Зачем мне ментор?

Роль ментора отличается от ролей психолога, коуча, наставника, консультанта, бизнес-тренера и родителя. В чём же отличия? Зачем нужен ментор и что можно получить от него?

Давайте разбираться!

Коротко напомню, что внутри каждого из нас есть три состояния «я»: я-Ребёнок, я-Родитель, я-Взрослый. Наш внутренний ребёнок, как и все дети, любит говорить «я хочу» и «дай». Внутренний родитель склонен выражаться строго: «надо, должен, положено». А внутренний взрослый употребляет слова «могу, выбираю, решаю». «Я могу» – самое эффективное и равновесная состояние для решения профессиональных задач.

Так вот психолог / психотерапевт работает с непрожитыми детскими историями и травмами. Он помогает нашему внутреннему ребёнку вырасти, разбирая те эпизоды, которые этот рост остановили. Один из этапов работы с психологом и психотерапевтом – перенос, когда пациент проецирует на специалиста фигуру родителя. Так и должно быть, это часть терапевтического процесса.

Но в коучинге и менторинге допустимы только отношения взрослый-взрослый.

Одно из определений коучинга таково: партнерство с клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала. Коуч и ментор активируют наше «я могу», и тогда мы сами начинаем видеть возможности и находить решения.

Коучи и менторы не терапевтируют своих клиентов, как психолог, и не дают ему указаний, как наставник. Задача коуча – задавать сильные вопросы. Обратите внимание: не просто вопросы, а сильные! Они должны помочь клиенту пройти к его внутреннему знанию, внутренней мудрости и увидеть те ответы и решения, которые уже есть в глубине. Сам термин «сильные вопросы» ввёл Дэвид Клаттербак, он же считается основателем менторинга.

Если коуч может быть совсем не специалистом в той профессии, в которой клиент решает задачи, то наставник похож на спортивного тренера. Он должен быть на несколько ступеней выше своего подопечного в той сфере, где клиент хочет развиваться. Наставник может давать прямые рекомендации в духе «сделай так».

Ментор стоит как бы между коучем и наставником. В отличие от коуча, он должен иметь компетенцию в сфере запроса ментИ. Но, в отличие от наставника, ментор не даёт указаний. Ментор может предлагать и даже передавать свой опыт, давать обратную связь и экспертизу. Но в менторинге, как и в коучинге, финальное решение остаётся за клиентом. Это его выбор и ответственность. В конце сессии ментор обычно задаёт вопрос «что возьмёте из того, что сегодня обсуждали?»

Для кого менторинг? В менторинг приходят:

👉 предприниматели (к опытным предпринимателям, владеющим инструментами коучинга),

👉 сотрудники корпораций (к более квалифицированным или вышестоящим коллегам, если такая практика введена в компании),

👉 люди, перед которыми стоят задачи в сфере карьеры, конкретного проекта, развития бизнеса. Я иногда говорю, что беру людей, находящихся «на развилке», «в точке бифуркации» (состояние, когда возникла неустойчивость и/или неопределённость).

Менторские проводятся либо по предварительно согласованному графику, либо по запросу клиента. В Международной Ассоциации Коучинга (ICF) рекомендуют частоту сессий 1 раз в месяц. Некоторые мои знакомые бизнес-менторы считают, что оптимальная частота – 1 раз в 1-2 недели. Если создана такая договоренность, то в промежутках между сессиями менти могут писать своему ментору и задавать вопросы, но инициатива всегда исходит от менти.

Важно понимать, чего НЕ делает ментор.

Ментор не внушает менти нереальных ожиданий в духе «у тебя получится всё, что ты захочешь» – наоборот, иногда ментору приходится вернуть клиента из иллюзий в реальность.

Иногда клиентам-предпринимателям кажется, что ментор – это такой талисман, несущий успех: достаточно, чтобы он был и проект «взлетит». Это не запрос на менторство, т.к. он сделан не из позиции «я-Взрослый».

Бывает менти ждёт, что ментор будет думать о нём 24/7 – это ожидания, похожие на то, чего ребенок ждет от родителя. Если вы как клиент чувствуете, что ваш коуч или ментор начинает напоминать вашего родителя – это знак, что какой-то аспект нерешённых отношений с родителем требует исцеления, и будет полезен визит к психологу.

Если есть запрос на то, чтобы кто-то напоминал, писал, спрашивал «как у Вас дела, какие шаги сделаны?» - это к трекеру. Если менти ждёт, что его будут контролировать и заставлять идти вперёд, то это запрос к наставнику или начальнику. Кого-то предполагает, что ментор откроет записную книжку и приведёт клиентов, особенно, если менти работает в сегменте В2В. Это запрос к агенту или сотруднику отдела продаж. Кто-то считает, что ментор – как футбольный фанат – будет кричать «давай, давай, команда, вперёд!». Такую энергетическую «накачку» можно дать тренер личностного роста – и то только в рамках некоторых упражнений на тренинге.

Что можно получить от ментора:

✅ в разы укорить своё личное развитие и развитие своего проекта,

✅ избежать многих болезненных ошибок,

✅ снизить тревогу и синдром самозванца – не потому, что ментор будет вас терапевтировать, а потому что он даст честную обратную связь и вы сами увидите, где у вас «твёрдо» и вы реально можете на это твёрдое опереться,

✅ ментор может увидеть тот ваш потенциал, который пропустили коллеги, преподаватели и даже родственники,

✅ информацию самого разного рода – по ходу сессии у вас могут возникать вопросы «где искать?», «как обычно делают?», «боюсь, что...», а у ментора может быть опыт подобных ситуаций,

✅ создать ясность, куда вы на самом деле хотите прийти, как и что нужно для этого развить, и какой план шагов будет эффективным,

✅ ментор «открывает двери» в прямом и переносном смысле.

Начать дискуссию