Кассовый разрыв: избавляемся от «дебиторки» навсегда!

ФК «Содружество»

В период коронакризиса компании все чаще сталкиваются с нехваткой денежных средств на счетах, необходимых для дальнейшей деятельности организации. Многим из нас знакома ситуация, когда мы видим обилие заключенных договоров, пустые склады с продукцией и нуль рублей на расчетном счете. К сожалению, одной из главных причин кассового разрыва является именно просроченная дебиторская задолженность компаний-контрагентов. Как избежать финансовых и репутационных проблем из-за накопившейся «дебиторки»? Как заставить долги приносить доход? Об этом и многом другом, мы расскажем в данной статье.

https://t.me/fk_sodrugestvo
https://t.me/fk_sodrugestvo

«Дебиторка» - один из виновников кассового разрыва

Существует множество причин появления кассового разрыва. Роль играют и направленность бизнеса, и наличие кредитов, и различного рода проблемы, связанные с судебными разбирательствами. Однако, в большинстве случаев, недостаток свободных денежных средств на счетах компании связан с неоплатой счетов контрагентами в определенный срок. И если речь идет лишь об отсрочке платежа - это решаемая проблема. В этом случае, вы сознательно предоставляете отсрочку оплаты клиенту, понимая, что лучше продадите товар и будете ожидать его оплату полгода, нежели чем иметь полные склады и отказываться от контрагентов, которые не могут полностью оплатить счет в течение нескольких месяцев. Другое дело, если ваш должник просрочил оплату по договору, и ситуация вышла из-под контроля. В данном случае, вы сталкиваетесь с просроченной дебиторской задолженностью, которая порождает ряд крупных проблем:

  • кассовый разрыв (у вас нет денег на оплату счетов другим компаниям, начисление заработной платы сотрудникам);

  • развитие компании останавливается (вы не в состоянии инвестировать в

  • проблемы с контролирующими органами (сделки, не закрытые длительный срок вызывают вопросы со стороны налоговой инспекции);
  • репутационные риски (чрезмерная долговая нагрузка способна существенно понизить рейтинг доверия к организации);

  • риск банкротства («дебиторка» имеет тенденцию накапливаться как «снежный ком», что может пагубно отразиться на дальнейшей деятельности вашей компании).

Одним словом, «дебиторка» - главный «тормоз» развития любого предприятия. Ее уровень необходимо четко контролировать, уделять внимание работе с контрагентами-должниками, и ни в коем случае, не пускать дело на «самотек» - срок исковой давности всего три года с момента подписания договора, поэтому слишком затянувшиеся переговоры могут негативно сказаться на возврате долга.

Как избежать «дебиторки»?

Каким образом нужно работать с компаниями-контрагентами, чтобы избежать проблем с «дебиторкой»? Давайте разбираться вместе! Для начала рассмотрим постоянных контрагентов, с которыми сотрудничает ваша компания. Если один из них вдруг попросил о рассрочке платежа, не следует «бросаться в омут с головой» - узнайте причины, по которым это происходит.

Если вопрос в крупных затратах на новые проекты или приобретение техники – это один вариант, а если выяснится, что ваш постоянный контрагент накопил много судебных исков или не справляется с выплатой по обилию кредитов, взятых еще до начала коронакризиса, то это уже другой вариант. В первом случае, вы можете позволить себе подождать оплаты (в конце концов, непросроченная ликвидная «дебиторка» лучше, чем полный склад непроданного товара).

Во-втором случае, это тревожный момент. Возможно, ваш постоянный контрагент не справляется с кризисом в компании и идет процесс накопления «дебиторки», чтобы продержаться «на плаву». Имейте в виду, что бенефициарам такой компании проще будет начать процедуру банкротства, нежели чем расплатиться с большим количеством долговых обязательств. Не ждите, что даже постоянные контрагенты будут делиться с вами информацией о возможном собственном банкротстве. В этом случае, рекомендуем проанализировать финансовый уровень такой компании с помощью открытых источников в сети интернет – обратите внимание на разницу финансовых показателей, попробуйте предположить, что вызвало их снижение в этом году. Не помешает просмотреть информацию о наличии судебных разбирательств, размере активов вашего контрагента-должника, учредительском составе. Кроме того, обратите внимание на уровень рекламной и деловой активности.

Еще одна категория контрагентов, которую мы рассмотрим в данной статье – новые компании, с которыми ваше предприятие планирует сотрудничать. Новый игрок в бизнесе – всегда высокий риск. Поэтому, важно изначально проанализировать будущего контрагента, нежели чем получить большие проблемы после подписания договора с ним.

В наше экономически непростое время процветает мошенничество – «фирмы-однодневки», недобропорядочные компании, пытающиеся за счет рекламы и ложного портфеля заказов показать свой богатый опыт в той или иной отрасли. Соответственно, важно досконально изучить финансовое состояние таких контрагентов перед началом сотрудничества с ними.

На что следует обратить внимание при анализе финансового состояния будущего контрагента?

  • Во-первых, из открытых источников необходимо собрать максимальное количество информации о компании: бух.баланс, наличие судебных исков, участие в тендерах, количество штатного персонала, учредительский состав и его изменения, размер активов, деловая и репутационная активности и мн. др.
  • Во-вторых, необходимо запросить у будущего контрагента пакет важной информации, которая поможет конкретизировать важные моменты о деятельности компании: копию приказа о назначении руководителя компании, копию устава, копию договора аренды (желательно уточнить у арендодателя, действительно ли находится данная организация по указанному юридическому адресу).
  • В-третьих, для более профессионального анализа следует обратиться к экспертам какой-либо специализированной (финансовой) компании, которые могли бы оценить финансовые риски работы с вашим будущим контрагентом, вероятность его банкротства.


Нет «дебиторки» - нет кассового разрыва!

Если просроченная дебиторская задолженность у вас уже имеется, то необходимо предпринять ряд решительных шагов:

· если вы ожидаете оплату более трех календарных месяцев – смело подавайте исковое заявление в суд, оповестив об этом контрагента в письменном виде;

· выясните, нет ли встречных претензий со стороны компании-должника, попросите ответить вам на данный запрос в письменной форме (этот шаг поможет вам избежать дальнейших проблем);

· при решении о подаче искового заявления в суд не экономьте на помощи юриста (бюрократические «проволочки» отнимут у вас слишком много времени);

· если ваш долг уже просужен и есть копии решения суда, вы можете избавиться от вашего долга, переуступив его третьим лицам.

Продажа долга – инвестиции в будущее компании

На самом деле, продажа долга является одним из самых выгодных способов избавления от просроченной задолженности. Принцип прост: вы находите финансовую компанию с солидным опытом работы на финансовом рынке и обращаетесь к ней с вопросом продажи просроченной дебиторской задолженности. Ее эксперты анализируют финансовые риски работы с вашим контрагентом-должником, и в случае положительного решения, подписывают с вами договор цессии (уступка прав требования долгового обязательства третьим лицам).

Далее, всего через несколько дней на ваш счет поступят «живые» деньги, которые вы можете сразу же инвестировать в развитие собственной компании. При этом, вам не потребуется принимать участие в процедуре взыскания долга.

Однако следует отметить следующий момент: внимательно отнеситесь к выбору финансовой организации, оцените ее опыт, уровень деловой репутации, профессионализм сотрудников. Это поможет вам избежать напрасных рисков. К примеру, финансовая компания «Содружество» работает на рынке долговых обязательств более 10 лет. Ее эксперты всегда готовы оказать профессиональную помощь в решении вопросов продажи долга и инвестировании в «дебиторку». А срок ожидания денег после подписания договора составляет всего 10-15 дней.

Не ждите кассового разрыва, не накапливайте дебиторскую задолженность перед Новым годом. Избавляйтесь от ненужных долгов прямо сейчас!

Дебиторская задолженность, кассовый разрыв, проблемы с налоговыми органами по поводу незакрытых сделок – это лишь неполный перечень проблем, которые ждут компании из-за недобросовестных контрагентов. Светлана Васина, управляющий партнер ФК "Содружество"
Дебиторская задолженность, кассовый разрыв, проблемы с налоговыми органами по поводу незакрытых сделок – это лишь неполный перечень проблем, которые ждут компании из-за недобросовестных контрагентов. Светлана Васина, управляющий партнер ФК "Содружество"
6
Начать дискуссию