Как я начал заниматься стендапом, посвятил этому 100 часов, получил друзей, тусовку и 10 новых скиллов

Привет, меня зовут Ибрагим, мне 26 лет, живу в Москве. Днем я пишу код и обучаю нейронные сети поддерживать беседу, а вечером хожу на открытые микрофоны и выступаю со стендапом. Когда увидел, что посвятил стендапу 100 часов, я решил написать этот текст.

Для тех, кому лень читать пост до конца, вот TL; DR:

  • Я захотел социального и творческого хобби, поэтому пошел в стендап.
  • Посвятил >100 часов стендапу: походил на курсы, писал шутки, выступал.
  • В итоге получил друзей, знакомства, прокачал очевидные и неочевидные скиллы.
Это фото с моего первого выступления.
Это фото с моего первого выступления.

Итак, я решил структурировать свой опыт и поделиться полученными размышлениями. Тут будет о том, как я учился и пробовал, чувствовал кайф от смеха зрителей и выступал в тишину, и что в итоге мне дал стендап.

Дисклеймер. У меня нет цели стать знаменитым стендапером, который получает за концерт больше 1млн руб или записать свой спешл на нетфликс. Думаю, что развиваясь в it смогу сильнее повысить уровень жизни при одинаково затраченных усилиях. Поэтому стендап для меня — это классное хобби, которое приносит удовольствие. Еще хочу отметить, что мой опыт субъективный, однако в ком-то он сможет найти отклик. Я не буду препарировать юмор или давать советы, надев маску эксперта. Но в конце оставлю ссылки на материалы, которые которые мне кажутся интересными.

Скрин с продолжительностью проекта standup из приложения boosted
Скрин с продолжительностью проекта standup из приложения boosted

Если верить приложению boosted, то стендапу я посвятил ~100 часов. Потом, правда, я перестал трекать время, но и выступлений тоже стало меньше. В эти сто часов входило: походил на стендап-курсы, накидывал материал сам, разгонял шутки с другими ребятами, выступал, сходил на кастинг открытого микрофона на ТНТ.

Я захотел найти творческое и социальное хобби

Я люблю выступать. В 10-11 классах играл в школьный квн. В универе участвовал в студвеснах, потом их организовывал. Несколько раз вел мероприятия в университете, выступал на конференциях с докладами. Публичных выступлений не боюсь, но волнение перед ними, особенно после перерыва, чувствую.

Я закончил университет и перебрался из Казани в Москву, поменял сферу деятельности: в дипломе у меня написано врач-стоматолог, а еще была ординатура по организации здравоохранения параллельно с работой. Попутно я закончил «школу 21», вкатился в машинное обучение и работаю в этой теме последние два года. С марта 2020-го работаю на удаленке.

Эти факты сказались на круге общения и социальных взаимодействий, он из круга начал превращаться в точку. Во-первых, когда заканчивается универ, заканчивается постоянный поток людей со свободным временем в твою жизнь. Во-вторых, если меняешь город своего обитания, то большинство друзей и знакомых остается в прошлом городе. В-третьих, из-за работы на удаленке — исчезает социальный компонент работы, когда вы ходите вместе покушать или перекидываетесь фразами в перерывах от задач.

Нехватка творчества и живого общения в жизни и побудила меня найти творческое и социальное хобби. Такое, которое не было бы связано с it (для баланса в жизни), расширило круг знакомств и улучшило навыки создания нового. Стендап показался подходящим вариантом. И в декабре 2020 года я начал гуглить на какие стендап курсы можно пойти.

Сходил на курсы и походил на открытые микрофоны

Само выражение «курсы по стендапу» вызывает здоровый скепсис. В нашем понимании чувство юмора — что-то врожденное и эфемерное, поэтому если этот навык у тебя не вкачан еще с этапа создания персонажа, то его и не будет.

Моя конкретная мотивация была следующая:

  • Хотел получить укомплектованный опыт и быстрый старт.
  • Хотел найти новые знакомства с разными людьми в оффлайне, с которыми я бы вряд ли встретился в других обстоятельствах.
  • Подобные курсы — это модерируемая интересная активность на месяц. Не нужно самому придумывать что делать, за тебя составлено расписание, когда ты приходишь и приятно проводишь время.

Поэтому я выставил четкие критерии для поиска курсов: оффлайн, за деньги, делают не первый раз. Полистал выдачу гугла по запросу «стендап курсы» и выбрал свой вариант.

Начались курсы, я вникал в инструменты про которые нам рассказывали, читал параллельно «Библию комедии» Дж. Картер и смотрел много русского и английского стендапа. Регулярно накидывал материал, выделяя для этого время и стараясь постоянно подмечать в окружающем мире сетапы (начало или предпосылка шутки).

Когда я начинаю изучать новое, еще со времен медицинского, я стараюсь со старта погружаться в предмет. Окружаю себя контекстом, ищу сабреддиты по теме, читаю параллельно дополнительные материалы. Стараюсь общаться и задавать вопросы людям, которые в этой теме давно. Это помогает быстрее набрать уровень стартовых навыков и понять, а интересен ли мне в принципе этот предмет.

Если разделить мои 100 часов, то часов 25 это стендап курсы. 75 часов — это я накидывал и писал материал + пара часов выступлений.

Как выглядят курсы. Вам рассказывают о комедийных приемах, вы их отрабатываете в упражнениях, а потом приходите домой и пишете материал. Этот материал авторы комментируют и выделяют моменты, из которых можно разогнать шутку. В конце у вас собирается короткое выступление, с которым и выступаете. По сути, на выходе вы знаете про существование некоторых литературных приемов, у вас есть минимальный материал + черновики и первое выступление в супер теплом зале, в котором были только ваши друзья и друзья других комиков.

Дальше начинаете искать открытые микрофоны. В Москве их количество растет, но записаться не всегда просто. Ищете сообщества в вк и инсте, пишете организаторам, вас добавляют в чаты. Ждете, когда появиться возможность выступить и записываетесь. Тут вам либо нужно успеть первым написать после анонса, либо надеяться на рандом, который определит список выступающих, либо платить 300р или приводить 2 друзей в качестве зрителей, еще есть конкурсы репостов, где приз — это возможность выступить. Потом вы приходите на выступление и рассказываете шутки. Иногда — это приятные пространства с камерным светом. Иногда — это кальянные в полутемных подвалах. Иногда в ответ на шутки слышите негромкое хихи, иногда звонкий смех, а иногда просто как кто-то скребет вилкой по тарелке.

Есть два события, во время которых, концентрация стендаперов на квадратный метр в Москве возрастает. Это фестиваль открытого микрофона на ТНТ и фестиваль «Панчлайн». На «Панчлайне» я еще не был, но на отбор «Открытого микрофона на ТНТ» весной сходил. Выглядит все это следующим образом: вы заполняете документы, отправляете их на почту, потом во время самого фестиваля приходите, регистрируетесь и получаете бейдж участника. В первый день регистрации была огромная очередь, некоторые пришли в 6 утра, чтобы зарегистрироваться и выступить пораньше. Я пришел после обеда во второй день и очереди не было совсем. Правда и выступил в последний 4 день.

По правилам вам дают 3 минуты на сцене, но могут прервать выступление. Не обязательно, потому что не смешно, некоторых обрывали из-за мата или нецензурных тем. В сумме за 4 дня там выступило больше тысячи комиков, мой номер был 1101, в двоичной системе это 13, кстати. В зале сидят одни комики, которые являются искушенными зрителями, поэтому нужно быть готовым, что шутки, которые заходят в барах, здесь могут прозвучать в тишину. Это более сложная аудитория, поэтому я бы не советовал выбирать площадку этого фестиваля — как место для первого выступления.

На фестивале можно заходить в зал и слушать других комиков, еще параллельно шла текстовая трансляция в телеграм канале. Вот, там даже есть запись про меня.
На фестивале можно заходить в зал и слушать других комиков, еще параллельно шла текстовая трансляция в телеграм канале. Вот, там даже есть запись про меня.

Прикладные бонусы стендапа

Когда начинаешь заниматься новым хобби, учишься новым навыкам. Пару раз видел сравнение этого процесса с RPG играми, мол, делаешь новое — набираешь опыт, качаешь навыки, получаешь умения. Но тут есть нюанс, в играх полученный опыт и навыки остаются до конца игры, в жизни же, большая часть ненужного в данный момент, забывается. Ну кроме того набора фактов, который мозг по непонятным причинам посчитал критически необходимым знанием. Например, что супер-ниндзя-черепашки — это не жалкие букашки, или что колонии микобактерий туберкулеза вырастают в форме жемчужин.

Мне больше нравится сравнение получения новых навыков со спортзалом. Качаешь группу мышц — растут результаты, перестаешь это делать — результаты откатываются. Зато при будущих тренировках процесс роста показателей будет идти быстрее, чем с нуля. Поэтому к фразе «Новые занятия учат новому», добавил бы окончание «а их регулярность, это новое поддерживает».

Стендап, как увлечение, дает применимые в жизни навыки. Выделил 10 пунктов, которые отметил для себя, когда начал заниматься стендапом.

1. Стендап — это публичное выступление, а значит, стресс. В отличие от чтения доклада, где аудитория молча слушает, здесь вы получаете постоянную обратную связь в виде смеха или его отсутствия. Это делает стендап более стрессовым в ~2.7 раз. Сильнее всего прокачиваешься после первого выступления в тишину, потому что понимаешь, что даже в этом случае конца света не случится. Регулярные выступления повышают уровень спокойствия и уверенности, причем не только на стендап выступлениях. Скилл растет логарифмически, это значит, что после первых выступлений ощущаешь сильный прирост уверенности, а потом все меньше и меньше, пока уровень не выходит на плато.

2. Стендап — социальное занятие. На каждом открытом микрофоне я встречал минимум десяток других комиков. Самому молодому комику, с которым я общался было 16 лет, самому возрастному 62, а еще у всех разные профессии или прошлое. Таким образом, стендап становится источником новых людей и знакомств в жизнь.

3. Стендап качает импровизационную мышцу. Когда накидываю материал или выступаю — учусь обыгрывать ситуации, придумывать шутки, смотреть на вещи под другим углом. Это помогает и вне стендапа: свежий взгляд на привычные вещи и уместные шутки делают разговор проще и приятнее.

4. Стендап учит четко формулировать мысли. Когда я начал выступать, меня удивляло, что комики с эфирами рассказывают одни и те же шутки, добавляя небольшие изменения. Оказалось, что так они проверяют и шлифуют материал. Потому что только подобрав нужные слова, ты максимально точно передаешь картинки и образы из своей головы зрителю.

5. Стендап — это пожалуй, первое мое хобби на которое окружающие реагируют крайне положительно. Я даже начал специально всматриваться в выражение лица человека, перед тем как сказать ему, что занимаюсь стендапом. Обычно, это выражение приятного удивления.

6. Становишься наблюдательнее. Чтобы написать шутку, сначала нужно написать сетап (заход на шутку), а чтобы написать сетап, нужно постоянно искать парадоксы в окружающем мире. В себе, в своем окружении, в прохожих. Начинаешь в любой удобный момент задавать себе вопрос, а что необычного здесь происходит. Занимаясь поиском парадоксов, начинаешь находить больше «глюков в матрице».

7. Учишься находить связи между объектами. Иногда шутки строятся на похожести объектов по конкретному признаку. Соединяй несоединимое, чтобы получилась шутка. В книге Дж. Картер есть упражнение. Выбираешь одну тему, (например, кулинария или работа в большой компании), вторую (космос) и пытаешься накинуть связь между ними. Подобное объединение концептов помогает во время штурма идей.

8. Рефлексируешь над жизненным опытом. После того, как начинаешь заниматься стендапом — любая жизненная ситуация становится сетапом. Это помогает переживать неурядицы и неудачи. Открыл холодильник, а упаковка молока вывалилась из полки на дверце? Отличный заход на шутку. Опять нагрубили в метро? Похоже разгон на целый блок. Болезненные воспоминания из детства? На этой теме можно карьеру построить. Стендап — это своего рода психотерапия. Сначала рефлексируешь над тем, что тебя волнует или бесит. Потом выходишь и рассказываешь незнакомым людям это со сцены и в конце, вы вместе смеетесь над ситуацией.

9. Стендап — это индустрия, с историей и культурой, которая вокруг него строится. Открытых микрофонов и творческих объединений становится больше. За свой промежуток выступлений я заметил как сильно растет число комиков. Постепенно появляются новые форматы творчества и выступлений, формируются круги общения.

10. В стендапе много искренности. Здесь комики говорят со сцены о проблемах искренне, не боясь осуждения. Мне нравится, что культура стендапа это скорее про быть, а не казаться.

Выводы

В своей жизни я люблю пробовать что-то новое и получать опыт, который совсем не похож на тот, что у меня есть. Стендап изначально казался экспериментом, который в итоге оказался удачным, и дал даже больше, чем я рассчитывал.

P.S

Свои мысли, рассуждения и личный опыт я пишу в своем телеграм канале @ibragim_txt. Некоторые заметки оттуда легли в основу этого текста. Заходите почитать и поучаствовать в обсуждениях под постами.

Список разных ссылок и материалов из статьи, которые я упоминал.

55
1 комментарий

Спасибо, Ибро!
Есть о чём задуматься.

Ответить