми о дате старта и получить специальное предложение? Оставьте контакты по ссылке ниже»
  • второй вариант - продавать короткий мастер-класс, вебинар или мини-курс за живые деньги на теплую аудиторию эксперта. Смотреть на отклик, конечно, проводить обучение для оплативших.

Вы собираете заявки и смотрите, сколько их. Вы должны получить не меньше 50 заявок на будущий курс. Больше — лучше. Так вы убедитесь, что тема интересна аудитории и они готовы платить за такое обучение.

А дальше вы разрабатываете курс, запускаете его и сотрудничаете с экспертом долго и счастливо:)

Что может пойти не так?

  • контент, но он пропал с горизонта и на ваши сообщения не реагирует.

Решение: подписать договор ДО начала работы и в нем предусмотреть ответственность эксперта за срыв сроков. Неплохой вариант — подписать временный договор на месяц и провести аналог испытательного срока.

Уже начали работу без договора и теперь в панике обрываете телефон эксперта с нулевым результатом? Отказываетесь от сотрудничества и делаете себе зарубку, чтобы в следующий раз не наступать на те же грабли.

  • Вы готовите к запуску онлайн-курс, но параллельно эксперт в этом же аккаунте рекламирует другой продукт. Например, собственные индивидуальные консультации.

Решение: договариваетесь «на берегу» о том, что на время вашего сотрудничества эксперт продвигает только один продукт — ваш. Иначе получится так, что вы как продюсер привлекаете потенциальных клиентов на страницу эксперта, а прибыль не получаете, потому что часть аудитории запишется на индивидуальные консультации и от покупки курса откажется. Либо договариваетесь, что все доходы эксперта — и ваши доходы.

Финальный совет

И главное, выбирайте эксперта для сотрудничества так же тщательно, как вы выбираете спутника жизни. Ищите «своего» человека, договаривайтесь обо всех моментах «на берегу», рассчитывайте на тестовый период, чтобы познакомиться друг с другом лучше. И работайте вместе долго и счастливо:)

11
9 комментариев

Расскажите лучше как выбрать специалиста для продвижения этих курсов, задача оказалась еще сложнее, чем создать продукт. По ВК делюсь своим контактом - https://vk.com/truejacko, буду благодарна, если дадите кого-то по инсте

Ответить

Галина, здравствуйте) Выбрать специалиста вам помогут в нашем Центре карьеры, по электронной почте: career@edmarket.ru
Сориентируем вас по всем вопросам и, возможно, сразу сможем организовать собеседование)

Ответить

Могу помочь по инсте) nikanoorova в любой соц сети)

Ответить

На оборот сложнее найти эксперта для продюсера

Ответить

Если эксперт выполняет все, что вы описали в шаге первом, возникает вопрос, зачем вы ему нужны?

Ответить

На этих пунктах процесс запуска и развития онлайн-школы не заканчивается) Это масштабная работа эксперта и команды, участники которой будут:
— формировать стратегию развития онлайн-школы,
— контролировать процесс обучения студентов от старта до финала,
— собирать аналитику по продвижению и проведению курса. И на ее основе работать над улучшением и масштабированием курса.
И это лишь часть работы)

Ответить

такой вопрос задают те, кто не разбирается в этой теме

Ответить