Formula E - спорт или маркетинг?

Несколько лет назад Президент FIA Жан Тодт сделал заявление, что автоспорт в нынешнем его виде в 2040 году станет ненужной и избыточной тратой ресурсов. Своеобразной «белой вороной», которая не подходит под это определение, является Formula E.

Formula E - спорт или маркетинг?

Вкратце о Formula E

В 2012 году основали класс Formula E, в котором принимают участие электромобили с открытыми колёсами, а уже в сентябре 2014 в Пекине стартовал первый чемпионат. На первый взгляд может показаться, что чемпионат схож с Formula 1, только вместо бензиновых двигателей электрические. В действительности же различий куда больше. Давайте посмотрим какие они:

  • Этап чемпионата занимает один день в отличие от трёх дней в Formula 1. Утренняя квалификация и гонка днём экономят время и деньги болельщика и дают «концентрированное» шоу;
  • В ходе электрочемпионата все гонки проходят в крупных городах. Эр-Рияд, Рим, Париж, Гонконг, Нью-Йорк и так далее. Тесные городские улочки способствуют контактной борьбе и большему числу рискованных обгонов;

  • Схожесть с видеоиграми, в которых в режиме атаки гонщик имеет право проехать по более длинному маршруту и получить бонусом кратковременное увеличение мощности в удобный ему момент гонки;

  • FanBoost. Если в ходе голосования болельщиков в соцсетях гонщик окажется в числе лидеров, то он также получит возможность кратковременно увеличить мощность. Можно вечно спорить о честности такого подхода, но FanBoost значительно подогревает интерес зрителей к гонке.
Formula E - спорт или маркетинг?

Сравнение затрат на Formula 1 и Formula E

Согласно исследованию Forbes, затраты на электрическую версию Formula значительно меньше, ведь в течение сезона средняя команда тратит от 15 до 20 миллионов долларов, в то время как в Formula 1 даже отстающие команды расходуют в районе 100 миллионов, а лидеры вроде Mercedes, Ferrari, Red Bull — более 250 миллионов долларов в год.

Низкие затраты приводят к большей вовлеченности автопроизводителей в Формулу Е. За меньшие деньги они получают большее количество рекламы и возможность продемонстрировать свои необычные технические разработки благодаря гибкому регламенту. Возможно, в Formula E когда-то будут внедрены автокомпоненты компании «ИТЕЛМА». В Формуле первого дивизиона производители вынуждены придерживаться жесткого регламента и использовать унифицированные решения. Это сковывает руки инженерам и заставляет их развиваться в одном направлении. И это в чемпионате, в котором в своё время участвовали такие сумасшедшие изобретения как «вакуумный» болид: его двигатель высасывал весь воздух из под машины для большей прижимной силы.

Мощный мотор создавал вакуум под автомобилем
Мощный мотор создавал вакуум под автомобилем

А чего стоит шестиколесный болид Tyrell P34, не говоря уже о множестве необычных кузовных разработок? Вряд ли мы когда-то снова увидим что-то подобное в современной Formula E, но еще с меньшей вероятностью в Formula 1. Хотя, в смелости организаторам электрической формулы не откажешь, ведь первые четыре сезона гонщики использовали по два автомобиля, из-за небольшого запаса хода и невозможности быстрой замены/подзарядки аккумуляторов.

Популярность или работа маркетологов?

Нет ничего удивительного во внедрении новых технологий в автоспорт с оглядкой на потребности рекламы, будь то NASCAR, Инди 500 или Formula 1. Однако в случае с Formula E об этом высказался и сам президент FIA, выразив недовольство лидерством маркетинговых отделов над конструкторскими.

В молодом чемпионате уже участвует огромное количество именитых марок:

  • BMW;
  • Mercedes;
  • Porsche;
  • Citroen(DS);
  • Renault;
  • Jaguar;
  • Audi.

Почему же производители оказались так быстро вовлечены в Formula E? Все просто, компания получает общественное признание как борец за экологию и вместе с тем очередной раз демонстрирует, что её автомобили ещё как могут показать себя в автоспорте! Или это просто инвестиция в будущее?

Антониу Феликс да Кошта стал досрочным победителем шестого сезона Formula E
Антониу Феликс да Кошта стал досрочным победителем шестого сезона Formula E

Мнения гонщиков формулы Е разнятся. К примеру, экс-пилот Лоик Дюваль негативно отзывается об автомобилях этой серии - маломощные, с ограниченным запасом хода и проблемами со сцеплением с асфальтом, да и рёв бензинового двигателя отсутствует. Дюваль упрекает пилотов чемпионата в лицемерии, когда они говорят что автомобилями Formula E интересно управлять.

Чемпион DTM Рене Раст имеет полностью противоположное мнение, мол, любой машиной интересно управлять. Да, болиды медленные и практически бесшумные, но в тоже время из-за завязки результата гонки на энергию, экономию шин и тактику, гонщик тут значительно сильнее влияет на результат.

Formula E - спорт или маркетинг?

Резюмируя можно сказать, что нынешняя Formula E полна странных моментов — шатры-палатки, зарядка от дизель-генераторов, замена машины по ходу заезда в первые четыре сезона. Тем не менее, чемпионат выжимает максимум из современных аккумуляторов и привлекает неплохое количество зрителей, и, что более важно - спонсоров, что только способствует уверенному развитию Formula E.

Лучше всего Formula E выглядит как отдельный гоночный чемпионат, который просто нельзя сравнивать не то что с Formula 1, а даже с Formula 4, ведь это совершенно разные гонки. И нет ничего плохого в том, что большинство автопроизводителей приходят в Formula E за пиаром, главное что они активно участвуют в развитии чемпионата. Возможно, когда-нибудь Formula E станет популярнее 24 часов Ле-Мана. Кто знает.

Formula E - спорт или маркетинг?

Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.

Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.

У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.

Читать ещё полезные статьи:

1
Начать дискуссию