Как перестать бояться ошибок и критики

Директор по продукту EdMarket Марина Литвинова поделилась своим опытом и рассказала, как перестать бояться ошибок и критики.

Перемены, неуверенность, ошибки, критика иногда воспринимаются людьми как четыре всадника Апокалипсиса, а на самом деле это просто четыре спутника Lifelong learning. Развиваясь, мы сталкиваемся с переменами, что вызывает неуверенность, что приводит к ошибкам и получению обратной связи, иногда в формате критики.

Все сталкиваются с боязнью изменений, ошибок и критики. Кого-то эти факторы тормозят в развитии, а кого-то доводят до состояния выгорания. Но то, что вы нервничаете в состоянии неопределенности, стараетесь избежать ошибок и сгибаетесь под обстрелом обратной связи, совершенно нормально.

Перемены и неуверенность

Ситуация неопределенности может возникнуть и в обучении, и справиться с ней помогает привычка задавать вопросы и уточнять. Человеческий мозг устроен так, что нешаблонные ситуации и действия заставляют его вырабатывать новые алгоритмы поведения. На это уходит больше энергии, чем на действия по привычной схеме, и мозг сопротивляется.

Простой пример. Компании часто сталкиваются с сопротивлением сотрудников переменам. Сопротивление могут вызвать и новый документооборот, и изменения в дресс-коде или правилах общения с клиентами, и новые требования к учету рабочего времени, и новые принципы корпоративной этики, и новые функциональные обязанности. Грамотные специалисты по обучению понимают, что в случае изменений сначала надо помочь людям принять их, а только потом учить тому, как работать в новых условиях. Иначе можно ожидать бунт или саботаж нововведения.

Ситуация неопределенности возникает и если человек попадает в окружение, где действуют правила, отличные от тех, по которым он жил ранее. Например, на предыдущей работе было принято обращаться на "вы", а на новой - на "ты", и человеку очень непросто переключиться.

В EdMarket мы поощряем студентов задавать вопросы, во время занятий и после них, в учебных чатах, где есть другие ученики. Для вопросов студентов наша команда сопровождения онлайн-курса найдет время. За "глупые" вопросы вас не будут ругать или высмеивать. За каверзные вопросы преподаватели не будут занижать оценку. Честный учитель всегда признается в том, что он знает и чего не знает, если нужно возьмет паузу чтобы ответить на ваш вопрос, а не будет менторским видом прикрывать белые пятна на своей "карте мира". Ученик больше не пассивный слушатель, а активный участник учебного процесса. Чтобы принять эти новые правила, многим нужно время.

Как перестать бояться ошибок и критики

Если вы находитесь в состоянии ученика, который хочет услышать единственно правильную точку зрения, вам может быть сложно учиться. Мир стал шире и многограннее, чем наш опыт школьного обучения, и свою картину мира надо расширять. Вы можете встретить 2-3 экспертов-практиков, каждый из которых, успешно работая в своей сфере, предлагает свой взгляд на один и тот же вопрос. И современному студенту приходится развивать критическое мышление.

Как бороться со страхом перемен и неуверенностью?

Первый шаг к обретению стабильности - это разобраться, какие старые шаблоны и сценарии грозится разрушить перемена. Опознав причины страха, можно двигаться далее.

1) Начните вести дневник

Подумайте, как вы реагируете на перемены, как и в чем проявляется неуверенность, что больше всего вас пугает, были ли раньше подобные реакции и чем все закончилось. Можно проанализировать свое поведение/эмоции/переживания, попробовать вести дневник, где вы будете записывать, что делали и что чувствовали при этом.

Иногда людям больше подходит именно бумажный дневник, в котором нужно писать ручкой.

Купите для дневника красивый блокнот и носите его с собой.

2) Изучайте новое

Часто люди приходят к мысли, что перемены легче пережить, собирая информацию о новом. Таким образом люди адаптируются к новой работе, городу или стране: устраивают себе экскурсии, заводят знакомства, узнают окружающее пространство, и оно перестает быть чужим и пугающим.

Так в онлайн-курсах студенты постепенно "обживаются" в цифровой образовательной среде, учатся пользоваться платформой и чатом, практикуются в загрузке домашек, общаются с одногруппниками. Важно принять сначала сам формат и освоиться, а уже потом приступать к изучению контента.

Неуверенность в своих силах успешно "лечится" обучением, закрытием “белых пятен” на карте знаний, наработкой опыта через взаимодействие с конкретными проектами, практикой.

Ошибки и критика

Харуки Мураками писал: "Ошибки — это знаки препинания, без которых в жизни, как и в тексте, не будет смысла”.

Мы ошибаемся:

  • во время обучения
  • во время первой практики
  • в рабочих ситуациях.

И это нормально.

Бывает, что на наши курсы приходят учиться люди, которые очень боятся совершить ошибку. Например, в домашней работе. А ведь обучение - тот этап, на котором можно смело тренироваться, делая новые и новые попытки, пока не получится.

Если у вас все и всегда получается с первого раза - это очень подозрительно. Скорее всего, в этом случае либо вы выполняете работу слишком долго, либо из последних сил “выжимаете” свой ресурс, чтобы ни в коем случае не дать себе ошибиться. Либо скрываете следы допущенных ошибок и, возможно, ругаете себя за это.

Когда мы допускаем ошибки в процессе обучения (да и не только) и делаем выводы из полученного опыта, мы гораздо лучше понимаем тему или задачу и можем находить новые способы решения. В стартапе, в любой быстро развивающейся компании ценятся люди, которые умеют ошибаться, сопоставляя экономическую составляющую (цена ошибки) и экологическую (влияние ошибки на других людей и среду). Собеседуя кандидатов, рекрутеры сейчас спрашивают не только истории ваших достижений, но и истории факапов (провалов) и просят рассказать, как вы справлялись с провалами.

В EdMarket мы понимаем, что в образовательном бизнесе надо уметь делать наброски и презентации идей "в драфте", двигаться по модели MVP (минимально жизнеспособного продукта), проектировать по методу прогрессивного JPEG ("в любую секунду любой проект готов на 100%, хотя проработанность может быть и на 4%"). Быстрый темп развития рынка EdTech подразумевает, что быстрее бегут те, кто делает больше тестов и совершает больше ошибок. Так нарабатывается опыт. И этому мы учим студентов.

Ошибаться тяжело, а ошибаться в статусе эксперта еще тяжелее. Меня учили делать сразу и хорошо, выполнять задания на пятерки и постоянно работать над собой. У меня, как и у многих, кто хорошо учился в школе, синдром отличницы, который постоянно приходится задвигать на задний план потому, что он ужасно мешает в работе.

Само слово "эксперт", как тяжелая шинель, падает на плечи, вынуждает каждую минуту ощущать груз ответственности за сказанное тобою. И за все ошибки, которые ты в любом случае совершишь.

Как перестать бояться ошибок и критики

Как бороться со страхом ошибки и критики

Расскажу приемы, которыми пользуюсь сама.

  • регулярно и сознательно прихожу в зоны дискомфорта (лучше я сама, чем обстоятельства)

  • просто разрешаю себе совершать ошибки, так как это важная часть опыта ("волков бояться - в лес не ходить")

  • учу себя получать удовольствие от ошибок (радуюсь от того, что полюбила в конце списков не ставить точки/запятые)

  • регулярно просматриваю обратную связь на свои занятия, а также сама прихожу спрашивать обратную связь у коллег

  • стараюсь делать выводы о том, почему та или иная неприятная ситуация или ошибка произошла и что я могу сделать, чтобы она не повторилась (если это надо действительно отработать и отпустить, забрав лишь опыт)

  • принимаю себя такой, какая я есть

  • периодически перепроверяю, а какая я есть)

А еще регулярно напоминаю себе, что пока я переживаю, что обо мне подумает другой человек, он, скорее всего, обеспокоен, что подумаю о нем я или кто-то еще.

Критика - это чаще всего обратная связь, которую нам неправильно дали или которую нам больно воспринимать. Поэтому важно учиться давать конструктивную обратную связь, хотя бы элементарно "по гамбургеру": что понравилось, что можно улучшить, что было особенно классным.

Иногда наши студенты, продюсеры или методисты спрашивают, может ли вести эфиры и занятия эксперт с синдромом самозванца (т.е. он классный, но считает себя посредственным и очень стесняется в эфире). На своем примере могу подтвердить, что выступать можно и с синдромом самозванца. Предварительное обучение публичным выступлениям, курсы, книги, а также обязательная регулярная практика снижает степень дискомфорта от публичных выступлений и эксперт смелее выходит в эфир, а также проще относится к обратной связи.

Как работать со своей реакцией на обратную связь?

Что делать, если любую обратную связь вы воспринимаете как критику? Вот несколько советов:

  • Отделите объективную, конструктивную часть обратной связи (что конкретно порекомендовали, посоветовали, чем были недовольны, что явно указывает на зоны роста) и субъективную (эмоции, оценочные суждения, влияние опыта/принципов/мировоззрения человека, дающего обратную связь)

  • Отрефлексируйте, проанализируйте свое поведение/эмоции/переживания (какая была моя реакция, был ли объективный повод переживать, как можно было бы отреагировать в следующий раз).

Важно анализировать именно свою реакцию, так как на нее вы сможете повлиять в следующий раз. И не пускаться в критику и осуждение другой стороны.

Во время дипломирования (представления финальных работ) студенты EdMarket получают заботливую обратную связь от экспертов. Мы также учим и студентов давать правильную обратную связь, это пригодится при взаимодействии с коллегами, при работе с заказчиком и при постановке задач сотруднику или внешнему исполнителю.

Грамотная обратная связь дает рекомендации, а не критику, подчеркивая сильные стороны и зоны роста.

11
Начать дискуссию